Interested Article - Никольский собор (Казань)

Нико́льский собо́р в Казани — храмовый комплекс Казанской и Татарстанской епархии Русской православной церкви , расположенный в Вахитовском районе Казани , на улице Баумана . С 1946 года действует как кафедральный собор .

Ансамбль Никольского собора является памятником культовой архитектуры и городской достопримечательностью.

История

Из писцовых книг Казани и Казанского уезда известно, что в 1565 году на месте Никольского собора действовала деревянная церковь Святого Николая Чудотворца, именуемая «церковью Николы Боровского» .

Позднее, в конце XVII века вместо деревянной церкви был выстроен бесстолпный одноглавый каменный храм — двухпрестольная Николо-Низская церковь с приделом в честь Рождества Христова и небольшим престолом во имя Иоанна Воина в колокольне.

Возможно, что примерно тогда же была возведена летняя Покровская церковь, представляющая собой каменный шестистолпный трёхапсидный храм. Сведения о её возникновении противоречивы: даты, указанные на антиминсе (1696 год) и в клировых ведомостях (1703 год), могут относиться как к обновлению уже существовавшего храма, так и ко времени его постройки .

В 1720-х — 1730-х годах у Покровской церкви была построена пятиярусная колокольня .

В 1834—1871 годах в приходе Николо-Низской церкви служил священник Михаил Павлович Полетаев (1814—1871), сын священника этой же церкви, выпускник Казанской духовной семинарии 1834 года. При нём в 1857—1862 годах был выстроен двухэтажный каменный дом причта .

Постройки и перестройки храма производились на средства прихожан, а Николо-Низский приход был одним из самых малолюдных в Казани, основную массу прихожан составляли люди низкого достатка . Однако, благодаря инициативе приходского священника, уважаемого среди казанских православных христиан Николая Максимовича Варушкина (1831—1903), служившего здесь в 1871—1903 годах, нашлись благотворители, пожертвовавшие деньги на обновление обветшалого храма . Основные средства на постройку нового здания Николо-Низской церкви предоставили члены строительного комитета купцы Павел Васильевич Щетинкин, Василий Иванович Заусайлов, Александр Никифорович Свешников и Григорий Николаевич Горинов (их имена увековечены в мемориальной доске на стене храма). Только Г. Н. Горинов был прихожанином и старостой этой церкви, все остальные жертвователи жили в других приходах .

В 1883 году старая тёплая Николо-Низская церковь была разобрана, и через два года, в 1885 году, выстроено новое здание — бесстолпный одноглавый одноапсидный храм в эклектичном стиле с элементами классицизма .

В 1892 году была обновлена холодная Покровская церковь. Легенду о том, что «именно тогда, после частичной перестройки, она стала пятиглавой» опровергает снимок 1878 года ( ). Не вызывает сомнений, что её пятиглавое завершение изначально. В 1893 году к северу от церкви выстроили пятиглавую часовню во имя св. Иоанна Воина (архитектор Р. Г. Руш ).

В 1930 году, ввиду антирелигиозной государственной политики , Николо-Низская церковь была закрыта. Ко времени возрождения Казанской епархии в 1942 году единственным действующим храмом Казани была кладбищенская церковь Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище .

При архиепископе Гермогене (Кожине) , в октябре 1946 году, в Казани зарегистрировали вторую православную религиозную общину, которой передали Николо-Низскую и Покровскую церковь. Она получила статус Никольского кафедрального собора. Руководить работами по обустройству интерьера храма, в течение 15 лет использовавшегося под склад, архиепископ поручил протоиерею Василию Яхонтову (1876—1965). За 5 месяцев собор был подготовлен к службе и 22 марта 1947 года, на память 40 мучеников севастийских, освящён. Этот день стал не только большим праздником для верующих Казани, но и новым престольным праздником собора: в честь 40 севастийских мучеников в нём освятили приставной престол для совершения ранних литургий .

Архитектура

Никольский кафедральный собор представляет собой архитектурно-административный храмовый комплекс, состоящий из сообщающихся Николо-Низской и Покровской церквей, отдельно стоящих колокольни и часовни, а также ряда церковно-административных зданий .

Николо-Низская церковь

Церковь именовали упрощённо Николо-Низской, чтобы отличать от других казанских храмов Святого Николая Чудотворца (например, от церквей Николы Тульского, Николы Вешняковского, Николы Ляпуновского, Николы Ратного), некоторые из которых находились в нескольких десятках метров от неё; а «Низской» она называлась из-за того, что располагалась ниже по рельефу, чем рядом стоящая церковь Николы Гостиного . Нередко также употреблялось обозначение «Николо-Нисская церковь», зафиксированное в законе о придании церкви статуса памятника.

Кирпичное, оштукатуренное здание Николо-Низской церкви (Церкви Во Имя Святого Николая Чудотворца) с декоративным убранством фасадов в эклектичном стиле является характерным примером архитектуры конца XIX века.

Объёмная композиция бесстолпного, одноапсидного , одноглавого храма строго симметрична и соответствует классической схеме построения .

Парадный вход в церковь размещён по центральной оси западного фасада, расположенного со стороны улицы Баумана (бывшей Большой Проломной), и акцентирован с двух сторон прямоугольными нишами . Второй вход сделан с южного фасада со стороны церковного двора.

Двухъярусный объём здания обработан плоскими лопатками , которые украшены профилированными филёнками. Прямоугольные окна второго яруса обрамлены сложными наличниками с элементами полуколонок и завершены сандриками . Лепной декор фриза носит геометрический характер и чередуется с триглифами , размещёнными над лопатками .

Здание венчается фигурным аттиком и завершается главкой на гранёном барабане .

Дом причта

Дом причта — классическое двухэтажное здание с фронтоном , построенное рядом с Николо-Низской церковью в середине XIX века.

Покровская церковь

Вид на Покровскую церковь с колокольней с Профсоюзной улицы

Покровская церковь (церковь Покрова Пресвятой Богородицы) является ценным памятником русской архитектуры конца XVII — начала XVIII века, обладающим всеми основными признаками сооружений кремлёвского типа («больших соборов»).

Шестистолпный трёхапсидный храм выложен из кирпича и оштукатурен. Он имеет пять луковичных главок, выполненных в византийском стиле.

Двухсветный, почти кубический объём храма расчленён висячими плоскими лопатками, завершается полуциркульными закомарами , которые украшают поребрик. Полуциркульные оконные проёмы обработаны пышными барочными наличниками с килевидными сандриками. Центральный световой барабан и меньшие по размерам четыре угловых барабана украшены ажурным поясом .

Сохранились древние детали обработки стен и барабанов, увенчанные шлемовидными главками. Внутри храма сохранилась также фресковая роспись на библейские и евангельские сюжеты, в виде отдельных сцен на сводах, ярусах, на стенах и столбах. Иконостас алтаря изготовлен в XVIII веке и хорошо сохранился .

В алтарной части храм соединён с Николо-Низской церковью.

В 2014 году ветхое напольное покрытие храма заменили на современное.

Колокольня

Колокольня , построенная в начале XVIII века, является высотной доминантой храмового комплекса, памятником архитектуры русского барокко .

Стройное, гармоничное, пятиярусное сооружение, с богатым декором обработки стен ярусов, завершается восьмигранным барабаном с луковичной главкой, покрытой чешуйчатой керамической плиткой тёмно-зелёного цвета. Это единственный сохранившийся в городе экземпляр поливной чешуйчатой керамики , которая широко использовалась в Казани в XVIII веке для покрытия крыш и глав церквей .

Уменьшающиеся кверху по объёму восьмерики колокольни украшены узорными резными деталями и полуколоннами из кирпича. Арочные проёмы обрамлены наличниками. Пышный, характерный для барокко пояс из балясин опоясывает третий и подзвонный ярусы .

См. также

Покровский кафедральный собор (Казань) — кафедральный собор Русской православной старообрядческой церкви в Казани .

Примечания

  1. // Сайт Казанской епархии «Православие в Татарстане».
  2. См.: Писцовые и переписные книги // РГАДА . — Ф. 1209. — Оп. 1. — Кн. 152. — Л. 1; Список с писцовых книг по городу Казани с уездом, 1566—1568 гг. / Составлен профессором Московской духовной семинарии К. И. Невоструевым в 1852 году. — Казань: Тип. Казанского ун-та, 1877; Материалы по истории Татарской АССР. Писцовые книги города Казани. 1565-68 гг. и 1646 г. — Л. , 1932. — С. 1-71; Ермолаев И. П. Казань по писцовой книге 1565—1568 годов // Страницы истории Казани. — Казань, 1981. — С. 3-15.
  3. См.: Афонина Е. В., Долгов Е. Б., Липаков Е. В., Середа Г. И., Якимов И. В. Республика Татарстан: Православные памятники (середина XVI — начало XX веков) / Отв. ред. д.и.н. , проф. Ю. И. Смыков. — Казань: Издательство «Фест», 1998. — 304 с. — ISBN 5-900866-06-8
  4. Остроумов В. П. Комплекс храмовый… // Казань в памятниках истории и культуры / Под ред. С. С. Айдарова , А. Х. Халикова , М. Х. Хасанова, И. Н. Алеева. — Казань: Татарское книжное издательство, 1982. — С. 179—180.
  5. (недоступная ссылка) // Сайт Министерства культуры Республики Татарстан на Портале правительства Татарстана.

Литература

  • Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII века. — М. : ИНДРИК , 2009. — С. 326—329. — 400 с.
  • Дульский П. М. Памятники Казанской старины. — Казань, 1914. — С. 97.
  • Дульский П. М. Казань XVI—XVIII столетий. — Казань, 1943. — С. 12.
  • Заринский П. Очерки древней Казани, преимущественно XVI века. — Казань, 1877. — С. 121.
  • Остроумов В. П. Казань. Очерки по архитектуре и планировке города. — Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1978.
  • Рычков П. Опыт Казанской истории древних и средних времён. — СПб. , 1767. — С. 177.

Ссылки

  • от 1 марта 2014 на Wayback Machine - официальный сайт Собора
Источник —

Same as Никольский собор (Казань)