Произведения Карела Чапека
- 1 year ago
- 0
- 0
Карел Матей Чапек-Ход (настоящее имя Матей Чапек ; чеш. Karel Matěj Čapek-Chod ; 21 февраля 1860 , Таус (ныне Домажлице ), Австро-Венгрия — 3 ноября 1927 , Прага ) — чешский прозаик - натуралист и журналист .
Окончил гимназию в Таусе, изучал право в Карловом университете . В 1880-е годы начал выступать как журналист, издавал в Ольмюце (Оломоуце) и в Праге ряд газет. По совету своего друга Й. В. Сладека в начале литературной деятельности стал подписываться «Карел Матей (К. М.) Чапек» или «Карел Чапек», потому что имя Матей казалось Сладеку «недостаточно литературным».
Сотрудничал в газете «Národní listy» (с 1900). После того, как в 1918 году в редакции газеты появился его полный (с учётом изменения имени) тёзка, в то время гораздо менее известный писатель Карел Чапек , старший коллега для отличия от него изменил и фамилию, взяв псевдоним Чапек-Ход по названию родной местности Ходско и субэтнической группы чехов ходы .
В ряде произведений Чапека-Хода на первом плане социальные мотивы; в романе «Кашпар Лен — мститель» рабочий убивает купца, совратителя своей невесты; в романе «Турбина» изображён крах надежд буржуазного семейства. По оценке советского литературоведа В. К. Житника, «как натуралисту Чапеку-Ходу присущи подробное описание социальной среды, внимание (часто чрезмерное) к отдельным деталям, детерминизм: большинство его персонажей — люди беспомощные, бессильные противостоять разрушающему влиянию окружения, что приводит к краху все стремления героев. Обращаясь к трагикомическим ситуациям, писатель, казалось бы, безучастно опускает своих персонажей с высоты их мечтаний в серую будничность реальности» .
Романы Чапека-Хода «Антонин Вондрейц» и «Самый западный славянин» литературовед А. Е. Бобраков-Тимошкин относит к т. н. ; Прага гибельна для главных героев обоих произведений . В первой главе «Самого западного славянина» романтические образы мотивируются тифозным бредом героя, что сам автор иронически отнёс к реалистическому приёму .
Карел Чапек говорил впоследствии своей сестре Гелене об отличии своего художественного метода от натурализма Чапека-Хода:
Понимаешь, люди хотят, чтобы я был всеведущ, но, когда пишешь, невозможно предусмотреть всё… Даже теннисисты упрекают меня, что я не разбираюсь в их игре, и считают, что я не должен был упоминать о ней… Вспоминаю Чапека-Хода; он говаривал, что самой надёжной основой для любого порядочного писателя, желающего создать нечто новое, является крепкая и выносливая задница. Я ему ответил: «Хочу писать, но я отнюдь не Arschmensch! » А он: «Будете жалеть, следовало бы научиться. А это значит, вначале надо ходить и наблюдать, а затем дома сесть и досконально изучить то, о чём хоть мельком упомянешь в своем произведении». Сам он так и делал. У меня, когда я работаю, мысль нельзя остановить, каждую минуту что-то приходит в голову, и скажу тебе, что первые, непроизвольные идеи оказываются самыми лучшими.
—