Interested Article - Опричник

Опричник .
Увеличенное изображение с поддона подсвечника начала XVII века. Экспонируется в Музее-заповеднике « Александровская слобода »

Опри́чник телохранитель , человек, состоящий в рядах опричного войска ( отряда телохранителей ), то есть личной гвардии , созданной русским царём Иваном Грозным в рамках его политической реформы в 1565 году.

«Опричник» — более поздний термин для этого явления. Древнерусское слово « опричь » (наречие и предлог), согласно словарю В. И. Даля, означает: « Вне, окроме, снаружи, за пределами чего ». Отсюда «опричный» — «отдельный, выделенный, особый». Во времена Ивана Васильевича опричников называли «государевыми людьми» . Слово «опричник» вернулось в русский язык стараниями Н. М. Карамзина (употребил в «Истории государства Российского») в начале XIX века и стало нарицательным для тех, кто жестокими мерами боролся с революционерами .

История

В 1550 году Иван Васильевич «Грозный» планировал при проведении военной реформы в Русском государстве из «лучших» детей боярских сформировать « Избранную тысячу ». Основу её должны были составить представители наиболее знатных родов и потомков удельных князей . По замыслу царя, тысячники должны были выполнять важные и многообразные командные (начальствующие) функции, в частности, назначаться полковыми воеводами и головами . Планировалось снабдить их поместьями в окрестностях Москвы , однако осуществить этот проект на то время, по-видимому, не удалось .

Н. В. Неврев . «Опричники».

Бегство Андрея Курбского в Литву и его опустошительный набег на Великолуцкую область были прологом самого учреждения опричнины . В 1564 1567 годах Московским царём была реализована идея «Избранной тысячи» , то есть введена так называемая опричнина (см. Имущество государства ). Иван Васильевич отделил часть бояр , служилых и приказных людей и, вообще, весь свой «обиход» сделал особым (отдельным, выделенным), в царских дворцах — Сытном, Кормовом и Хлебенном — был назначен особый штат ключников , поваров, и тому подобное. Служилые люди были разделены на государевых людей (опричных) и земских , таким же образом были разделены и уезды .

По сословному составу опричники были разнородной массой, в которой числились бояре , князья , дворяне , дети боярские как московских , так и городских бояр , были набраны особые отряды стрельцов .

Как утверждали ливонские дворяне Таубе и Крузе, «Опричники (или избранные) должны во время езды иметь известное и заметное отличие, именно следующее: собачьи головы на шее у лошади и метлу на кнутовище. Это обозначает, что они сперва кусают, как собаки, а затем выметают все лишнее из страны» . Среди учёных нет единой точки зрения, шла ли речь о настоящих собачьих головах, их символических изображениях или просто о метафоре. Обзор литературы и мнений по данному вопросу даёт Чарльз Гальперин (сам он склоняется к буквальному пониманию сообщений о головах) . Метла же могла символизировать чудесное оружие, насмерть поражающее врага . Тем не менее, наличие собачьей головы упоминают не все современники, а «метла» таковой могла и не являться. Так, Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить черные кафтаны и шапки и у колчана , куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников» .

Опричники приносили царю клятву в верности, обещая, в частности, жить отдельно от «земских» людей . Наиболее известными опричниками были дворянин Малюта Скуратов , боярин Алексей Басманов , князь Афанасий Вяземский .

На содержание опричников были назначены особые города (около 20) с волостями . В самой столице некоторые улицы ( Чертольская , Арбат , Сивцев Вражек , часть Никитской и прочие) были отданы в распоряжение опричников, жители этих улиц были переселены на другие улицы Москвы .

«На посаде улицы взяти в опришнину от Москвы реки: Чертолскую улицу и з Семчиньским селцом и до всполья, да Арбацкую улицу по обе стороны и с Сивцовым Врагом и до Дорогомиловского всполия, да до Никицкой улицы половину улицы, от города едучи левою стороною и до всполия…» .

Структура

К 1573 году на балансе у государя числилось около 2 тыс. опричников. Из них около 700 человек составляла личная гвардия. Остальные делились по четырём приказам: Постельный (хозяйство дворца), Бронный (оружие), Конюшенный (коневодство) и Сытный (продовольствие). В дальнейшем опричное войско достигло 5-6 тыс. человек .

Идеология

Штаб-квартира опричников располагалась в Александровской слободе . Их жизнь подчинялась уставу, который напоминал монашеский и подразумевал ежедневные богослужения, воздержанность и братские трапезы. Исключительно дворянский состав опричнины (как титулованной, так и не титулованной) и принесение личной присяги главе конгрегации позволяет говорить об опричнине как об орденском образовании — военно-монашеском или военно-политическом ордене опричников.

Одеяния

Опричники одевались в чёрную одежду, подобную монашеской. Согласно Иоанну Снычеву опричники носили монашеские скуфейки и чёрные подрясники . Г. Штаден пишет: «Опричные должны были носить чёрные кафтаны и шапки и у колчана , куда прятались стрелы, что-то вроде кисти или метлы, привязанной к палке. По этому узнавали опричников» .

Опричник в русской культуре

См. также

Примечания

  1. ЭСБЕ
  2. Чернявская Т ., Милославская К ., Ростова Е ., Фролова О ., Борисенко В ., Вьюнов Ю ., Чуднов В . Большой лингвострановедческий словарь. — М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина; АСТ-Пресс, 2007.
  3. Зимин А. А. К истории военных реформ 50-х годов XVI в // Исторические записки. — М. : Институт истории АН СССР, 1956. — Т. 55 . — С. 344—359 .
  4. . Дата обращения: 26 октября 2016. 26 октября 2016 года.
  5. Кобрин В. Б. Опричнина. Генеалогия. Антропонимика: Избр. труды. — М. : Российский государственный гуманитарный университет, 2008. — 369 с. — 2000 экз. ISBN 978-5-7281-0935-8 .
  6. . Дата обращения: 28 февраля 2015. 30 марта 2015 года.
  7. Дата обращения: 20 февраля 2015. 24 сентября 2020 года.
  8. И. В. Курукин, А. А. Булычев. Повседневная жизнь опричников Ивана Грозного. (Серия: Живая история: Повседневная жизнь человечества.) — М.: Молодая гвардия, 2010. — С. 295—297.
  9. Дата обращения: 21 февраля 2010. 10 января 2011 года.
  10. Дата обращения: 4 января 2014. 3 декабря 2013 года.
  11. . Дата обращения: 24 июля 2019. 24 июля 2019 года.

Литература

  • Михельсон М. И. (недоступная ссылка) (недоступная ссылка с 14-06-2016 [2780 дней]) // Русская мысль и речь: Своё и чужое: Опыт русской фразеологии: Сборник образных слов и иносказаний: В 2 т.
    • Т. 1. — СПб. : [Тип. Имп. Акад. наук, 1903 (или 1904)]. — [4], VIII, 779 с.
    • Т. 2. — СПб. : [Тип. Имп. Акад. наук, 1903 (или 1904)]. — 580, 250 с.
  • Голобутский В. А. Запорожское казачество. — К. , 1957.
  • Большой лингвострановедческий словарь. // Т. Н. Чернявская, К. С. Милославская, Е. Г. Ростова, О. Е. Фролова, В. И. Борисенко, Ю. А. Вьюнов, В. П. Чуднов. — М. : Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина, АСТ-Пресс, 2007.

Ссылки

Источник —

Same as Опричник