Жобин, Антониу Карлос
- 1 year ago
- 0
- 0
Анто́ниу Пе́дру да Ко́шта ( порт. António Pedro da Costa ; 9 декабря 1909 , Прая , Кабо-Верде — 17 августа 1966 , Каминья , Моледу — первый португальский художник и поэт- сюрреалист , журналист , актёр , скульптор , коллекционер , сценарист, один из важнейших представителей модернизма в португальской литературе и искусстве первой половины XX века .
Как художник и поэт широко известен под именем Антониу Педру, хотя в Указателе авторов «Истории португальской литературы» А. Ж. Сарайва и О. Лопеш обозначили полное имя первого португальского сюрреалиста так, как его писал сам автор: Педру да Кошта, Антониу ( порт. Pedro da Costa, António ).
Отец был коммерсантом и владел большой собственностью. Согласно сведениям самого художника, его дед по отцовской линии был капитаном корабля и жил на крайнем севере Португалии на границе с Галисией , а бабушка по материнской линии имела ирландско - валлийское происхождение . В возрасте 4 лет переехал с семьёй в Португалию . Начальное образование получил в Лиссабоне , затем перебрался в Гуарду в Галисии , где принимал участие в театральных постановках в качестве актёра. Затем продолжил среднее образование в Сантарене и Коимбре . Обучался на юридическом и филологическом факультетах Лиссабонского университета , но ни один из курсов не окончил.
В 1929 году на пути на Кабу-Верде сочинил сборник «Дневник» ( Diário ), и считается некоторыми критиками первым кабовердианцем, открывшим литературный Кабу-Верде, и расцениваемый поэтому как предтеча основоположников кабовердианской идентичности. 1934 и 1935 годы провёл в Париже и обучался в Институте искусства и археологии ( фр. Institut d'art et d'archéologie ) в Сорбонне .
Признаётся первым португальским галеристом, так как в 1933 году организовал и до 1938 года руководил первой галерей современного искусства в Лисабоне ( UP ). В те годы Антониу Педру исполнял важную роль в новаторских движениях пластического искусства , был близок с художником Антониу Дакоштой ( Antônio Dacosta ) — оба задавали передовой тон португальскому искусству 1930—1940-х годов. В 1935 году эти художники выставляли свои работы в Лиссабоне, где они воспринимались новыми и неожиданными, хотя в Париже ими некого было удивлять. В 1940 году организовал совместную с английским скульптором Памелой Боден ( Pamela Boden ) выставку невиданных ранее в Португалии художественных новинок. Один год, с декабря 1940 по конец 1941 года, пробыл в Бразилии, где публиковался в журналах, выставлялся в Рио-де-Жанейро и Сан-Паулу , продавал свои работы музеям. Мариу де Андраде в статье Diário de São Paulo от 12 августа 1941 года писал об Антониу Педру как о «выдающемся художнике» ( notável pintor ( sic )). Высокая оценка была вызвана выставлявшимися в Лиссабоне работами: в 1935 году «15 стихов наудачу» ( фр. 15 Poèmes au hasard ) и в 1936 году «Пространственные поэмы» ( фр. Poèmes dimensionnels ), предваривших неоконкретное искусство ( порт. neoconcretismo sic ) и визуальную поэзию, возникшие в Бразилии в 1950-х годах.
В 1936 году в Париже абстрактного геометрического искусства и концептуальных объектов, издал в приложении в первому номеру журнала La revue N+1 «Пространственный манифест» ( фр. Manifeste Dimensioniste «Дименсионистский манифест»), который подписали 26 деятелей современного искусства . Свои подписи поставили художники, скульпторы, фотографы: Бен Николсон , Александр Колдер , Давид Какабадзе , Катаржина Кобро , Жоан Миро , Ласло Мохой-Надь , Антониу Педру, Жан Арп , Камиль Бриан , Робер Делоне , Казар Домела , Марсель Дюшан , Василий Кандинский , Ерванд Кочар , Франсис Пикабиа , Энрико Прамполини , Ка́роли Сиратё, Соня Делоне , Софи Тойбер-Арп и другие .
, теоретикВ манифесте Кароли Сиратё основывал свою теорию пространства ( фр. théorie du planisme ) на идее четырёхмерного псевдоевклидова пространства Германа Минковского ( пространство Минковского ), в котором время и пространство представляют собой единое пространство-время . Провозглашалось открытие первой пространственной выставки художников-авангардистов разных стран.
В то время на создание концептуальных объектов Антониу Педру («Метафизический аппарат для медитации» Aparelho metafísico de meditação , 1935) оказывали влияние « реди-мейды » французского художника Марселя Дюшана. Некоторые работы беспредметной геометрической живописи и графики выполнены в стиле Жоана Миро и Василия Кандинского , другие несут влияние супрематизма и конструктивизма . К наиболее известным работам художника относятся «Остров Пса» ( A Ilha do Cão , 1940 ) и «Похищение в населённой местности» ( Rapto na paisagem povoada , 1946).
В 1942—1943 годах руководил изданием журнала авангардистов Variante . Изданное в 1942 году сочинение «Всего лишь нарратив» ( Apenas uma narrativa ) считается первым сюрреалистическим произведением португальской литературы . Жанр данного прозаического сочинения определить не просто (рассказ? повесть?), но литературоведы относят его к романам . В 1944—1945 годах работал в Лондоне португальским корреспондентом Би-би-си , был связан с группой английских сюрреалистов .
В октябре 1947 года в Лиссабоне состоялось первое собрание, положившее начало основанию Лиссабонской сюрреалистической группы (Сюрреалистической группы Лиссабона Grupo Surrealista de Lisboa ). Живопись тесно сплеталась с поэзией, поэтому участие в нём принимали как художники, так и поэты, точнее поэты-художники: Антониу Педру, Жозе-Аугушту Франса ( José-Augusto França ), Кандиду Кошта Пинту ( Cândido Costa Pinto ), Мариу Сезарини , Алешандре О’Нилл , Жозе-Аугушту Франса, Вешпейра, Мониш Перейра ( João Moniz Pereira ), Фернанду де Азеведу, Антониу Дакошта ( António Dacosta ) и Антониу Домингеш. К сюрреалистам также относились фотограф Фернанду Лемуш ( Fernando Lemos ), Жорже Виейра ( Jorge Vieira ). Т. П. Каптерева кратко описала коллективную картину лиссабонской группы: «Сюрреализм в Португалии был явлением запоздалым и подражательным. На состоявшейся в 1949 году выставке сюрреалистов в Лиссабоне экспонировалось большое полотно под названием „Изысканный труп“ ( Cadavre Exquis ). Уже само название, восходившее к 1920-м годам, начало фразы, связанной с приёмами создания литературных и живописных произведений методом „ автоматизма письма “, выглядело глубоким анахронизмом. Работавшие над картиной Антонио Педро, Антонио Домингеш, Фернандо де Азеведу, Веспейра, Мониш Перейра писали поочерёдно совершенно произвольные сумбурные куски, создавшие в целом сюрреалистическое сочетание несоединимого. Здесь многое выглядело прямым заимствованием из репертуара прошлого. Подражание Сальвадору Дали , Иву Танги , Полю Дельво , Рене Магриту можно обнаружить и в мрачных работах Антонио Педро, лидера группы („Похищение в населённой местности“, „Интервенция романтизма“, „Остров собаки“), и в композициях более молодых художников, сдобренных сильной порцией эротизма („Живопись“ Мониша Перейры)» .
, Фернанду де Азеведу ( Fernando de Azevedo ), Антониу Домингеш ( António Domingues ). Группа окончательно оформилась в 1948 году, когда в её состав вошли Антониу Педру,Группе не хватало сплочённости и чувства коллективизма. Уже в 1949 году вокруг Сезарини образовался новый кружок сюрреалистов, который А. Ж. Сарайва и О. Лопеш именовали группой несогласных ( grupo dissidente ). Его участники вошли в конфронтацию со сторонниками Антониу Педру, и это противостояние не прекращалось до распада движения 1952 году. Несмотря на это португальские сюрреалисты продолжали воплощать свои идеи индивидуально. Некоторые из них начинали как , затем тяготели к беспредметной живописи и переходили к абстракционизму . За время активности движения проводились выставки и конференции, было выпущено четыре так называемых «Сюрреалистических тетради» ( Cadernos Surrealistas ) , то есть групповых антологий не большого объёма.
В 1949 году вышла вторая важная публикация Антониу Педру Protopoema da Serra d'Arga . С конца 1940-х годов Антониу Педру почти полностью погрузился в театральную деятельность, сыграв огромную роль по обновлению португальского театра . В Лиссабоне эти попытки не получили широкого признания. В 1953 году основал Экспериментальный театр Порту ( Teatro Experimental do Porto ), которым руководил до 1962 года . Осуществлял постановки пьес Артура Миллера , Эжена Ионеско , Бернарду Сантарену . Сам писал сочинения для созданной им театральной труппы. В истории португальского экспериментального театра это была одна из длительных попыток его обновления . В 1950-х годах осел в доме деда, в Минью , на границе с Галисией. В последние годы жизни увлекался скульптурой и керамикой.