Корнилий (сотник)
- 1 year ago
- 0
- 0
Корнилий Николаевич Устиянович , также — Устианович ( укр. Корнило Миколайович Устиянович , нем. Kornilo Ustianowitsch ; 22 сентября 1839 , село Волков , Округ Поцтум , Королевство Галиции и Лодомерии , Австрийская Империя — 22 июля 1903 , село Долгое , Округ Галицише Хёлле , Королевство Галиции и Лодомерии , Австро-Венгрия ) — украинский иконописец и художник , один из основателей национальной школы реалистической живописи в Галиции , представитель венской школы живописи . Писатель , издатель, поэт и общественный деятель славянофильского толка. Сперва был сторонником галицкого русофильского движения , позднее перешёл на позиции украинофильского движения .
Старший сын известного галицкого поэта Николая Устияновича . Учился в гимназиях Бучача и Львова , позже продолжил обучение в Академии изобразительных искусств в Вене . Окончив учёбу в Вене вернулсяв Галицию. Много путешествовал по Галичине и Буковине , расписывал церкви, создал ряд икон и иконостасов .
Художественное образование получил в Венской академии художеств (1858—1863). Работал в Вене, в Галиции и на Буковине .
Устиянович работал в жанрах портрета и пейзажа, писал картины исторической и жанровой тематики.
Первой его работой в области изобразительного искусства стала роспись церкви в городе Коломые , в котором художник проработал более двух лет.
Особенно плодотворными были работы Корнилия Устияновича в жанре церковно-монументальной живописи. Им написаны иконы для более, чем пятидесяти церквей, расписаны пятнадцать иконостасов , одиннадцать стенописей, семь декоративных изображений, из которых наиболее примечательны следующие: «Христос перед Пилатом»( 1880 ) в Вене, «Моисей» ( 1887 ) и «Потоп» в Преображенской церкви во Львове, «Крещение Руси», «Владимир Великий», «Святая Ольга» в церкви села Вистова (под Калушем ) и др.
Автор картин «Василько Теребовельский», «Шевченко в ссылке», «Мазепа на переправе», «Летописец Нестор», «Плач Ярославны», «Казацкая битва», «Семен Палий…», «Отмена барщины». Гуцульской тематике посвящены картины Устияновича «Гуцулка у источника» и «Гуцул».
Корнилий Устиянович первым среди западноукраинских художников обратился к шевченковской теме, нарисовав картину «Шевченко в заслании» . А также создал около 40 портретов, в частности, Анатоля Вахнянина , Степана Качалы, Ю.Лавровского, Тита Реваковича .
Корнило Устиянович как поэт дебютировал в 1861 году со стихами, написанными язычием ; с 1872 , под влиянием прогрессивных представителей украинской литературы, печатал статьи о галицком искусстве на народном языке в газетах и журналах, в частности, в «Галичанине», «Слове», «Заре», «Правде», «Деле», «Основе» .
Решающим событием в становлении мировоззрения будущего поэта стало создание в 1868 г. во Львове общества « Просвита » . К. Устиянович редактировал и иллюстрировал сатирико — юмористический журнал «Зеркало» , принимал участие в политических дискуссиях украинцев с поляками.
Кроме поэзии, К. Устиянович — автор ряда прозаических произведений, научных исследований, путевых заметок, публицист. При его жизни, кроме публикаций в газетах и журналах, вышло только неполное собрание эпических и драматических произведений.
В 1870-х годы появились первые исторические поэмы Корнила Устияновича — «Искоростень», «Вадим», «Святослав Храбрый» и исторические драмы — «Ярополк», «Олег Святославич, князь Овруцкий» — обе были поставлены в театре «Русская Беседа» во Львове ( 1878 и 1883 ), в котором он работал некоторое время сценографом .
К. Устиянович издал свои произведения под названием «Письма Корнила Устияновича» (3 тт, 1875 — 1877 ) и отдельно брошюру « М. Ф. Раевский и российский панславизмъ. Воспоминания зъ пережитого и передуманного » ( 1884 ).
Умер в 1903 году в селе Долгое при работе над иконостасом сельской церкви.
На его могиле установлен бюст работы львовского скульптора Евгения Дзиндры.
Художественное наследие Корнилия Устияновича хранится, в основном, во Львовской галерее искусств .
29 сентября 1991 года в селе Волков, был открыт музей — усадьба семьи Устияновичей, филиал Национального музея во Львове .