Interested Article - Больская, Аделаида Юлиановна

Аделаи́да Юлиа́новна Бо́льская ( польск. Adela Bolska , урождённая Скомпская ( польск. Skąpska ), по мужу Диенгейм-Щавиньская-Брохоцкая ( польск. Dienheim-Szczawińska-Brochocka ); 16.11.1863, Подольская губерния — 29.9.1930, Таллин ) — русская оперная певица (лирическое сопрано) и вокальный педагог.

Биография

До 1880 года училась в закрытом монастырском пансионе Königliche Musikschule в Мюнхене сначала игре на фортепиано, позже пению. В 1883 1888 годах в Московской консерватории у и Фёдора Коммиссаржевского . Во время учёбы принимала участие в концертах русского музыкального общества с произведениями и под управлением П. И. Чайковского . Окончила консерваторию с малой серебряной медалью и затем в течение года совершенствовала вокальное мастерство в Италии. Дебютировала в миланском театре , выступала также в Лоди , участвовала в концертах дирижёров Шарля Ламурё и Эдуара Колонна .

По возвращении в Россию при активном участии Чайковского была принята в Большой театр ; пела под фамилией Скомпская. В 1889 году дебютировала на его сцене в партиях Памины (« Волшебная флейта »), Гориславы (« Руслан и Людмила ») и Татьяны (« Евгений Онегин »). Выступала в Большом театре до 1892 года; 17 апреля 1892 года исполнила партию Леоноры в премьере оперы Антона Симона «Ролла». Именно Скомпской Чайковский хотел отдать заглавную партию в новой опере « Иоланта », которую собирались ставить в Петербурге (на премьере 18 декабря пела Медея Фигнер ), однако она была вынуждена уволиться из-за болезни до истечения контракта и уехать лечиться во Францию.

Улица Декамп, 25, Париж.

В 1893 году Аделаида Скомпская вышла замуж за графа Александра Диенгейм-Щавиньского-Брохоцкого, в 1894 году родила дочь Марию Ванду. Продолжая заниматься вокалом, брала в Париже уроки у знаменитой французской певицы Миолан-Карвальо . В Париже выступала в салонах и частных собраниях под псевдонимом ***, где её услышал композитор Массне и настоятельно советовал взять сценический псевдоним и выступать публично. Так как певица отказывалась от иностранных имен, композитор предложил псевдоним — Больска, взяв фамилию героя «Приключения Ладислава Больского» ( фр. L’aventure de Ladislas Bolski ; 1864 ) Виктора Шербюлье .

По настоянию друзей в 1896 году возобновила концертную деятельность, с огромным успехом выступив в театре « Лисео » в Барселоне в партии Офелии. Из предложенных ей после этого ангажементов Больска предпочла приглашение Директора императорских театров И. А. Всеволожского в Мариинский театр . Для ангажемента певицы царская власть разрешила временный въезд мужа Больска графа Дингейм-Щавиньского-Брохоцкого на территорию Российской империи, оставившего Польшу после восстания 1863 года.

Дебютировала в Санкт-Петербурге в партии Татьяны (« Евгений Онегин » Чайковского ) 22 сентября 1897 года и выступала на сцене Мариинского театра в ведущих партиях вплоть до 1918 года. Среди премьер Больской — Волхова в « Садко » (26 января 1901 года) и Марфа в « Царской невесте » (30 октября 1901 года) Николая Римского-Корсакова , Дамаянти в «Нале и Дамаянти» Антона Аренского (9 сентября 1908 года).

Впервые исполнила на русском языке партию Зиглинды в « Валькирии » (24 ноября 1900 года) и партию Евы « Нюрнбергских мейстерзингерах » (20 марта 1914 года) Рихарда Вагнера . Во время летних отпусков гастролировала в городах русской провинции: Тифлисе (антреприза П. Зурабова и М. Валентинова), Харькове, Киеве и Одессе (антреприза М. Валентинова), Таганроге, Черкасске, Екатеринославе, Кишиневе, Кисловодске, Вильно, Риге. Также каждый год выступала в Варшаве. Выступала в Париже, Лондоне ( Ковент-Гарден ). На протяжении многих лет брала уроки пения у Бертрами в Париже, где постоянно проживала.

В 1918 году контракт Больской с Мариинским театром был досрочно разорван. Певица выступала эпизодически в концертных программах. С 1918 года итальянская подданная. С 1920 по 1923 год была профессором вокального класса в Петроградский консерватории . В 1923 году уехала в Варшаву, где также преподавала в консерватории .

Скончалась в Таллине , похоронена в Варшаве на кладбище Старые Повонзки .

Надгробие на могиле Адели Больской на Повонзковском кладбище, Варшава.

Творчество

Больская была также камерной исполнительницей. По мнению современного музыкального критика,

То, что Аделаида Больская, «солистка Его Величества», голос которой в опере был «каскадом жемчужных брызг», была лучшей исполнительницей романсов Чайковского и Рахманинова , дает представление о точном месте этой певицы на русской сцене в конце прошлого — начале этого века .

Камерный репертуар Больской включал также сочинения Михаила Глинки , Антона Рубинштейна , Цезаря Кюи , Сергея Танеева , Александра Гречанинова , Александра Глазунова , Рейнгольда Глиэра и др.

Сохранились записи Аделаиды Больской фирмы «РАОГ» — два дуэта с А. Лабинским . Среди других партнёров Больской по оперной сцене были такие выдающиеся артисты, как Фёдор Шаляпин , Леонид Собинов , Фёдор Стравинский , Николай Фигнер , Лев Сибиряков , Маттиа Баттистини , Иван Ершов , Фелия Литвин , братья Ян и Эдуард Решке .

Общественная деятельность

Памятник Фредерику Шопену в парке Лазенки, Варшава. Фотография 2004 года.

Больская была попечительницей в благотворительном обществе при римско-католическом Храме св. Екатерины в Петербурге. Часто участвовала в благотворительных концертах. В 1901 год у, отвечая на вопрос императора Николая II , как он может отблагодарить её за талантливое пение, Больская испросила разрешение на установку памятника Фредерику Шопену в Варшаве — до этого все попытки установить памятник великому композитору были безуспешны; к концу того же года певица вместе с мужем составила комитет по сооружению памятнику, утверждённый варшавским генерал-губернатором. Больская помогала собирать деньги на памятник, в том числе сборами от своих выступлений, организовывала концерты в Петербурге, Варшаве, Лондоне, средства от которых шли в фонд комитета. В 1926 году памятник Шопену (архитектор Вацлав Шимановский) был установлен в Варшаве в парке Лазенки .

Репертуар

Примечания

  1. Личное дело Адели Скомпской. 1883—1888. / Архив. Московская Консерватория. Л.3.
  2. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1976. — Т. XV А. С.133, 135, 139.
  3. Чайковский П. И. Полное собрание сочинений. — М.: Музыка, 1979. — Т. XV Б. Сс. 38,75.
  4. Кузнецов А. от 18 сентября 2011 на Wayback Machine // Новый мир. — 1993. — № 7.

Литература

  1. Базылев Л. Поляки в Петербурге. — СПб.: Блиц, 2003.
  2. Ежегодник императорских театров . Сезон 1901—1902 гг.
  3. Ленинградский государственный ордена Ленина академический театр оперы и балета им С. М. Кирова: [Альбом]. — Л.: Музыка, 1983.
  4. Московская Консерватория: 1866—1966. — М., 1966.
  5. Музыка и музыканты. Творческие и биографические материалы в фондах и коллекциях рукописного отдела Пушкинского Дома XVIII—XX в. — СПб., 2003. — С. 293.
  6. Музыкальная энциклопедия. / Сост. Л. З. Корабельникова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1973. — С.520.
  7. Старк Э. (Зигфрид) . Петербургская опера и её мастера. 1890—1910. — Л.-М., 1940.
  8. Чайковский и театр. — М.-Л., 1940.
  9. Чайковский на московской сцене. Первые постановки в годы его жизни. — М.-Л.: Искусство, 1940. — С.177-179.
  10. П. И. Чайковский С. И. Танеев. Письма. / Сост. В. А. Жданов. — М.: Госкультпросветиздат, 1951. — С.149, 152, 512.
  11. Иванова М. В. Памятник Фредерику Шопену. СПб, 2011

Книги на иностранном языке.

  1. Kronenberg L. J. Wspomnienia. Warszawa: F. Hoesick, 1933. S. 205.
  2. Mechaisz Janusz Młynarski. Suwałki: Suwalskie towarzystwo muzycznego, 1994. S. 19.
  3. Enciclopedia della spettacolo. Roma. 1954—1962. T.II. S.745-746.
  4. Księga adresowa / Polski kalendarz piotrogradzki na rok 1916. S. 7.
  5. Słownik muzyków polskich. Kraków, 1964. S. 52.
  6. Słownik biograficzny teatru polskiego 1765—1965. Warszawa, 1973. S. 54.
Источник —

Same as Больская, Аделаида Юлиановна