Мёртвый язык
- 1 year ago
- 0
- 0
« Мёртвый Христос » — одна из самых известных картин итальянского художника эпохи Возрождения падуанской школы живописи Андреа Мантеньи .
Точная дата создания картины неизвестна; предположительные датировки колеблются от 1466 до 1500 года . До смерти автора картина оставалась в его мастерской и была найдена после его смерти . В настоящее время находится в пинакотеке Брера в Милане .
Сюжет картины — « Оплакивание Христа » ( итал. Lamentazione ) — традиционен для европейской религиозной живописи. Тело Христа покоится на мраморной плите (так называемом Камне помазания ); слева изображены профили Богородицы и апостола Иоанна . В верхнем левом углу различим фрагмент ещё одного лица. По всей видимости, это Мария Магдалина , на что указывает также и стоящий в изголовье Христа сосуд с миром .
Известность произведению принесло в первую очередь необычное композиционно-пространственное решение . Тело лежащего на камне Христа изображено в сильном ракурсе : не параллельно, а перпендикулярно картинной плоскости. Смелость и сложность такого решения неожиданны для искусства периода кватроченто (раннего Возрождения) . Такое решение позволяет зрителю одновременно видеть и лицо мёртвого Христа, и раны на Его ступнях. При этом исследователи отмечают один нюанс: ракурсные искажения нейтрализованы применением обратной перспективы , размер головы не сокращён относительно стоп ног (стопы Христа намеренно уменьшены, а голова увеличена) . Обратная перспектива выбрана художником не случайно: если бы Мантенья передал реальное соотношение между ступнями и головой, основное место на холсте заняли бы ноги, что помешало бы восприятию головы Христа. Это доказывает, что эксперимент с перспективой — не самоцель, а средство решения сложной художественной задачи.
Экспрессивность и напряжённость композиции подчёркивается также и расположением остальных персонажей. Их лица «обрезаны» краем холста: мы видим только стиснутые пальцы и сведённые скорбью рты. Те, кто при жизни были ближе всего Христу, сейчас малы и бессильны перед величием и тайной его смерти.
Мёртвый Христос изображён предельно натуралистично. Тело и зияющие на нём раны кажутся материальными, объёмными, как будто перед нами скульптура, а не холст . Почти монохромный колорит не просто передаёт бледность безжизненного тела, но и словно бы уподобляет его изначально мёртвому камню, на котором оно покоится. В нём нет ничего сверхчеловеческого, трансцендентного; оно предстаёт зрителю «мёртвым куском материи» . И только еле заметный нимб говорит о божественной природе Христа и даёт надежду на Воскресение.
Выдающееся произведение Мантеньи оказало влияние на многих художников. Наиболее явно оно прослеживается в картине Аннибале Карраччи « Мёртвый Христос с орудиями страстей ». В средневековой Германии такие композиции именовали Grabeschristus — «Христос в гробнице». Существует предположение, что картина Мантеньи связана с традицией эпитафиой . Не случайно она предназначалась самим художником для установки в изголовье собственного надгробия в капелле церкви Сант-Андреа в Мантуе .
В одной из своих статей британский искусствовед Лиза Тикнер провела аналогию между картиной британского художника- постимпрессиониста Уолтера Сикерта « Кемдэн-таунское дело », отражающей убийство, совершённое в Лондоне в 1907 году, и «Мёртвым Христом» .