Дворянское гнездо (опера)
- 1 year ago
- 0
- 0
«Дворянское гнездо» — художественный немой фильм режиссёра Владимира Гардина . Фильм снят в 1914 году, но вышел на экраны 9 февраля 1915 года . Фильм не сохранился .
Фильм снимался в подмосковной старинной усадьбе летом 1914 года .
После раннего завтрака начинались утренние съёмки. После обеда съёмки продолжались. Вечером и в ненастные дни шли репетиции .
Оператор Левицкий в ходе съёмок «на натуре сконструировал вращающуюся площадку, на которой можно было построить часть декорации , свободно перемещающейся к солнцу или необходимому ландшафту». По его воспоминаниям, «на поворотном кругу снята декорация с окном в доме Калитиной, приезд верхом на лошади Паншина, ночная сцена Лизы у окна, эпизод в имении Лаврецкого и некоторые другие» . При съёмке ночных сцен «площадка отворачивалась от солнца, окна затягивались чёрной вуалью и проходившие сквозь неё лучи света (от отражателей) создавали полную иллюзию лунного света и лунных бликов» .
Все актёры с утра и до вечера по настоянию режиссёра ходили в костюме и гриме своего персонажа . Даже в промежутках между съёмками они старались жить в образе этих героев. Актёрам было предложено на время забыть свои имена .
«Всё это, вместе взятое, — вспоминал А. Левицкий, — создавало чудесную атмосферу подлинного художественного творчества» . Благодаря таким необычным для кинематографа тех лет условиям творческой работы, которые ввёл режиссёр Гардин, «создателям фильма удалось прочувствовать атмосферу событий и донести до зрителей с поразительной для того времени достоверностью своеобразие тургеневских героев» .
В связи с разразившейся войной выпуск фильма на экран был отложен до начала 1915 года .
Фильм является экранизацией классического романа Ивана Тургенева « Дворянское гнездо ».
Фёдор Лаврецкий, порвав отношения с женой, возвращается в старинную усадьбу , в которой он жил в детстве. Там он знакомится с соседями и влюбляется в Лизу Калитину. Он читает в газете сообщение о смерти своей жены и решается объясниться в своих чувствах с Лизой. После объяснения в любви Лаврецкий возвращается домой и встречает неожиданно приехавшую жену, которую он считал умершей. Для любящей Лаврецкого Лизы неприемлемо разрушать законный брак , и она решает уйти в монастырь .
Фильм получил очень положительные рецензии как в год выхода на экраны, так и десятилетия спустя.
Журнал «Проектор» (1915, № 2, с. 8—9) признал инсценировку интересной и написал, что «удалось показать это старое „дворянское гнездо“» . Журнал « Сине-фоно » (1915, № 8, с. 39—40) писал, что режиссёром и актёрами было найдено и воплощено «то „интимное“, что лежит в основе повести и составляет секрет её обаяния, навек сроднилось с нашей душой» .
«Сразу стало понятно, что именно таким и должно быть „дворянское гнездо“, каким показал его В. Р. Гардин. Точно такая должна быть уютная, старомодная мебель, такой именно запущенный сад и тихий пруд в нем, и старая беседка … И Лиза представлялась как раз такой, какой изобразила её О. И. Преображенская: задумчиво-печальной, с чем-то монашеским во взоре и движениях, точно предчувствующей свою грядущую судьбу… И Лаврецкий (М. Тамаров) был тот же мягкий, ласковый, хороший русский „барин“, „славянская душа“… А Варвара Павловна (Е. Уварова) — разве это не она, с её пленительными ямочками на щеках, томными, манерными движениями и кокетливой улыбкой?» .
Историк кинематографа C. Гинзбург соглашался с такой оценкой и дополнительно указывал: «Рецензент, правильно оценив главное, что отличало фильм „Дворянское гнездо“, один из лучших фильмов „Русской золотой серии“, поставленный в то время, когда ею творчески руководили Гардин и Протазанов, сказал далеко не обо всех достоинствах картины. Он не отметил превосходную игру талантливого русского киноактёра В. Шатерникова (Лемм), он ничего не сказал об удаче В. Орлицкого в роли Паншина. Наконец, он вовсе не заметил поистине великолепной работы оператора А. Левицкого, которая во многом определила творческие результаты, создала то настроение лиризма и интимности, которым был пронизан весь фильм» .
По мнению С. Гинзбурга, «вероятно, именно в этой картине, где роль художника была очень невелика, впервые в русском кинематографе выявилось значение оператора как автора изобразительной трактовки замысла» . Киновед высоко оценил работу оператора: «Левицкий своими средствами, тонкими тональными переходами, очень мягко и психологически правдиво вылепленными портретами, лирически трактованными пейзажами создавал поразительно достоверную атмосферу действия, глубоко передававшую особенности тургеневской живописи и абсолютно соответствовавшую режиссёрскому замыслу фильма. В этой картине Левицкий показал себя как талантливый продолжатель традиций русского изобразительного искусства в молодом искусстве светописи» .
Киновед Вениамин Вишневский также отметил, что картина «интересна операторской работой» . Кинодеятель Юрий Желябужский высоко оценивал работу А. Левицкого в этом фильме: «В процессе съёмки фильма „Дворянское гнездо“ (1914, режиссёр В.Гардин) ему удалось добиться серьёзных достижений» .
Ю. Желябужский писал, что «высокохудожественно был снят весь фильм», «Левицкий даёт совершенное пространственное и композиционное решение, пластичность и тонкую нюансировку полутонов». Он заключал свой анализ следующей оценкой: «Всё изобразительное решение фильма превосходно передает стиль, атмосферу тургеневского романа. Удачная съёмка „Дворянского гнезда“ была не случайной удачей Левицкого, а закономерным путём развития русского операторского искусства» .
Крупной творческой удачей оператора Левицкого назвал фильм и кинокритик Ромил Соболев . По оценке Р. Соболева, «оператор А. Левицкий очень точно передал неторопливость повествования, своеобразный ритм повести Тургенева, помог съёмкой верно найденных пейзажей показать душевное состояние героев». Пресса, по его словам, отметила и верную «световую гамму» фильма .
Ромил Соболев указал, что «Гардин поставил свой лучший, по мнению многих, дореволюционный фильм». Он писал: «Старинная дворянская усадьба, окружающие её пейзажи, точные детали, слитность героев фильма с природой создавали подлинно тургеневскую атмосферу в фильме» . «Для актёров, — отмечал он, — участие в этом фильме стало в ряде случаев непревзойдённой вершиной их творчества в кино» .
Советский киновед Николай Лебедев писал в «Очерке истории кино СССР» (переиздание 1965 г.), что критика относила «Дворянское гнездо» к числу таких экранизаций, «авторы которого стремились преодолеть обычную фрагментарность киноинсценировки и дать законченное сюжетное произведение, воспроизводившее не только фабулу и основные образы романа, но и художественный стиль Тургенева» . Он высоко оценивал работу всей творческой группы:
«Артисткой О. Преображенской был создан обаятельный, проникнутый тургеневской поэзией образ Лизы. Гардин и оператор Левицкий нашли «тургеневскую» натуру и воспроизвели домашнюю обстановку, соответствующую описанной в романе. И вместе с корректной игрой М. Тамарова, исполнявшего роль Лаврецкого, и других актёров всё это доносило до зрителя настроение и образный строй тургеневского романа» .