Interested Article - Скала Реджа

Скала Реджа , или Царская (Главная) лестница ( итал. Scala Regia ) — главная, парадная лестница в Ватикане . Официальный вход в Апостольский дворец на северной стороне площади Святого Петра , за «колоннадой Бернини». Лестница ведёт в парадный Царский зал (Sala Regia) и Капеллу Паолина (капеллу Павла III), соединяется с Сикстинской капеллой и имеет важное церемониальное значение. Построена в 1663—1666 годах по заказу папы Александра VII по проекту выдающегося архитектора римского барокко Джованни Лоренцо Бернини . Лестница закрыта для посещения, но её можно разглядеть издали через стеклянные двери, охраняемые швейцарскими гвардейцами .

История и архитектура

Первая лестница на этом месте была построена Антонио да Сангалло Младшим в начале XVI века .

При перестройке из-за недостатка места архитектору Бернини пришлось прибегнуть к хитрости дабы придать короткой и узкой лестнице величественный образ. По словам Бернини, это была «самая смелая операция, которую я когда-либо предпринимал в своей жизни» .

Нижние марши по мере восхождения сужаются, сокращаются интерколумнии (расстояния между колоннами) при этом высота лестничного пространства постепенно становится ниже. Благодаря оптическому обману и скрытым источникам освещения, при взгляде с нижнего лестничного пролёта вверх, туда, где появляется папа, возникает ощущение видения властителя, спускающегося с неба на грешную землю. Лестница кажется ярче, шире и потому эффектнее, чем она есть на самом деле . Этот типично театральный приём с эффектом усиленно сходящейся перспективы характерен для искусства стиля барокко и, в особенности, для большого мастера иллюзионистических эффектов, каким был Джанлоренцо Бернини .

Нечто подобное осуществил Франческо Борромини в Палаццо Спада в Риме в 1652—1653 годах. Ватиканская лестница имеет форму колоннады с цилиндрическим кессонированным сводом . Над входной аркой помещён герб папы Александра VII, окружённый двумя скульптурами ангелов. У основания лестницы Бернини разместил свою знаменитую конную статую Константина Великого, изображающую римского императора в момент видения Креста в небе перед битвой у Мульвийского моста (1670). Фраза «Сим знаком победишь» (« In hoc signo vinces ») из этой легенды занимает видное место на бандероли (развёрнутой ленте) с изображением креста рядом со статуей Константина .

Позднее, симметрично, на противоположной оконечности галереи-нартекса собора Святого Петра была установлена конная статуя императора Карла Великого работы Агостино Корнаккини (1725) .

Примечания

  1. (нем.) — 1994.
  2. Antonio Da Sangallo. The Architectural Drawings of Antonio Da Sangallo the Younger and His Circle: Churches, Villas, the Pantheon, Tombs and Ancient Inscriptions. — Architectural History Foundation, 1994. — Р. 125. — ISBN 978-0-262-06155-1
  3. Bernini. Der Schöpfer des Barocken Rom. — München: Arne Karsten, Becksche Reihe, 2006
  4. Karsten А. Bernini, Schöpfer des barocken Rom. — 2. Auflage. — München: C.H.Beck, 2017. — ISBN 978-3-406-70403-1
  5. Власов В. Г. Ватикан // Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. II, 2004. — С. 426
  6. Scala Regia от 12 июля 2022 на Wayback Machine
  7. от 30 октября 2021 на Wayback Machine . St. Peter’s Basilica
Источник —

Same as Скала Реджа