Ибн Аббас
- 1 year ago
- 0
- 0
Абу́-ль-Абба́с Абдулла́х ибн Абба́с ибн А́бд аль-Мутта́либ аль-Кураши́ ( араб. أبو العباس عبد الله بن عباس بن عبد المطلب القرشي ; род. 619 , Мекка — 686 , Таиф , Омейядский халифат ) — исламский богослов, сподвижник и двоюродный брат пророка Мухаммеда . Сын Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба . Основатель мекканской школы толкования Священного Корана . За его необыкновенные познания мусульмане дали ему прозвище Хабр аль-Умма («учёный [муж] общины») .
Родился в Мекке приблизительно за три года до переселения мусульман из Мекки в Медину. Рос при пророке Мухаммаде, и с раннего возраста учился у него основам ислама. До 630 года вместе со своей семьей оставался в Мекке. Перед завоеванием Мекки мусульманами семья Ибн Аббаса переехала в Медину .
Принимал участие в битвах при Хунайне и Таифе, а также при завоевании Мекки. При первых халифах был их приближённым, принимал участие в военных походах в Северной Африке и Табаристане. После смерти халифа Усмана , Абдуллах признал халифом Али ибн Абу Талиба и был в числе его помощников .
При халифе Али был назначен наместником Басры . Сумел подавить хариджитский мятеж, но, позднее подал в отставку. Остаток жизни провёл в Мекке, где занимался научной деятельностью. После смерти халифа Муавии , Ибн Аббас уговаривал Хусейна ибн Али не отвечать на призыв восставшего против халифа Язида народа в Куфе и не ехать туда, но Хусейн не послушался его. Ибн Аббас до конца своих дней сожалел о смерти Хусейна .
Абдуллах ибн Аббас умер в Таифе в возрасте 70 лет .
Ибн Аббас был одним из теоретиков в области исламского права, он сам давал заключения ( фетвы ) по правовым вопросам. Для вынесения правового предписания он сначала обращался к Корану. Если там не находил решения проблемы, то обращался к сунне пророка Мухаммада, а затем к мнению таких сподвижников, как Абу Бакр или Умар .
Ибн Аббас был известен как толкователь Корана . Ему даже приписывается авторство книги по толкованию Корана, под названием «Танвир аль-микбас мин тафсир Ибн Аббас» . В приписываемых ему комментариях к Корану также использованы рассказы « людей Писания » ( исраилият ). Некоторые исследователи, как Л. Каэтани и А. Ламменс ставят под сомнение подлинность приписываемых ему толкований Корана — Толкование Корана ( Тафсир аль-Кур’ан ), Необыкновенная книга о Коране ( Китаб гариб фи-ль-Кур’ан ), Разъяснение языка Корана ( Байан лугат аль-Кур’ан ) и Язык в Коране ( Лугат фи-ль-Кур’ан ). Эти книги представляют собой первую попытку филологического разбора Корана на примерах из стихов доисламских поэтов, а также исторического и эсхатологического толкования . Противоположной точки зрения придерживается Ф. Сезгин, который допускает возможность частичного восстановления подлинного текста его Тафсир аль-Кур’ан на основе исторического труда ат-Табари . Большинство современных исламоведов видят в Тафсире Ибн Аббаса позднейшую фальсификацию в угоду его потомкам Аббасидам .
Ему приписывают замысел собрать хадисы пророка Мухаммеда и его сподвижников. Передавал рассказы о доисламской истории, о походах Мухаммада .
Глубокие познания Ибн Аббаса оценил даже византийский наместник Северной Африки Георгий, назвавший Ибн Аббаса самым образованным человеком среди арабов .