Церковные взыскания
- 1 year ago
- 0
- 0
Церковные взыскания — в христианских церквях , мера пресечения и нарушения церковных установлений, среди членов Церкви.
"Если же кто не послушает слова нашего в сём послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата".(2Фес.3:14-15)
Есть верный слух, что у вас [появилось] блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто [вместо] [жены] имеет жену отца своего. И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело. А я, отсутствуя телом, но присутствуя [у вас] духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело, в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа, предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасён в день Господа нашего Иисуса Христа.
— 1Кор.
Нравственно-исправительной мерой в православии обладает епитимья - исполнение исповедовавшимся христианином, по назначению духовника, тех или иных дел благочестия. Епитимия не считается удовлетворением Бога за грехи, то можно её не налагать на кающегося, который чистосердечно раскаивается и обещает не повторять грехи. Православное каноническое право определяет епитимью не как наказание или карательную меру за совершенные грехи, но как «врачевание духовное». При этом важно учитывать, что епитимья не составляет безусловной необходимости при совершении исповеди. Степень и продолжительность епитимьи обусловлена тяжестью греховных преступлений, но зависит от усмотрения духовника. Суровые епитимьи, предусмотренные древними канонами (долговременное отлучение от причастия, даже предписание молиться не в храме, а на паперти и др.), в настоящее время не употребляются. Над исполнившим епитимью читается особая «Молитва над разрешаемым от запрещения», через которую он полностью восстанавливается в своих «церковных правах». В дореволюционной России существовала, кроме того, епитимья, налагаемая гражданским судом на основании уголовных законов за вероотступничество, святотатство, ложную присягу и некоторые тяжкие моральные преступления. В отличие от епитимьи, предписанной духовником, она имела определенное значение наказания. Способы её исполнения и контроль осуществлялись епархиальными властями, получавшими решение суда.
В латинском обряде Католической церкви епитимия, как мера церковного взыскания, назначается священником кающемуся во время каждой исповеди. За исключением особых случаев епитимия заключается в прочтении определённого количества молитв.
На основании Библии таковыми являются (в порядке нарастания):
Меры взыскания зависят от тяжести совершённого проступка, мнения служителей Церкви и мнения большинства членов общины (последнее — в евангельском христианстве ). У консервативных евангельских христиан , членство в поместной церкви является вполне конкретным, подразумевающим что таковой прихожанин регулярно участвует в большинстве мероприятий церкви (богослужения, семинары, конференции, евангелизационные миссии и т.п.), а также в т.н. "членских собраниях".
Вопрос о Церковных взысканиях у евангельских христиан касается исключительно членов поместной Церкви (то есть принявших Крещение или мирно перешедших из других общин по различным обстоятельствам и ставших членами поместной Церкви), совершивших греховный поступок.
В каждом конкретном случае вопрос о мере церковного взыскания в общине решается совместно, общим членским собранием (или братским советом). Мера взыскания зависит от тяжести проступка и собственного отношения к нему совершившего (если человек искренне расскаивается в содеянном, в некоторых случаях возможно прощение без постановки на взыскание). После принятия решения всегда совершается молитва.
В баптистиских и пятидесятнических Церквях принимается следующие формы церковных взысканий для членов Церкви, находящихся в грехе и нарушивших установления Церкви (примерная таблица):
|
|
|
увещание
,
|
|
|
замечание |
|
|
отлучение |
|
|
предание сатане во измождение плоти
|
|
Необходимо отметить, что либеральные и евангельские христиане понимают важность применения церковных взысканий по-разному.