Interested Article - Берег надежды (балет)

«Бе́рег наде́жды» балет Андрея Петрова в трёх актах. Либретто Юрия Слонимского .

История создания

В 1950 году либреттист Юрий Слонимский задумал сценарий балета «Рыбаки» о трудовых буднях советских рыболовов, один из которых во время шторма попадает на «чужой берег», где его мучают «враги», а затем спасают от расправы участники рабочей демонстрации. Идеей постановки заинтересовался Юрий Григорович , которого поддержал тогдашний художественный руководитель балета Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова Пётр Гусев . Но написание либретто растянулось на шесть лет — Слонимский никак не мог выбраться из сюжетных перепетий, достойных «драмбалета» — хороводов председателя колхоза с воспитанниками детского сада, повышения уловов рыбаков, подарков советских тружеников новорождённому и т. п. За это время сменилось два руководителя балета театра, а Юрий Григорович отошёл от проекта.

Лишь встреча с Игорем Бельским во время репетиций балета « Тропою грома » в 1957 году дала новый импульс балету о рыбаках. Бельский, к тому времени уже попробовавший себя в качестве балетмейстера, проявил интерес к либретто, но решительно протестовал против пережитков «драмбалета». Слонимский переписал сценарий и новый худрук балета Кировского театра Фёдор Лопухов поддержал постановку. Начинающего композитора Андрея Петрова Бельский нашёл сам. Но когда спектакль был готов и его принимала комиссия из и отдела культуры ЦК КПСС , у высокого начальства возникли сомнения — в балете показан Советский Союз , а русских танцев нет, советские рыбаки бегают с голыми торсами, и почему-то на советском берегу не развевается красный флаг… Только вмешательство режиссёра Романа Тихомирова , будущего главрежа Кировского театр, дружившего с Фурцевой , спасло новый спектакль. Прожженный карьерист Тихомиров напомнил высокому начальству, что премьера балета посвящается XXI съезду КПСС и что партия дала установку: дорогу молодым.

Балет увидел свет, но Игорь Бельский, как и его предшественник Григорович, был объявлен «формалистом». Леонид Лавровский , Ростислав Захаров и Константин Сергеев с высоких трибун призывали заклеймить лидеров формализма. Но Бельского спасли гастроли Кировского театра в Москве, где «Берег надежды» и его следующий балет « Ленинградская симфония » были одобрительно встречены критикой и влиятельными коллегами.

Действующие лица

Наш берег
  • Рыбак
  • Его любимая
  • Вариации: Мольба, Отчаяние, Надежда
  • Рыбаки
  • Девушки
  • Чайки
Чужой берег
  • Девушка, потерявшая любимого
  • Рыбаки
  • Патруль
  • Незнакомец
  • Соблазны

Порядок музыкальных номеров

Первый акт
  • Летят чайки
  • Здравствуй, родной берег!
  • Песня дружбы
  • Рыбак и его любимая
  • Прощание
  • В бурю
Второй акт
  • Рыбаки возвращаются
  • Патруль
  • Потерявшая любимого
  • Человек в море!
  • Спор
  • Неравная схватка
  • Чайки зовут
Третий акт
  • Пытка
  • Голоса друзей
  • Человек в чёрном
  • Прерванный рассказ
  • Снова пытка
  • На крыльях любви
  • Берег надежды

Сценическая жизнь

Ленинградский театр оперы и балета имени С. М. Кирова

Премьера прошла 16 апреля 1959 года

Балетмейстер-постановщик Игорь Бельский , художник-постановщик , дирижёр-постановщик

Действующие лица

Возобновление в 1970 году

Дирижёр-постановщик Юрий Гамалей

Действующие лица
  • Рыбак — Юрий Соловьёв, (затем )
  • Его любимая — Алла Осипенко, (затем Ирина Колпакова)
  • Мольба — Татьяна Удаленкова
  • Отчаяние — Галина Иванова
  • Потерявшая любимого — Габриэла Комлева, (затем Татьяна Легат)

Постановки в других театрах

Библиография

  • Добровольская Г. «Танцевальная поэма» // Смена : газета. — Л. , 1959. — № 18 июня .
  • Карп П. «Драматургия и хореография» // За советское искусство : газета. — Л. , 1959. — № 25 июня .
  • «Берег надежды» — балет о современности // Ленинградская правда : газета. — Л. , 1959. — № 27 июня .
  • Энтелис Л. «Берег надежды» // Звезда : журнал. — Л. , 1959. — № 9 .
  • Катонова С. «Романтика любви и подвига» // Советская музыка : журнал. — М. , 1959. — № 9 .
  • Шереметьевская Н. «Чайки в полёте» // Театр : журнал. — М. , 1959. — № 11 .
  • Львов-Анохин Б. «Современная тема в балете» // : журнал. — М. , 1960. — № 2 .
  • Богданов-Березовский В. «Письмо из Ленинграда» // Советская музыка : журнал. — М. , 1961. — № 8 .
  • Чистякова В. . — Л. : Искусство, 1964. — С. 114—116. — 130 с. от 5 марта 2016 на Wayback Machine
  • Дашичева А. Снова — «Берег надежды» // Театр : журнал. — М. , 1965. — № 10 .
  • Слонимский Ю. Время больших перемен // «В честь танца». — М. : Искусство , 1968. — С. 301—307. — 402 с. — 25 000 экз.
  • Бялик М. «Как легенда...» // Ленинградская правда : газета. — Л. , 1970. — № 10 марта .
  • Ильичёва M. Ирина Колпакова . — Л. : Искусство, 1979. — С. 61—67. — 260 с. — ( Солисты балета ). — 25 000 экз.
  • Ильичёва M. Аскольд Макаров . — Л. : Искусство, 1984. — 194 с. — ( Солисты балета ). — 25 000 экз.
  • Алла Осипенко . — Л. : Искусство, 1987. — С. 84—91. — 256 с. — ( Солисты балета ). — 25 000 экз.
  • Гамалей Ю. Год 1959 // "Мариинка" и моя жизнь. Воспоминания дирижера. — Л. : ПапиРус, 1999. — С. 237—239. — 424 с. — 5000 экз. ISBN 5-87472-137-1 .
  • . От «Рыбаков» к «Берегу надежды» // . — СПб. : Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2000. — С. 110—133. — 400 с. — 1200 экз. ISBN 5-93010-008-X .
  • Шереметьевская Н. Хореографы — «шестидесятники» // Длинные тени. — М. : Редакция журнала «Балет», 2007. — С. 237—243. — 490 с. — 1000 экз. ISBN 5-901818-09-9 .

Примечания

  1. от 13 мая 2013 на Wayback Machine // Балет: Энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
Источник —

Same as Берег надежды (балет)