Герметизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Герметизм
или
герметицизм
(
англ.
hermeticism
,
итал.
ermetismo
или
итал.
poesia ermetica
— герметическая поэзия), направление в итальянской поэзии 20-30-х гг. 20 в. Само название подчёркивает его замкнутость, оторванность от действительности, уход в мир субъективных переживаний. Поэзия герметизма, проникнутая настроением человека, одиночества, сочеталась с отрицательным отношением к
фашистской
идеологии. В герметизме сохранился гуманистический интерес к внутреннему миру человека. Принцип модернистской поэтики герметизма — абстрагирование от «непоэтической» реальности. Отсюда усложнённость образа, возникающего в результате цепи субъективных ассоциаций. Герметики стремились к макс. значимости слова как выражения чувства, а не мысли: слово должно через ритм и гармонию передавать скрытый мир душевных движений и состояний. Но значение слова у герметиков также субъективно, подчинено индивидуальной ассоциации и часто лишено общепринятого смысла
.
Эстетическая составляющая герметизма базируется на таких принципах, как погружение в грёзы внутреннего мира, показ сложных процессов взаимоотношений человека и реальности, внимание к мимолетным ощущениям, событиям и т. п.
Герметическая поэзия является формой неясной и трудной поэзии, как в школе символистов, где язык и образы субъективны, и где внушающая сила звука слов так же важна, как и их значение
.
Термин «Ermetismo» был введен на итальянском языке литературным критиком
(хотя и с очень общей и поверхностной коннотацией) в 1936 году и напоминает мистическую концепцию поэтического слова, поскольку он ссылается на легендарную фигуру
Гермеса Трисмегиста
(Трижды Великий Гермес) возвращаясь к эллинистическим временам, и к такими трактатам, как
Асклепий
и
Герметический корпус
. В том же 1936 году итальянский поэт
Карло Бо
опубликовал очерк в литературном журнале Il Frontespizio под названием «Letteratura come vita (Литература как образ жизни)», содержащий теоретико-методологические основы герметической поэзии.
На литературном плане термин «Герметизм» (а вернее «Герметицизм»), таким образом, выделяет тип поэзии, который имеет близкий (то есть герметичный, скрытый, запечатанный) характер, сложный по своей конструкции и обычно достигаемый последовательностью аналогий, которые трудно интерпретировать.
Умберто Эко
применяет термин «Герметизм» уже к произведениям прозы, говоря о «герметичности» авторского текста.
. Герметический семиозис преобразует мир в чисто лингвистический феномен, но лишает язык коммуникативной силы.
Крупнейшие поэты герметизма
Э. Монтале
,
Дж. Унгаретти
,
Э. Витторини
,
В. Пратолини
. В творчестве Монтале 30-х гг. наиболее отчётливо проявились трагическое ощущение мира и отчаяние. Заложенные в герметизме
гуманистические
тенденции, его неприятие фашизма позволили выдающимся поэтам-герметикам под влиянием
Движения Сопротивления
в период
второй мировой войны
1939-45 и поражения
фашизма
выйти из плена
субъективизма
. Поэты
С. Квазимодо
,
С. Сольми
, начинавшие как герметики, обратились к изображению душевной жизни человека в тесной связи с его борьбой за лучшее будущее в современном мире. К герметикам относят также:
У. Саба
, А. Гатто,
П. Бигонджари
,
М. Луци
, А. Парронки и др. В отличие от французского
символизма
(влияние которого ощутимо в герметизме), герметики не стремятся к музыкальным или живописным эффектам; в их поэзии слово передаёт чувство, а не идею.
Лена Силард
в своей книге «
Герметизм
и
герменевтика
»
, утверждает что в творчестве русских символистов
Серебряного века
в частности:
Вяч. Иванова
,
М. Волошина
и
А. Белого
, также присутствует герметизм.
Герметическая философия — появилась в I—IV вв. н. э. в Египетской Александрии в текстах Герметического корпуса и в иных герметических трактатах. В последующие века это понятие применялось для обозначения алхимии , эзотерической медицины, астрологии , магии , мистических философских доктрин и других форм западного эзотеризма . Но в конце XX века, термин «Герметизм» (Hermeticism) стал применяться аналогично, также как с итальянскими поэтами символистами, к европейским философам. Начиная с работы Фрэнсис А. Йейтс исследователи стали говорить о герметизме Джордано Бруно , Николая Кузанского , Марсилио Фичино , Пико делла Мирандолы и др. представителей эпохи Возрождения . Затем отмечали влияние герметизма в работах Ньютона , Коперника и Кеплера . Не смотря на жесткую критику выдвинутого Йейтс тезиса о сильном герметическом влиянии на западноевропейских мыслителей, термин «Герметизм» стал применяться уже к представителям классической немецкой философии . Появились масштабные исследования о герметизме в работах Канта и Гегеля . Именно в последних работах понятие «герметицизм» используется не в прямом значении связанном с эзотерическими учениями, а как указатель на символический, глубокий смысл философских произведений и общий западноевропейский культурный контекст.
В первой четверти XXI века термин герметицизм (герметизм) стал закрепляться за ответвлением от музыкального направления Black Metal. Данное направление характерно использует отсылки к герметической символической философии и алхимии в текстах музыкальных композиций, названиях произведений и сопровождающей символики на обложках медийных альбомов и как часть декора во время концертов. В стиле «Hermetic Metal» или «Esoteric Black Metal» свои альбомы записывают такие музыкальные группы и проекты как «Albionic Hermeticism» , «Acherontas», «Funeralis», «Artefactum», «Christian Hornbostel», «Hermetic brotherhood», «Hermes`Brothers» и др.