Кулурис, Эфтимис
- 1 year ago
- 0
- 0
Джордж Кулурис ( англ. George Coulouris ) ( 1 октября 1903 — 25 апреля 1989 ) — английский актёр театра и кино, более всего известный своими бродвейскими и голливудскими работами 1930—40-х годов.
«Высокого роста, с аристократической манерой речи» , «огромными плечами, вытянутой головой и прикрытыми глазами, Кулурис был естественным выбором на зловещие роли» . Кулурис создал галерею преступников и злодеев в десятках спектаклей и фильмов . «Хотя как актёр он был весьма искусен в исполнении ролей злодеев, особенно, богатых бизнесменов, но он не менее хорошо умел исполнять благородные роли» .
Начав карьеру в 1926 году в лондонском театре « Олд Вик », с 1929 года Кулурис стал играть на бродвейской сцене , а в 1937 году стал членом-основателем Орсона Уэллса . Добившись признания как театральный актёр, с 1933 года Кулурис стал работать как характерный актёр в кино, «специализируясь на исполнении ролей чистых злодеев» .
Кулурис сыграл в 80 художественных фильмах, среди них мелодрама « Всё это, и небо в придачу » (1940), общественно-политическая драма « Гражданин Кейн » (1941), военная драма « По ком звонит колокол » (1943), мелодрама « Мистер Скеффингтон » (1944), историческая драма « Жанна д’Арк » (1948), историческая драма « » (1958), приключенческий триллер « Арабеска » (1966), тюремная драма « Мотылёк » (1973) и детектив « Убийство в „Восточном экспрессе“ » (1974) . Фильмами в которых Кулурис сыграл свои наиболее значимые роли, стали также военная драма « Дозор на Рейне » (1943), фильмы нуар « » (1945), « Вердикт » (1946) и « Никто не вечен » (1946), приключенческая драма « » (1951), биографическая драма « Малер » (1974) и комедия « » (1976) .
Джордж Кулурис родился 1 октября 1903 года в Манчестере , Англия , в семье англичанки и торговца греческого происхождения . Он вырос и получил среднее образование в Манчестере и его окрестностях . Когда Кулурису было 20 лет, он решил стать актёром, однако родители были против его желания. Тогда он сбежал из дома, но первоначально стал работать официантом на трансатлантическом лайнере «Маджестик» .
В конце концов, Кулурису удалось поступить в в Лондоне . После её окончания в 1925 году он дебютировал на лондонской сцене в шекспировском театре « Олд Вик » в спектакле « Генрих V » . Вскоре Кулурис добился заметного успеха на театральной сцене после того, как в 1926 году сыграл главную роль Янка в первой британской постановке пьесы Юджина О’Нила « » .
К 1929 году Кулурис перебрался на Бродвей, где сыграл свою первую роль (монаха Петра) в современной версии шекспировской пьесы « Мера за меру », которая шла под названием «Новичок и Герцог» (1929—1930) . Кулурис продолжал работать на Бродвее на протяжении всех 1930-х годов . За этот период он сыграл в двенадцати спектаклях, среди них «Покойный Кристофер Бин» (1932—1933), «Мария Шотландская» (1933—1934) и «Святая Жанна» (1936) . В 1933 году Кулурис впервые сыграл в кино в комедии Сэма Вуда « » (1933) , повторив свою роль из бродвейского спектакля.
В 1936 году Кулурис познакомился с Орсоном Уэллсом , когда они вместе играли в спектакле по пьесе Сидни Кингсли « ». Уэллс пригласил Кулуриса стать членом-основателем создаваемого им , что стало «важной вехой в карьере Кулуриса» .
В 1937 году в спектакле Театра «Меркурий» Кулурис сыграл роль Марка Антония в успешной дебютной постановке шекспировской трагедии « Юлий Цезарь » (1937), в которой актёры играли в современных костюмах . В 1938 году Кулурис сыграл в ещё в двух спектаклях Театра «Меркурий» — в комедии Томаса Деккера «Праздник башмачника» (1938) и пьесе Бернарда Шоу « Дом, где разбиваются сердца » (1938) . В 1938—1940 годах Кулурис играл также в программах Театра «Меркурий» на радио CBS — «Театр Меркурий в эфире» и «Театр „Кэмпбелл“».
В 1940 году Кулурис отправился вместе с Уэллсом в Голливуд, чтобы сыграть в его знаменитой ныне картине « Гражданин Кейн » (1941) . Дальнейшая карьера Кулуриса в США была связана в основном с кинематографом, хотя время от времени он возвращался на бродвейскую сцену.
В 1941—1942 годах Кулурис играл роль графа Тека де Бранковича в спектакле по пьесе Лилиан Хеллман « ». Рецензируя спектакль в « Нью-Йорк таймс », критик Брукс Эткинсон восхищался «ясным и неуловимо отталкивающим исполнением Кулурисом роли румына-шантажиста Тека де Бранковича» . В 1943 году на основе своего спектакля режиссёр сделал фильм, пригласив на главные роли Бетт Дейвис , Пола Лукаса и Джеральдин Фитцджеральд , при этом Кулурис сохранил свою театральную роль де Бранковича в фильме.
В 1943 году Кулурис поставил на бродвейской сцене трагедию « Ричард III », в которой сыграл заглавную роль, продемонстрировав всё своё мастерство в создании образов злодеев. Критик Жорж Жан Натан заметил, что Кулурис напомнил ему в этой роли «экранного Белу Лугоши , скрещённого с оперным Квазимодо » .
В 1948 году Кулурис вновь вернулся в бродвейский театр, сыграв в трёх спектаклях. Последний раз Кулурис сыграл на Бродвее в 1966 году в спектакле по пьесе Жана-Поля Сартра « Затворники Альтоны » .
Свою первую роль в Голливуде Кулурис сыграл в 1933 году на студии « Метро-Голдвин-Майер » в комедии Сэма Вуда « » (1933) . В основу фильма лёг бродвейский спектакль, в котором Кулурис играл роль алчного художественного критика, который хочет даром заполучить картины художника, неожиданно ставшего знаменитым через десять лет после смерти. Хотя большинство ролей в фильме сыграли другие актёры ( Мари Дресслер и Лайонел Бэрримор ), Кулурис был одним из немногих, кто сыграл ту же роль, которую он играл в театральной постановке.
Свою следующую роль в Голливуде Кулурис сыграл лишь семь лет спустя. Когда в 1940 году Уэллс направился в Голливуд снимать «Гражданина Кейна», Кулурис поехал вместе с ним , и сразу стал востребованным характерным актёром. В 1940 году он сыграл небольшие роли слуги в мелодраме Анатоля Литвака « Всё это и небо в придачу » (1940) с Бетт Дейвис и Шарлем Буайе , а также адвоката в романтической комедии « » (1940) с Брайаном Ахерном , Ритой Хейуорт и Гленном Фордом .
В 1941 году вышла классическая драма Орсона Уэллса « Гражданин Кейн » (1941) о судьбе газетного магната, рвущегося к вершинам политической власти, но в итоге терпящего крах под грузом собственных эгоистических устремлений и амбиций. Кулурис сыграл в этом фильме одну из самых важных ролей в своей карьере — роль Уолтера Паркса Тэтчера, «напоминающего Рокфеллера » «своенравного финансиста, управляющего бизнесом семьи Кейнов» , который также был «холодным и враждебным опекуном юного Кейна» .
«Большинство последующих кинообразов Кулуриса были по природе отрицательными» . К этому времени его будущее в качестве киноактёра стало прочным, и он стал играть характерные роли в длинной серии голливудских фильмов 1940-х годов .
Фильмом, который укрепил репутацию Кулуриса как интересного и надёжного исполнителя отрицательных ролей, стала военная драма « Дозор на Рейне » (1943) . Фильм был поставлен бродвейским режиссёром Херманом Шамлиным на основе его спектакля, а Кулурис сыграл в фильме ту же роль, что и в театре — шантажиста и предателя графа де Борковича.
В 1943 году Кулурис появился на экране ещё в трёх заметных военных драмах. Картина Сэма Вуда « По ком звонит колокол » (1943) по Эрнесту Хэмингуэю была посвящена Гражданской войне в Испании , главные роли в картине исполнили Гэри Купер и Ингрид Бергман , а Кулурис предстал в образе жестокого руководителя интербригад Андре Массара (его прототипом был Андре Марти ). В военной драме Жана Ренуара « Эта земля моя » (1943) с Чарльзом Лоутоном , Джорджем Сэндерсом и Вальтером Слезаком в главных ролях Кулурис получил роль сотрудничающего с немецкими оккупационными властями французского прокурора. В триллере « » (1943) Кулурис сыграл немецкого офицера, который захватывает и допрашивает главного героя, офицера вооружённых сил Свободной Франции ( Жан-Пьер Омон ), направленного в Бретань для выполнения специального задания.
В драме Клиффорда Одетса « » (1944) с Кэри Грантом в главной роли Кулурис сыграл роль гангстера, созданный им образ кинокритик « Нью-Йорк таймс » Босли Кроутер охарактеризовал как «саму сущность утончённого, изысканного порока» . В том же году Кулурис сыграл беспринципного военного спекулянта в фэнтези-драме « » (1944). Сменив ненадолго амплуа отрицательного персонажа, в мелодраме Винсента Шермана « Мистер Скеффингтон » (1944) Кулурис сыграл роль доктора Байлса, в обязанности которого входит постоянный уход за богатой и эгоистичной главной героиней ( Бетт Дейвис ).
В 1945 году Кулурис был агентом немецкой контрразведки в военной драме Питера Годфри " (1945) и симпатизирующего фашистам британского капитана в триллере « » (1945) с участием Шарля Буайе и Лорен Бэколл . В том же году Кулурис исполнил небольшие роли в комедийном детективе « » (1945) с участием Дины Дурбин и в биопике о Фредерике Шопене « » (1945).
В военной драме « » (1945) Кулурис сыграл главную роль нацистского офицера, который в 1944 году инкогнито селится в бельгийской деревне, чтобы создать там коммуну приверженцев нацистской идеологии . Критик Босли Кроутер в «Нью-Йорк таймс» отметил, что в этой роли «Кулурис улавливает внешние проявления холодного немецкого милитаризма, но создаёт образ в стандартном мелодраматическом стиле» .
В 1946-48 годах Кулурис сыграл в трёх наиболее значимых фильмах нуар в своей карьере. В картине Дона Сигела « Вердикт » (1946) с участием Сидни Гринстрита и Питера Лорре Кулурис исполнил роль недалёкого, самодовольного инспектора Скотленд-Ярда , а в картине Жана Негулеско « Никто не вечен » (1946) с Джоном Гарфилдом и Джеральдин Фицджеральд он был главарём банды преступников, вовлекающем героя в свою аферу. В фильме нуар Дугласа Сирка « Спи, моя любовь » (1948) Кулурис играет роль фотографа, которого главный отрицательный персонаж ( Дон Амичи ) нанимает в качестве лже-психотерапевта для своей жены ( Клодетт Кольбер ) с целью довести её до самоубийства и завладеть её значительным наследством.
Год спустя в комедийном триллере « » (1947) Кулурис сыграл премьер-министра вымышленной восточноевропейской страны Баровии, который отправляется в Нью-Йорк за наследником убитого монарха, ничего не подозревающим радиоведущим ( Боб Хоуп ), однако в тайне участвует в заговоре с целью захватить власть.
В 1948 году вышло несколько памятных фильмов с участием Кулуриса. Самым известным среди них стала историческая драма Виктора Флеминга в формате Текниколор « Жанна д’Арк » (1948) с Ингрид Бергман в главной роли, где Кулурис сыграл сэра Робера де Бодрикура , командующего гарнизоном в Вокулёре , который сначала с недоверием относится к планам Жанны начать борьбу с англичанами, а затем сам даёт указание сопроводить её к дофину Франции . В комедии на тему Гражданской войны в США « » (1948) с Редом Скелтоном в главной роли Кулурис сыграл знаменитого шпиона армии конфедератов . Он также сыграл роль военного прокурора в мелодраме Джона Фэрроу « » (1948), в которой бывшего солдата ( Алан Лэдд ) обвиняют в том, что на фронте по его вине погиб командир.
В конце 1940-х годов Кулурис вернулся в Англию, поступив в бристольский театр «Олд Вик», где одной из его наиболее заметных работ стала роль Тартюфа , а затем перебрался в Лондон. В 1950-60-е годы Кулурис, «несмотря на репутацию киноактёра, оставался крепким театральным актёром». В эти годы он исполнял роли доктора Штокмана в спектакле по пьесе Генрика Ибсена « Враг народа », Патрика Флинна в «Тени и звёздах» Шона О’Кейси , Эдгара в « » Августа Стриндберга и Большого папочку в « Кошке на раскалённой крыше » Теннесси Уильямса .
«В Британии его кинороли были довольно обыденными, хотя порой ему удавалось сыграть интересные роли, в частности, туземца Бабалачи в „Изгое островов“ (1951) режиссёра Кэрола Рида » . В 1952 году он сыграл в детективе «Венецианская птица» (1952), приключенческом детективе Джорджа Маршалла « » (1954) с голливудскими звёздами Дэной Эндрюсом и Джинн Крейн , действие которого происходит в Родезии , а также в историческое драме Хосе Феррера « » (1958) о знаменитом деле Дрейфуса .
Среди наиболее популярных фильмов с участием Кулуриса в этот период были также криминальная комедия Вэла Геста « » (1954), серия комедий Ральфа Томаса « » (1954), « Доктор на море » (1955) и « Доктор на свободе » (1957) с Дерком Богардом в главной роли, а также военная комедия Джона Бултинга «Успехи рядового» (1957) .
В 1960-е годы Кулурис сыграл небольшие роли в библейской драме Николаса Рэя « Царь царей » (1961), хоррор - триллере Фредди Фрэнсиса « » (1965), приключенческом триллере Стенли Донена « Арабеска » (1966) с Грегори Пеком и Софи Лорен , криминальной комедии Бэзила Дирдена « » (1969) с участием Оливера Рида , Дианы Ригг и Телли Саваласа .
В 1970-е годы Кулурис появился на экране в небольших ролях во многих широко признанных фильмах, среди них фантастическая криминальная драма Стэнли Кубрика « Заводной апельсин » (1971), тюремная драма Франклина Шеффнера « Мотылёк » (1973) с Дастином Хоффманом и Стивом МакКуинном , детектив Сидни Люмета по роману Агаты Кристи « Убийство в „Восточном экспрессе“ » (1974), а также биографическая драма Кена Рассела « Малер » (1974). В этот период Кулурис снялся также в серии низкобюджетных фильмов, среди них фантастические ленты « Смерть травы » (1970) и « » (1973), фильмы ужасов « Кровь из могилы мумии » (1971), « » (1972) и « » (1974) .
Страдая от болезни Паркинсона , Кулурис тем не менее продолжал работать вплоть до начала 1980-х годов, в последний раз появившись на экране в британской гангстерской драме Джона Маккензи « Долгая Страстная пятница » (1980) и во французской нео-нуаровой комедии Франсуа Трюффо « Скорей бы воскресенье! » (1983) .
Начиная с 1950-х годов, Кулурис сыграл в 50 различных телесериалах. Значимой работой Кулуриса на телевидении стала постоянная роль научного писателя Харкурта Броуна в телесериалах канала АВС «Первопроходчики на Марс» (1960—1961, 6 эпизодов) и «Первопроходчики на Венеру» (1961, 8 эпизодов) .
Другими наиболее заметными сериалами, в которых снимался Кулурис, были «Опасный человек» (1961), «Мегрэ» (1961—1963), «Третий человек» (1962), « Доктор Кто » (1964), «Заключённый» (1967), «Поиск» (1973), «Королевский суд» (1975), « Супруги Харт » (1984) и другие .
Кулурис был женат дважды. В первом браке у него родилось двое детей — Джордж Франклин, который работает преподавателем в области компьютеров, и Мари Луиз, которая стала художницей. После смерти первой жены в 1976 году Кулурис женился повторно. Со второй женой он прожил вплоть до своей смерти .
Джордж Кулурис умер 25 апреля 1989 года от сердечной недостаточности после болезни Паркинсона в Лондоне .