Interested Article - Любовь холоднее смерти
- 2020-12-06
- 2
« Любовь холоднее смерти » ( нем. Liebe ist kälter als der Tod ) — первый полнометражный художественный фильм немецкого кинорежиссёра Райнера Вернера Фасбиндера . Картина была создана в 1969 году в течение 24 дней в Мюнхене . Фильм снят в стиле гангстерского кино на чёрно-белую плёнку. С этого фильма началось долгое сотрудничество Фасбиндера с актрисой Ханной Шигуллой .
Сюжет
Действие начинается в закрытой комнате, где в кресле с завязанными глазами сидит мелкий мюнхенский сутенёр — Франц. Перед ним трое мужчин, двое из них в чёрных очках, а третий в костюме. Последний предлагает Францу работать на Синдикат , учитывая его три судимости за сутенёрство и за изнасилование. Он отказывается от предложения, объясняя это тем, что он работает только на себя. Один из мужчин наносит ему удар оружием по голове. Франц находится в плену, в закрытом помещении, ещё с несколькими людьми. Франц испытывает симпатию к молодому и красивому юноше по имени Бруно. Когда Франца отпускают, он даёт Бруно свой адрес, чтобы тот потом смог отыскать его. Однако Бруно работает на Синдикат. Его специально вводят в доверие к Францу, чтобы в дальнейшем поймать того на преступлениях и заставить работать на Синдикат.
Бруно направляется в Мюнхен на поезде. В купе с ним едет соблазнительная девушка, которая обнажает свои плечи. Он задаёт ей вопрос, — « О чём вы думаете, о сексе? », она отвечает, — « О революции ». Он следит за ней холодным взглядом и внезапно рассказывает ей, как в 12 лет убил своего отца, а в 16 стал главарём банды. По его словам, они с друзьями также убили случайного парня в драке.
Бруно приезжает по адресу, но не находит там Франца. Женщина, живущая в квартире, советует ему найти девушку Йоханну, работающую на Франца, и через неё найти Франца. Бруну удаётся найти Йоханну, она приводит его к Францу. Франц скрывается от брата одного убитого сутенёра-турка. Это он убил его и теперь брат убитого намерен отомстить убийце. Франц, Бруно и Йоханна нечестным образом приобретают оружие и тёмные очки. Они убивают турка в кафе и свидетеля убийства — официантку. За городом Бруно застреливает полицейского, требующего у них документы. Полиция подозревает Франца в двух убийствах и устраивает допрос. Не найдя никаких доказательств, они отпускают Франца на свободу.
Франц и Бруну решают ограбить банк, после чего намерены разойтись на два месяца, разделив куш. Они хладнокровно убивают случайного клиента Йоханны, который заходит в квартиру. Избавившись от тела, Бруно встречается с человеком из Синдиката. Ему дают указание избавиться от Йоханны во время налёта на банк. Боясь безжалостного убийцу Бруно и волнуясь за Франца, Йоханна рассказывает полиции про план налёта. В день ограбления перед входом у банка, полиция встаёт на пути у Бруно, тот желает открыть огонь из автомата, но его подстреливают. Франц и Йоханна убегают от полиции на машине с раненным Бруно. По дороге он умирает — они выбрасывают тело из машины. Йоханна признаётся, что это она вызвала полицию. После долгого молчания Франц произносит лишь одну фразу, — « Шлюха! ».
История создания
Съёмки фильма проходили в апреле 1969 года в городе Мюнхен и продлились 24 дня . Долгий ночной проезд на улице Ландсбергер штрассе был снят Жан-Мари Штраубом . Это не использованная сцена из фильма «Жених, комедиантка и сутенёр» ( 1968 ) . Декорации во всех сценах были слишком скромные. Комнаты без мебели, с белыми стенами, с одним столом и стулом, мучительно длинные сцены типичны для этой гангстерской картины. Райнер Вернер Фасбиндер и Улли Ломмель, исполнитель главной роли, выступили также художниками-постановщиками картины. Несколько актёров тоже приняли участие в создании фильма. Например, Катрин Шааке, сыгравшая девушку в купе, участвовала в написании сценария, а также выступила в роли редактора. Композитор Пер Рабен назван во вступительных титрах также как актёр, с его настоящим именем (Вильгельм Рабенбауэр) .
Рабен в своём интервью с Джулианой Лоренц рассказал о процессе создания музыки для фильма: «Мы говорили о музыке ещё до того, как сценарий был написан. Поскольку тогда Фасбиндер мог уже точно сказать какая у фильма должна быть стилистика, музыка должна была её поддерживать. Можно было уже создавать идеи для музыки. Фасбиндер дал ключевые слова: комнаты, где будет снят фильм должны выглядеть очень холодно и слишком ярко. Свет должен затмевать всё остальное, так, что все персонажи действующие в сценах исчезают, потому что они вытесняются светом, который проходит через окна. Я мог бы сделать с этим что-то сразу. Делал ли Фасбиндер какие либо предложения? Я часто делал эскизы, чтобы он мог что-то представить. К счастью, он много знал о музыке» .
Оператор фильма Дитрих Ломанн рассказал в том же интервью, что они с Фасбиндером много говорили об эстетики кино. В то время Французская новая волна была очень популярна, так называемые нуарные фильмы , чёрно-белые и очень атмосферные. И в начале карьеры по словам Ломанна они очень пытались этому подражать, в фильмах: «Любовь холоднее смерти», « Боги чумы », « Американский солдат ». Он говорит, что отчасти это сработало довольно хорошо .
В этой картине принимали участие те актёры, с которыми Фасбиндер работал в так называемом «Антитеатре». Эту труппу он организовал вместе с Пером Рабеном, Куртом Раабом и Ирм Херманн, после того как их мюнхенская труппа «Театра действия» была закрыта в 1968 году . Актриса Ирм Херманн играла и в двух предыдущих короткометражных фильмах Фасбиндера: « Городской бродяга » ( 1966 ) и « Маленький хаос » (1966). Но именно тех, с кем в дальнейшем режиссёр будет сотрудничать на протяжении всей своей карьеры, можно впервые увидеть в «Любовь холоднее смерти». Это Ханна Шигулла , Ингрид Кавен, Улли Ломмель, Курт Рааб, Ганс Хиршмюллер, а также Катрин Шааке, Ханнес Громбалль и Рудольф Вальдемар Брем. Многолетнее сотрудничество с композитором Пером Рабеном и оператором Дитрихом Ломанном тоже начинается именно с этой кинокартины .
В интервью Ингерборгу Веберу из газеты Stuttgarter Zeitung Фасбиндер поделился своими взглядами на счёт фильма:
Без любви не было бы и насилия. Насилие возникает из за злаупотребления любовью, любовь, которая всегда требует владения, такая любовь, она холоднее смерти. Разве нет? Как вы говорите, настоящих чувств? Мой фильм — это фильм против чувств. Потому что я считаю, что все чувства оскорбительны и действительно злоупотребительны. Кто-то, такой как Бруно, совершающий приказы политического синдиката, неизбежно терпит неудачу в чувствах других. Не могли бы вы также обобщить эту гипотезу? Да. Любой, кто пытается заниматься политикой, как всегда, потерпит неудачу. Если вы хотите что-то изменить, этого недостаточно для развития сознания. В первую очередь, вы должны предотвратить эксплуатацию чувств в личной сфере .
Премьера фильма состоялась на 19-м Берлинском международном кинофестивале 25 июня 1969 года . Публика приняла картину очень негативно, фильм был даже освистан . Критик Майкл Кореский верно выразился о том, что наверняка зрители тогда ещё не подозревали, что это дебютная работа будущего крупнейшего представителя немецкого кино .
В ролях
- Райнер Вернер Фасбиндер — Франц Уолш
- — Бруно
- Ханна Шигулла — Йоханна
- Курт Рааб — мужчина в универмаге
- Ирм Херман — продавщица в универмаге
- — девушка в поезде
- — проститутка
- — проститутка
- — проститутка
- — официантка у турка
Критика
Премьера фильма была на Берлинале , реакция была такая — его жутко осудили и назвали дилетантизмом, хламом и оскорблением. Там была такая людская агрессия, которая была действительно невероятной. Потому что фильм настолько другой, что он тебя раздражает .
Энциклопедия международных фильмов оставила о фильме следующий отзыв:
Сделанный в жанре американских фильмов, стилистически основанный на Штрауба , это всё же чрезвычайно своеобразный фильм первого периода Фасбиндера. Клинически яркие изображения, демонстративно обнажённые фоны, провокационно затягивающиеся сцены. Мюнхенская низшая среда напоминает искусственное экспериментальное поле, в котором персонажи мрачно изолированы. Его стоит посмотреть как кинематографический документ» .
Австрийский писатель и драматург Петер Хандке отозвался о картине так: «Режиссёр решил снять тоскливый фильм, в другой раз он наверняка захочет снять смешной фильм. Вот и все: его тоска была преднамеренной. А также средства для иллюстрации этой тоски были не пригодны: и цитирование персонажей из других фильмов ( Ален Делон из чрезвычайно переоценённого „ Самурая “), а также расположение картинок друг в друге: фигуры, которые медленно проходят с профилем к зрителю на экране, проходят сквозь обнажённую стену, сквозь кадр и снова исчезают из кадра, глядя в камеру и на те же обнажённые стены. Манерная геометрия людей — это придаёт фильму ложный ничейный характер, обнажённые стены, медлительность и мечтательность фигур, на которые, похоже, влияла камера, напоминало аранжировки в экзистенциалистских научно-фантастических фильмах » .
Йоахим фон Менгершаузен из « Южногерманской газеты » считает, что «Любовь холоднее смерти» является наиболее радикальным и самым снисходительным из дебютов киноиндустрии. И в то же время он пишет, что фильм словно наполнившись тайной тоской по своим возможностям, связан с этой киноиндустрией и почти зациклен на ней. Франц и Бруно по его мнению не являются потомками великого одинокого гангстера американского кино, а они бедняги, которые могут выразить себя только кулаком или револьвером, а Йоханна, не роковая девушка , а униженное, измученное существо, которое продаёт своё тело, чтобы потом купить себе состояние в среднем классе . Критик вспоминает слова самого режиссёра, что все эти трое «бедные люди», которые не могут ничего с собой поделать, не имеют возможности, никогда даже и не имели возможности чему-то научиться .
Кинокритик Бирте Людекинг подвёрг анализу весь сексуальный подтекст в фильме. Он считает, что уже в своём первом фильме Фасбиндер демонстрирует буржуазные ритуалы и проявляет недоверие к классическим отношениям в паре, показывая секс как товар, а любовь как инструмент власти. Людекинг описал одну из сцен, где все трое главных героя сидят за столом, после того, как Бруно занялся сексом с Йоханной. По его мнению это намёк на маленькую семью с фиксированным распределением ролей, для свободного мышления в обществе. Йоханна с обнажённой грудью что-то шьёт, она одновременно как — мать, домохозяйка и «шлюха», Бруно это «папа», который чистит свой пулемёт, и «ребёнок» Франц, играющий на столе с каким-то предметом. Людекинг также описывает в своей рецензии сцену после секса, когда два героя блуждают по супермаркету. После того, как Йоханна преподносит себя Бруно как товар, лежащий обнажённым и с пустым выражением лица рядом с ним на кровати, в то время, как её партнёр находится в тюрьме, два мошенника бродят в супермаркете среди отделов моющих и чистящих средств и воруют кое-что. Критик отмечает, что судя по их мимике и жестам, это кажется более забавным, чем секс до этого .
Кинорежиссёр и писатель Майкл Кореский описал роль картины следующим образом: «Другие режиссёры-новички, возможно, были обескуражены реакцией от фильма „Любовь холоднее смерти“, на его премьере на Берлинском кинофестивале в июне 1969 года . Но Фасбиндер на сцене, несмотря на насмешки аудитории, раздражённой далёкой, липкой эстетикой его фильма, сжал руки и потряс их над головой в знак победы. И он погрузился в свой следующий фильм — экранизацию своей пьесы „ Катцельмахер “ 1968 года , с такой жадностью, которая задаст темп всей его карьеры. Хотя и та берлинская публика не знала об этом, но родилась важная звезда Нового немецкого кино » .
Посвящения и отсылки
В начальных титрах фильма на экране появляются имена людей, которым режиссёр посвятил свою картину: Клоду Шбролю , Эрику Ромеру , Жан-Мари Штраубу и «Чунчу и Малышу».
Чунчу и Малыш это два главных героя из вестерна « Золотая пуля » ( 1969 ) итальянского режиссёра Дамиано Дамиани . Роли исполняли Джан Мария Волонте и Лу Кастель . У Фасбиндера есть сцена, где Франц даёт пощёчину Йоханне за то, что она рассмеялась над Бруно, а Бруно, по его словам, его друг. Это явная отсылка к «Золотой пуле», где есть похожая сцена. По словам самого Фасбиндера, он и Улли Ломмель решили создать «Любовь холоднее смерти», когда зимой посмотрели этот вестерн .
Позже Фасбиндер поделился с публикой, почему он решил посвятить фильм именно этим людям: «Шаброль, как и я, стремится к социальным изменениям, начиная с самых низов, анализируя чувства, у Штрауба я узнал, как стилистически развивать фильм, и Штрауб перенял у меня теории. Фильм Ромера — „Знак льва“ ( 1959 ), меня особенно впечатлил» .
В 1968 году Фасбиндер вместе с Ханной Шигуллой , Ирм Херманн, Пером Рабеном и Рудольфом Вальдемаром Бремом снялся в фильме Жан-Мари Штрауба — «Жених, комедиантка и сутенёр» . Отсылка на Штрауба есть в сцене, где Бруно встречает человека из Синдиката, последний сообщает, что пришло указание от человека по фамилии Штрауб. До своего первого фильма Фасбиндер мог видеть только три фильма сделанных Штраубом: « Махорка-Муфф » по Генриху Бёллю , «Непримирившиеся, или Где правит насилие, помогает только насилие» и « Хроника Анны Магдалены Бах » .
Фильм «Знак льва» Эрика Ромера, которым был вдохновлён Фасбиндер, был ярким и одним из самых значимых примеров Французской новой волны . Эта картина рассказывает о приезжем и никем не признанном скрипаче, который еле-еле сводит концы с концами. Несмотря на счастливый финал, безмятежный оптимизм, фильм демонстрирует прохладный аналитический социальный упадок . До своего дебюта Фасбиндер видел ещё три фильма Ромера: « Булочница из Монсо » ( 1963 ), « Карьера Сюзанны » (1963) и « Коллекционерка » ( 1967 ) .
В сцене в универмаге, герой Фасбиндера спрашивает у продавщицы про очки. Он желает найти такие же круглые очки, какие были у полицейского в фильме Альфреда Хичкока — « Психо » ( 1960 ). По словам Фасбиндера в одном из интервью, если есть желание снимать такие же «сумасшедшие» фильмы как Хичкок, то нужно овладеть его ремеслом, а у него самого была потребность в техническом совершенстве .
В «Любовь холоднее смерти» Фасбиндер выступал также в качестве редактора фильма, но в титрах он указал для себя вымышленный псевдоним — «Франц Уолш». Его героя тоже зовут Франц, а в сцене, где он находиться в руках Синдиката, работники организации выясняют его фамилию — Уолш. Этот псевдоним он использовал и в двух предыдущих своих работах, в короткометражных фильмах: « Городской бродяга » ( 1966 ) и « Маленький хаос » (1966) (режиссёр и автор сценария — Франц Уолш). В своём следующем фильме — « Боги чумы », он снова назвал главного героя Францем Уолшем. Данное имя возникло у него с ассоциацией с Францем Биберкопфом из романа Альфреда Дёблина — «Берлин, Александерплац». В 1980 году Фасбиндер также выпустит телесериал « Берлин, Александерплац » . А фамилия Уолш была взята у американского режиссёра — Рауля Уолша .
Награды и номинации
- Номинация на премию « Золотой медведь » на 19-м Берлинском международном кинофестивале (Райнер Вернер Фасбиндер) .
- Награда Deutscher Filmpreis в номинации лучший оператор ( Дитрих Ломанн ), а также награда за лучший ансамбль фильмов («Любовь холоднее смерти», « Катцельмахер » и « Боги чумы ») .
Примечания
- Wolfgang Limmer, Rainer Werner Fassbinder, Rolf Rietzler. . — Spiegel-Verlag, 1981-01. — С. 16. — 230 с. — ISBN 978-3-499-33008-7 .
- ↑ Эрнст-Кристиан Нейзель (редактор). . — Argon Verlag, Berlin: Rainer Werner Fassbinder Foundation (Hrsg.), 1992. — ISBN 3-87024-212-4 .
- . IMDb. Дата обращения: 12 декабря 2019. 3 мая 2019 года.
- Джулиана Лоренц. Работа без конечной точки, Пеер Рабен в интервью с Джулианой Лоренц. — Хеншель Верлаг, Берлин: Нормальный хаос, говорят о Райнере Вернере Фасбиндере, 1995. — ISBN 3-89487-227-6 .
- Джулиана Лоренц. Посмотрим, что получится, Дитрих Ломанн в интервью с Джулианой Лоренц. — Хеншель Верлаг, Берлин: Нормальный хаос, говорят о Райнере Вернере Фасбиндере, 1995. — ISBN 3-89487-227-6 .
- ↑ . fassbinderfoundation.de. Дата обращения: 12 декабря 2019. 30 апреля 2021 года.
- ↑ . Stuttgarter Zeitung. Дата обращения: 12 декабря 2019. 24 июня 2021 года.
- . Cinematheque.bc.ca. Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано 26 августа 2006 года.
- ↑ . Майкл Кореский. Дата обращения: 12 декабря 2019. 23 ноября 2020 года.
- Роберт Фишер (редактор). Группа, которой не было. Интервью с Коринной Брохер, 1973. — Франкфурт : Verlag der Autoren, 2004. — ISBN 3-88661-268-6 .
- . Энциклопедия международных фильмов. Дата обращения: 9 декабря 2019. 13 сентября 2016 года.
- Петер Хандке . Дата обращения: 9 декабря 2019. 9 марта 2016 года.
- . Йоахим фон Менгершаузен. Дата обращения: 9 декабря 2019. 24 июня 2021 года.
- . Бирте Людекинг. Дата обращения: 12 декабря 2019. 12 декабря 2019 года.
- . filmportal.de. Дата обращения: 12 декабря 2019. 28 ноября 2019 года.
- . data.bnf.fr. Дата обращения: 13 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- . Jacques Siclier. Дата обращения: 13 декабря 2019. 13 декабря 2019 года.
- . newwavefilm.com. Дата обращения: 13 декабря 2019. 4 мая 2012 года.
- Роберт Фишер (редактор). Эстетика надежды. Интервью с Кристианом Брэдом Томсеном, 1973, Фасбиндер о Фасбиндере. — Франкфурт : Verlag der Autoren, 2004. — ISBN 3-88661-268-6 .
- . filmportal.de. Дата обращения: 12 декабря 2019. 7 августа 2020 года.
- Andreas Kilb. Дата обращения: 12 декабря 2019. 12 февраля 2020 года.
- . berlinale.de. Дата обращения: 12 декабря 2019. 2 октября 2020 года.
- . Deutsche Filmpreise. Дата обращения: 13 декабря 2019. Архивировано из 9 июля 2015 года.
Ссылки
- (англ.) на сайте Internet Movie Database
- 2020-12-06
- 2