Interested Article - Сайнэры
- 2021-12-27
- 1
Са́йнэры ( монг. сайн эр ; бур. hайн эрэ ) — конокрады в Халхе , Бурятии и Внутренней Монголии , занимавшиеся раздачей своей добычи бедным семьям в XVIII — начале XX века .
Именование
Дословно сайн эр переводится с монгольского как «добрый молодец», «удалец». Согласно легенде, первые девять сайнэров Халхи принесли клятву о том, что они, не подчиняясь маньчжурской власти , будут грабить богатых и раздавать их имущество беднякам, на вершине горы Шилийн-Богд (современный аймак Сухэ-Батор в Монголии ) в конце XVII века , во время массового бегства халхаских феодалов в Китай от джунгарского хана Галдан-Бошогту . С названием этой горы связано одно из их монгольских наименований — шилийн сайн эр , наряду с сайн хулгайч ах («добрый дядя-вор») и другими. В Бурятии, однако, именование hайн эрэ применялось и к конокрадам, не занимавшимся раздачей награбленного беднякам. Распространённым эпитетом по отношению к сайнэрам было выражение төрийн бөөс — «вошь, [сосущая кровь] государства» .
Образ жизни
Фольклор приписывает сайнэрам необыкновенное мастерство в ловле скота, особое искусство рукопашного боя, а также специфический «кодекс чести»: например, никогда не грабить только ради собственной наживы, воздерживаться от убийств, не воровать у соседей, не заниматься торговлей, охранять простой народ от давления маньчжурской администрации . В связи с этим, жертвами сайнэров становились богатые князья, зажиточные семейства и китайские торговцы. Чаще всего они угоняли у них лошадей, однако забирали и другой скот, а также прочее имущество. Большинство сайнэров имело собственные прозвища , образованные из какой-либо его отличительной особенности или внешности: например, Хэрлэн-Жамьян («Джамьян-Керулен», из-за того, что он однажды переплыл широко разлившийся Керулен ), Исгэрдэг-Дамба («Дамба-Свистун», из-за своего очень громкого свиста ), Арын-Будуун-Хар («Чёрный Толстяк с севера», из-за внешности ) и т. п.
В сайнэрской среде, которая пополнялась в том числе и за счёт выходцев из буддийских монастырей (например, таковым был известнейший сайнэр из Дарьганги ), существовал обычай чтить некоторых буддийских божеств как особых покровителей своего дела, например, или Шалши-Гомбо (четырёхликого Махакалу ) . Зачастую сайнэры не имели собственной юрты и ночевали, где придётся, большую часть жизни оставаясь неженатыми, однако некоторые из них всё-таки заводили жён, особенно на склоне «карьеры». Сайнэрами были прадед и дед вождя народной революции Сухэ-Батора по отцовской линии . После народной революции Служба внутренней охраны Монголии начала активно использовать сайнэров, посылая их в разведывательные миссии во Внутреннюю Монголию . В 1930-е годы , с ликвидацией в МНР класса феодалов и образованием коллективных скотоводческих хозяйств, социальная база для сайнэрства исчезла.
В искусстве
Из широкого пласта устных преданий, сказок и « протяжных песен » о знаменитых сайнэрах их образ перешёл в монгольскую художественную литературу , где в социалистический период пользовался особой симпатией как образ борца с социальной несправедливостью. Рассказы о самых известных из них, таких как Торой-Банди, Хулгар-Нацаг, Тогос-Цултэм, Цахиур-Тумэр, Хангай-Базар, Улаан-Дама, явились основой для создания образа сайнэров в таких произведениях, как пьеса О. Жамбалжамца «Торой-банди» (1957) , романы « » (образ сайнэра Тумэра, экранизирован в 1970—1973 годах) и «На Алтае» Ч. Лодойдамбы . В Дариганге, на горе Гангын-Цагаан-Овоо установлен памятник Торою-Банди.
См. также
Примечания
- Цыбикдоржиев Д. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
- Ойдов Б. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
- Ойдов Б. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
- ↑ Ойдов Б. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
- Степные были и небылицы. / сост. Х. Мэргэн. — Улан-Удэ: Издательство АУ РБ Республиканский информационный центр Министерства культуры Республики Бурятия: Буряад-Монгол Ном, 2010. — с. 228
- Ойдов Б. от 9 ноября 2014 на Wayback Machine
- Ойдов Б. Ар Халхын шилийн сайн эрчууд. II дэвтэр. — Улаанбаатар, 2011. — 3—7 тал.
- Дата обращения: 9 ноября 2014. 9 ноября 2014 года.
Ссылки
- 2021-12-27
- 1