Interested Article - Брейк-данс в России
![](/images/006/208/6208735/1.jpg?rand=152950)
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/6a9eefbaf125c6defe001275ae752476.gif)
- 2020-07-12
- 2
Брейк-данс в России — спортивный стиль уличных танцев , исполняемый молодёжью с 1984 года в СССР , а затем в России и на постсоветском пространстве . В зависимости от моды на этот танец различают три волны популярности брейк-данса на территории бывшего СССР : первая (1986—1988) , вторая (1998—2002) и третья (2008—н.в.) .
Брейк-данс в СССР
В 1984 году брейк-данс появился в Прибалтике . О нём впервые узнали после выхода на экраны американских фильмов « Брейк-данс », « Брейк-данс 2 » и « Бит-стрит », выпущенных в 1984 году . Поскольку СССР был закрытым государством, то первыми эти фильмы увидели дети дипломатов, спортсменов и гастролирующих артистов, чьи родители привозили из-за рубежа видеокассеты с записью брейк-данса. Самоучки старались повторить все увиденные в фильме движения среди своих друзей . Картины о брейк-дансе также можно было посмотреть в подпольных в то время видеосалонах . Советской молодёжи во времена моды на брейк-данс было известно два вида стилей: верхний («робот» , электрик-буги , поппинг , локинг , кинг-тат ) и нижний (брейкинг ) . Первые брейк-данс-танцоры, которых тогда называли брейкерами, стали отрабатывать новые движения в спортзалах, на танцплощадках и в собственных квартирах .
Летом 1984 года брейк-данс добрался до Москвы . В 1984 году известный советский джазмен Алексей Козлов решил создать для своего музыкального коллектива « Арсенал » новую театрализованную программу, основанную на технике брейк-данса. Ему в руки попала видеокопия фильма Breakin' , а также отдельные видеоклипы с номерами брейк-данс-команды Rock Steady Crew . В качестве тренера по брейк-дансу Козлов пригласил в ансамбль бывшего танцора Театра пантомимы Гедрюса Мацкявичуса — Павла Брюна. В качестве учебного пособия Брюн использовал копию видеошколы по брейку, которую ему принёс его бывший коллега по театру, Валентин Гнеушев . Занятия проходили в гостиничном номере Козлова во время гастролей и включали в себя приёмы «электрик-буги»: «пропускание волны через всё тело» и «скольжение по полу против ветра» («глайд»). Постепенно «Арсенал» стал готовить музыкальные номера, в основе которых была техника «ритмической пантомимы», именно так музыканты назвали свой стиль, чтобы не пугать руководство западным термином «брейк-данс». После первых концертов с этой программой представители Центрального комитета ВЛКСМ стали обвинять Козлова в пропаганде фашизма и запрещали ему демонстрировать брейк-данс, в итоге чиновники отстали от «Арсенала» с началом « перестройки » в мае 1985 года . Артисты показывали брейк во втором отделении концертов при помощи « электропантомимы » под электронную музыку из альбома «Пульс-3» , который был записан ансамблем летом 1985 года во время проведения XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов на московской Всесоюзной студии грамзаписи «Мелодия» и издан фирмой « Мелодия » на грампластинках 7 августа 1986 года .
Первые брейк-тусовки в Москве собирались в молочном кафе «У фонтана» (в просторечье — «Молоко») , кафе «Колхозница» (в дальнейшем «Колхида» на Колхозной площади), в баре «Резонанс» в СК « Олимпийский » , клубе «Проспект» и в парке Горького . В «Молоке» выступала группа «Вектор» Владимира Рацкевича : ныне покойный Фёдор «Дядя Фёдор» Дятлов, Андрей Колыхалов и Дмитрий Смирнов. Колыхалов был одним из первых, освоивших «геликоптер» . В Москве появились первые курсы брейк-данса в студии Дома культуры издательства « Правда » под руководством известного циркового режиссёра Валентина Гнеушева , откуда вышли первые танцоры и группы тех лет: Денис Дубровин, Александр Рубин, Александр Нуждин, Гоша «Гога» Артёмов , Елена Бодренкова и Аурика Лакси , Владимир Пресняков-младший (учителем Преснякова был танцор Олег Барцио ). В 1985 году в «Молоке» состоялся первый брейк-данс-конкурс, победителем которого стал Пресняков-младший . Одним из самых ярких танцоров того периода был , исполняющий стиль «робот» : с 1983 года он проходил обучение в студии пантомимы МГУ , а с 1986 года являлся председателем жюри фестивалей . Во время проведения XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве в августе 1985 года советские зрители впервые познакомились с танцем брейк-данс: его демонстрировали национальные делегации , а также творческая мастерская циркового искусства . Осенью 1985 года в ДК имени Парижской Коммуны открылась танцевальная студия «Зеркало» под руководством Андрея Скаржинского, которая стала обучать всех желающих танцевать брейк. Здесь обучались Илья «Пинчер» Грылёв, Артур Игнатов . Здесь выступал Олег Смолин с Сергеем Козловым , сыном руководителя группы « Арсенал ». К ним примкнул Игорь Захаров, с которым они образовали брейк-данс-трио « Меркурий ». Вскоре Козлова заменил Владимир Братчиков, а после ухода в армию его сменил ушедший из ДК «Правда» Константин Михайлов , на смену которому пришёл Артур Игнатов . В 1986 году участники «Меркурия» первыми «занесли» брейк-данс на пешеходный Арбат , танцуя под магнитофон в стиле «робот» . Ежегодно 1 апреля, начиная с 1986 года, московские брейкеры собираются на Арбате, где празднуют открытие уличного сезона . Некоторые московские брейкеры «утюжили» на Арбате: они выменивали у иностранцев джинсы, кроссовки, футболки и очки, которые в дальнейшем использовали для своих выступлений .
Летом 1986 года при ДК имени Парижской Коммуны была создана московская брейк-команда «Магический круг», в которую вошли Андрей «Колючий» Драчёв, Дмитрий «Тёзка» Чупров, Михаил Корнев, Дмитрий «Мелкий» Паршин и Сергей «Банан» Лукацкий . В конце 1987 года «Колючий» покинул «Магический круг» и присоединился к команде «Хип-хоп» (Юрий «Юрец» Клопов и Михаил «Мишаня» Бугаков ) на базе кинотеатра «Ханой» . В 1987 году появились брейк-команды Funky Beat (Александр Рубин, Александр Нуждин, Павел Пивоваров, Гоша Артёмов, Даниэл Збар) , Yo-Yo (Борис «Бахмат» Бахматов, Илья Тищенко, Денис Краснов, Дмитрий «Мелкий» Паршин, Евгений «Гиббон» Киберев, Антон «Крыс» Генералов) , «Баковка Сити Брейкерз» (Дмитрий «Краб» Морозкин, Дмитрий «Клёпа» Клевцов, Олег «Олень» Башкатов, Антон «Крыс» Генералов, Михаил «Медведь» Медведев, Сергей «Кабан») , Beat Master (Дмитрий «Клёпа» Клевцов и Николай Андреев) и «Дыхание дракона» (Сергей Мэндес) , а также одиночные танцоры с Арбата: Андрей «Мэр» Майоров, Алексей «Универсам», Вадим «Дёрганый» Мамедов, Тимур Мамедов, Михаил «Попс» Рукин (первый учитель «Пинчера»), Иван «Синий» Гладков , Сергей «Муравей» Пыльчиков, Марат «Утёнок» Хайруллин, Игорь «Дёма» Демьянов . В 1988 году образовалось брейк-трио «Планета Рок» (Андрей « Дельфин » Лысиков, Андрей « Дэн » Котов, Антон «Кентоша» Собко) . В 1988 году «Магический круг» состоял из шести танцоров: Дмитрий «Тёзка» Чупров, Михаил Корнев, Евгений «Гиббон» Киберев, Юрий «Юрец» Клопов, Данил Филиппов, Дмитрий «Мелкий» Паршин . В конце 1988 года команды «Магический круг», «Хип-хоп», Yo-Yo, Beat Master и «Баковка Сити Брейкерз» распались, но уже в следующем году их участники объединились в команду «Магический круг» перед фестивалем Papuga '89 , где выступили со знаменитым номером «Буратино» при участии брейкеров: Олег «Олень» Башкатов, Андрей «Ганс» Савченко , Кирилл «Топор» Попов .
В 1985 году брейк-данс проник в Ленинград . С 1985 по 1989 год в « Ленконцерте » в различных программах выступал театр-студия пантомимы «Терра мобиле» под руководством Вадима Михеенко, который демонстрировал брейк во время своих выступлений. Посмотрев одну из первых видеокассет с брейк-дансом, Михеенко внедрил уличный танец в первый спектакль «Терра мобиле» под названием «Стая», после чего получил приглашение от «Ленконцерта» и коллектив стал работать по тридцать концертов в месяц . В 1986 году появился детский брейк-ансамбль «Альянс», состоящий из семерых учеников младших классов 191-й школы: Глеб Матвеев , Алексей Лагойский, Юрий Зайцев, Андрей Брыканов, Алла Петрова, Соня Солодова, Наталья Бутова. Руководил им 22-летний учитель физкультуры Вячеслав Игнатьев. В том же году Игнатьев вместе с Андреем Гавриленко основал коллектив « Тодес » (Вадим Савенков, Сергей «Ворона» Воронков, Вячеслав «Ёжик» Игнатьев, Андрей «Ломаный» Гавриленко, Александр «Сан Саныч» Глебов , в 1988 году — Николай Андреев ). В декабре 1986 года «Альянс» принял участие в съёмках телепередачи « Музыкальный ринг », посвящённой брейк-дансу . В 1988 году появились команды «Тип-топ» (Павел «Лорд» Зайцев, Николай Иванов) , «Стоп» (братья Алексей и Александр Мерзликины, Сергей «Сушёный» Насущенко, Алексей «Скаля» Скалинов) и «Кенгуру» (Алексей «Лага» Лагойский, Глеб Матвеев, Дмитрий «Swan» Черкасов, Алексей «Бармалей» Богданов, Алексей «Скаля» Скалинов, Андрей Калиновский, Андрей Васильев, Константин «Хром» Королёв) . Осенью 1989 года был образован брейк-коллектив Bad Balance (Влад « Шеff » Валов, Глеб «LA» Матвеев, Алексей «Лага» Лагойский и Дмитрий «Swan» Черкасов, с 1990 года — Алексей «Скаля» Скалинов, Алексей «Бармалей» Богданов, Сергей « Михей » Крутиков) .
В 1986 году в Таллине была образована команда «Лаборатория импульсов» (Вадим Наумов, Сергей Бубнов, Дмитрий Савин, Виталий «Пойка» Морозов, Виктор «Витёк» Шиткин, Валерия Вегис) , а в Риге появился коллектив «120/80» и одиночный танцор Вадим «Крыс» Мейкшан . В 1986 году в Украине появился донецкий брейк-квартет «Экипаж-синхрон» (Влад « Шеff » Валов, Сергей «Моня» Менякин, «Волося» и Дмитрий Ковалёв), хореографом которого был чернокожий студент из Конго по имени Яник . В 1987 году двое участников распавшегося «Экипажа» образовали донецкий дуэт в стиле попс «Белые перчатки» (Влад «Шеff» Валов и Сергей «Моня» Менякин) , а в начале 1988 года они создали под своим началом донецкий дуэт в стиле электрик-буги, приближённый к стилю «робот», «Точка замерзания» (Сергей « Михей » Крутиков и Вадим «Боча» Падалян) . В 1987 году в Харькове появилась брейк-команда «Турбо» . В 1988 году для всесоюзного фестиваля в Паланге в Горьком была образована брейк-команда «Стрит-шоу» (сборная из трёх команд: «Эмка», «Браво» и Good Foot) (состав: Михаил «Майкл» Гунтарев, Андрей Топчий, Роман «Резиновый» Козлов , Роман «Рауль» Смыков, Владимир «Чиж» Андреев, Сергей «Удав» Шабалин ) . С 1987 по 1990 год брейк-данс был популярен среди молодёжи Куйбышева после выхода на экраны фильма « Курьер », музыка из которого пользовалась особым спросом на школьных дискотеках . Брейк также исполняли под композицию «Пляж» (1986) куйбышевской группы «Синтез» .
В кино
Брейк-данс начал пользоваться спросом в отечественном кино: «Человек с Пятой авеню» (документальный телефильм, ЦСДФ ( РЦСДФ ), 1986, снят в ноябре 1985 года, дата выхода на телеэкран (ВТ): 2 апреля 1986 года) , « Выше Радуги » (телефильм, Одесская киностудия , 1985, ВТ: 2 мая 1986 года), «Научись танцевать» (« Беларусьфильм », 1985, дата выхода на экран (ВЭ): 25 августа 1986 года ) , «Вот снова этот двор…» (телефильм, « Лентелефильм », 1986, ВТ: 5 октября 1986 года ) , « Ягуар » (Киностудия « Мосфильм », 1986, ВЭ: 13 октября 1986 года ) , « Танцы на крыше » ( Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького , 1985, ВЭ: 27 октября 1986 года ) , «В субботу… в Риге!» (телефильм, Творческое объединение «Экран» , 1986, ВТ: 15 ноября 1986 года) , « Курьер » (Киностудия « Мосфильм », 1986, ВЭ: 29 декабря 1986 года ), « Конец света с последующим симпозиумом » (телефильм, Киностудия имени М. Горького , 1986, ВТ: 3 марта 1987 года), « Как стать звездой » (Киностудия « Ленфильм », 1986, 26 марта 1987 года ), « Этот фантастический мир . Выпуск 12: С роботами не шутят» (телефильм, Главная редакция программ для детей и юношества ЦТ, 1987, ВТ: 29 марта 1987 года) , «Мы веселы, счастливы, талантливы» (Киностудия « Мосфильм », 1986, ВЭ: 1 мая 1987 года ) , «Клуб женщин» (телефильм, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького , 1987, ВТ: 8 мая 1987 года ) , «Была не была» (телефильм, Одесская киностудия, 1986, ВТ: 16 и 17 июня 1987 года), « Визит к Минотавру » (телефильм, Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького , 1987, ВТ: 9 ноября 1987 года) , « Она с метлой, он в чёрной шляпе » ( Центральная киностудия детских и юношеских фильмов имени М. Горького , 1987, ВЭ: 9 декабря 1987 года ) , «Весь этот брейк…» (документальный телефильм, ЦСДФ (Центральная студия документальных фильмов), 1988, ВТ: 6 января 1989 года ) , « Шантажист » (Киностудия « Мосфильм », 1987, ВЭ: 28 января 1988 года ) , « Меня зовут Арлекино » («Беларусьфильм», 1987, ВЭ: 3 марта 1988 года), «Дискжокей» ( Киностудия имени А. Довженко , 1987, ВЭ: 30 января 1989 года ) , «Гремучая дюжина» (телефильм, Творческое объединение «Экран», 1988, ВТ: 13 марта 1989 года), «Публикация» (Центральная киностудия детских и юношеских фильмов им. М. Горького, 1988, ВЭ: март 1989 года) .
Впервые в советском кинематографе брейк-данс был показан в фильме « Выше Радуги » , телепремьера которого состоялась 2 мая 1986 года по « Первой программе ЦТ ». Его исполнил 16-летний актёр Анатолий Красник, который сыграл в фильме друга Алика Радуги, Гошу Борщёва . В фильме «Танцы на крыше» снялась брейк-команда «Вектор»: Фёдор «Дядя Фёдор» Дятлов, Андрей Колыхалов и Дмитрий Смирнов , . В финальной сцене фильма «Курьер», снятой в августе 1986 года, были задействованы брейк-данс-танцоры из ДК «Правда» (Елена Бодренкова и Аурика Лакси из дуэта «Экскурс» , Валерий «Казак» Казаков ), а в эпизодах станцевали в стиле «робот» Денис Дубровин и Андрей «Цаца» Мациевич . В фильме « Как стать звездой » брейк исполнил театр-студия пантомимы «Терра Мобиле» (Николай Курушин, Михаил Ушаков, Галина Волкова, Лариса Лебедева, Надежда Михеенко, худ. руководитель Вадим Михеенко) : во время выступления Валерия Леонтьева с песней «Я живу» и на асфальте возле трамвая . Осенью 1986 года кинорежиссёр Сергей Соловьёв пригласил на пробы для фильма « Асса » из трио « Меркурий », поскольку изначально собирался снимать картину с участием брейк-данс-танцоров, но затем заменил их ленинградскими рок-группами из-за того, что мода на брейк стала угасать . В фильме «Была не была» (1987) брейк исполнили учащиеся школы, одним из которых был актёр Дмитрий Марьянов . В фильме « Она с метлой, он в чёрной шляпе » (1987) Владимир Пресняков-младший продемонстрировал верхний брейк. В фильме «Шантажист» (1987) Константин Михайлов исполнил стиль «робот». В телефильме «С роботами не шутят» (1987) снялись танцоры из трио « Меркурий » (Игорь Захаров, Олег Смолин и Константин Михайлов) и Антон «Рыжий» Кобзарь (из команды «Лунные люди») . В фильме «Гремучая дюжина» (1988), где чечёточники соревновались с танцорами брейк-данса, снялись танцоры из трио «Меркурий» (Игорь Захаров и Артур Игнатов) и группа «Магический круг» . В фильмах «В субботу… в Риге!» (1986), «Публикация» (1988) и «Весь этот брейк…» (1988) снялся московский танцор Алексей Герулайтис . В 1986 году нью-вейв-группа « Кофе » посвятила брейк-дансу песню «Ломаные пляски», которую исполнила в фильме « Взломщик » (1987), а на концертах играла её с брейк-танцорами под руководством Габриэля Воробьёва .
На телевидении
Брейк стал появляться на экранах телевизоров . Одной из первых демонстраций брейк-данса по советскому телевидению считается выступление чешского поп-певца Иржи Корна в « Утренней почте » в 1985 году . В молодёжной программе « До 16 и старше » показывали выступления « Арсенала » . В январе 1986 года во время съёмок телепередачи « Музыкальный ринг » в 1-й студии Ленинградского телевидения эстрадный певец Валерий Леонтьев , отвечая на вопросы журналистов, упомянул о новом танцевальном стиле — брейк-данс. Размышления Леонтьева о брейке вырезали при показе передачи в Ленинграде 25 мая, а затем оставили во время эфира по « Первой программе ЦТ » 1 ноября того же года . В 1986 году по телевизору показали новую коллекцию в стиле брейк от модельера Вячеслава Зайцева . Среди первых брейк продемонстрировал 18-летний Владимир Пресняков-младший : его «Рыжий кот» был показан в популярной на тот момент передаче « Утренняя почта » на Первой программе ЦТ летом 1986 года . А осенью Пресняков снял видеоклип на песню Юрия Чернавского «Малиновый сироп» с участием брейкеров . В 1986 году в «Утренней почте по заявкам детей» был показан «Карабас-Барабас» в исполнении Александра Кальянова . Роли танцующих брейк-данс кукол исполнили . 28 декабря 1986 года в новогоднем выпуске программы «Утренняя почта» появился видеоклип Михаила Боярского на песню Юрия Чернавского « Лунное кино » с участием трёх модных юнош на заднем плане, танцующих верхний брейк . В марте 1987 года исполнил две песни — «Чарли Чаплин» и «Белый снег» — в шведско-советской телепрограмме «Лестница Якоба» (Швеция) в гостях у «Утренней почты» . Съёмки проходили в концертной студии телецентра « Останкино » в ночь с 13 на 14 марта . Шоу было показано по Первой программе ЦТ 18 апреля, но из-за жёстких рамок эфирного времени советские телезрители увидели исполнение только одной из двух песен Преснякова — «Белый снег» . А песню «Чарли Чаплин», под которую певец станцевал брейк , показали в шведском варианте программы на канале SVT1 7 ноября. В том же году ленинградская театр-студия пантомимы «Терра мобиле» снялась в видеоклипе группы « ДДТ » на песню «Конвейер» . В 1989 году Пресняков-младший станцевал брейк в видеоклипе на песню «Мистер Брейк» в рок-опере «Улица», видеоверсия которой была показана на телеканале « 2х2 » . В феврале 1991 года в музыкальной телепередаче « МузОбоз » появился видеоклип экзотик-поп-дуэта « Кар-Мэн » на песню «Лондон, гуд-бай!», где в роли лондонского полицейского снялся основатель таллинской брейк-команды «Лаборатория импульсов», .
Фестивали
Брейк-данс получил государственную поддержку: министерство по делам молодёжи увидело в этом танце один из способов оздоровления нации, поскольку в то время развитие спорта было поставлено на очень высокий уровень. Благодаря этому обстоятельству появились фестивали и конкурсы по брейк-дансу , проводившиеся при поддержке комсомольских организаций . На фестивалях проходили как командные (отборочные, полуфинал, финал), так и одиночные соревнования (брейкинг, «робот», электрик-буги, поппинг , локинг , кинг-тат), победители которых занимали призовые места . Первый всесоюзный брейк-данс-фестиваль Modern Tants '86 прошёл в посёлке Винни в Эстонии 26 апреля 1986 года . За ним последовали фестивали Pärnu Prääk '86 ( Пярну , Эстония , ), Breiko Svente-86 ( Шяуляй , Литва , 13-14 июня ), Papuga '86 ( Паланга , Литва , 15-17 августа ) (организатор: городской парк культуры и отдыха ), фестиваль брейк-данса в Ростове-на-Дону от Ростовского горкома комсомола (павильон «Экспресс», Ростов-на-Дону, август) , Maratons '86 («Мини-марафон '86») ( Огре , Латвия , 22-23 сентября ) , Modern Tants '86 (финал в зале Kalev) ( Таллин , Эстония , 11-12 октября, 26-29 декабря ) (организатор: ЦК комсомола Эстонии и республиканское общество борьбы за трезвость ), концерт-дискуссия «Танцуем брейк» ( Ленинградский дворец молодёжи , ноябрь 1986 года ) , «Брейк-марафон» ( ДК МЭЛЗ , Москва, 30 ноября 1986 года ). В 1987 году был парад фестивалей в разных городах и республиках, преимущественно в Прибалтике: фестиваль молодёжного танца в кафе «У фонтана» от Гагаринского райкома ВЛКСМ Москвы (Москва, 14-15 февраля ) , «Мурманск-87» ( Мурманск , февраль), Breikas '87 ( Каунас , Литва, 26-29 февраля ) , «Хоста-87» ( Сочи , 29 марта), «Витебск '87» ( Витебск , Белоруссия , 28-30 марта ), Modern Tants '87 (Таллин, Эстония, 24-26 апреля ) , Pärnu Prääk '87 (Пярну, Эстония, 23-24 мая ), «Нева-87» (Ленинград, 29-30 мая), Papuga '87 (Паланга, Литва, 19-27 июня ) , Breiks '87 ( Рига , Латвия, 7-9 августа ) , конкурс брейк-данса (Дом молодёжи, Куйбышев, 30 августа 1987 года ), «Фестиваль современного танца '87» (Москва, 14-20 сентября ), «Школьный брейк '87» (Горький), «Брейк-87» он же «Колобок '87» ( Горький , 1-4 октября) , « Фрязино '87», «Черепаха '87» ( Зеленоград ), « Архангельск '87», «Пингвин '87» ( Черноголовка , декабрь) . В 1988 году состоялись фестивали «Мурманск-88» (Мурманск, февраль) , «Нева-88» (Ленинград, 25-31 марта ), Breiks '88 ( Резекне , Латвия, 26-27 марта), ДК «Каучук» '88 (Москва) , «Танцы '88» (Москва), «Нарва-88» ( Нарва , Эстония, 2 мая), Breiks '88 (Рига, Латвия, 2 мая), «Калинин-88» ( Калинин , 15 мая), «Витебск '88» ( Витебск , Белоруссия , март) , Papuga '88 (Паланга, Литва, 14-26 июля ), «Колобок '88» (Горький, ноябрь) , «Дракоша '88» (Горький), Breiko Svente-88 (Шяуляй, Литва), Break Dance '88 ( Донецк , Украина , 19-27 декабря ) . В 1989 году также прошли фестивали «Зигзаг '89» ( Кременчуг , Украина), «Паневежис '89» ( Паневежис , Литва), Papuga '89 (Паланга, Литва, 6-12 августа ) и «Колобок '89» (Горький, 2-5 ноября ) . В 1990 году прошли последние брейк-фестивали: «Колобок '90» (он же «Колобок 4») (Горький, ноябрь) и «Белая собака-90» (Витебск, ).
Лауреатами фестивалей были московские брейк-команды « Меркурий » (Breiks '87, Modern Tants '87, Breikas '87, Papuga '87, московский фестиваль современного танца '87, Papuga '88 , Break Dance '88 ), «Магический круг» ( , , , « », Papuga '88, Break Dance '88, Papuga '89, «Колобок '89» и «Белая собака-90»), Beat Master (« », Modern Tants '87, «Витебск '88», Papuga '88, Papuga '89, «Колобок '89») , Yo-Yo (Modern Tants '87, Papuga '87, «Витебск-88») , «Хип-хоп» (Papuga '88), Funky Beat (Papuga '87, Breiks '87) , «Планета Рок» (Papuga '88, Papuga '89, «Колобок '89» и «Колобок '90») , «Баковка Сити Брейкерз» (« », «Витебск '88», Papuga '88, , « ») . Также участвовали ленинградские брейк-команды «Альянс» (концерт-дискуссия «Танцуем брейк» '86 , « Музыкальный ринг » декабрь '86 , Modern Tants '87, «Мурманск-88» , Papuga '88), «Тодес» (концерт-дискуссия «Танцуем брейк» '86 , Modern Tants '87, Papuga '88) , «Тип-топ» (Papuga '88, Papuga '89, «Колобок '89») , «Стоп» («Мурманск-88» , Break Dance '88, Papuga '89, «Колобок '89», Алексей Мерзликин занял второе место в стиле брейкинг на донецком Break Dance '88 ) , Bad Balance («Колобок '89», «Колобок '90»), Олег «Баскет» Басков (Papuga '89, «Колобок '89») . Из Прибалтики призёрами становились «Лаборатория импульсов» из Таллина (Modern Tants '86, Papuga '86, концерт-дискуссия «Танцуем брейк» '86 , Modern Tants '87, Papuga '87, Papuga '88), «120/80» из Риги (Breiks '87, Papuga '87 , «Витебск-88» ) , Вадим «Крыс» Мейкшан (Breiks '87, Papuga '88, Break Dance '88, Papuga '89, «Колобок '89») . Украину представляли команды «Турбо» из Харькова (Papuga '87 , первое место на « » , первое место на шоу талантов « Утренней звезды » '91 ), «Белые перчатки» из Донецка (четвёртое место на Breiks '87 , «Витебск '88» , первое место на Break Dance '88 ) и «Точка замерзания» из Донецка (второе место на Break Dance '88 , Papuga '89). Горький (ныне — Нижний Новгород) представляла команда «Стрит-шоу» (первое место на «Колобок '88», второе место на Papuga '89 и «Колобок '89», третье место на «Паневежис '89», первое место на «Колобок '90») .
В прессе
Статьи о брейк-дансе ежегодно публиковались на страницах газет и журналов. В мае 1986 года газета « Собеседник » опубликовала фотографии с изображением брейк-данса в рубрике «Внедрение молодёжной инициативы» о проблемах молодёжи в сфере увлечений музыкой , а в сентябре вышла со статьёй о первом фестивале брейка Papuga '86 («Попугай-86»), прошедшем в Паланге, Литва . В октябрьском номере журнала « Ровесник » была опубликована статья американского историка Роберта Томпсона о появлении брейк-данса в США , а в октябрьском номере журнала « Огонёк » был опубликован разговор о брейке, в котором участвовали: народный артист СССР Вячеслав Гордеев , Владимир Рацкевич (руководитель брейк-группы «Вектор»), Ирина Скобелева (руководитель ансамбля «Лидер»), Андрей Дрознин (преподаватель сценического движения театрального училища имени Щукина и школы-студии МХАТа, хореограф-постановщик), Елена Ким (руководитель ансамбля пластического танца «Синтез») и случайные посетители кафе . В декабре в журнале « Юность » была напечатана статья Валентина Юмашева «Зарисовки в стиле брейк», в которой автор рассказал о том, как он впервые увидел брейк (стиль «робот» и нижний брейк) в московском Парке имени Горького летом 1984 года, затем для демонстрации брейка его пригласили в подвальное помещение, оборудованное картоном и зеркалами для тренировок, после журналист отправился на дискотеку, чтобы лицезреть брейк на публике, а под конец поведал о первом прошедшем танцевальном конкурсе брейка «Попугай-86» в Паланге . В январе 1987 года ленинградская газета « Смена » подробно описала прошедший во дворце молодёжи концерт-дискуссию «Танцуем брейк» в ноябре прошлого года . В марте 1987 года в журнале «Молодёжная эстрада», описывая термин брейк-данс, журналист Владимир Лишбергов упомянул, что танец исполняется под музыку в стиле «хип-хоп», которая создаётся ведущими дискотек с помощью электронного ритм-бокса и двух виниловых проигрывателей для повторения фрагментов и извлечения скретча . Материал был повторно опубликован в журнале « Семья и школа » в сентябре 1987 года . В октябре 1988 года в журнале « Наука и жизнь » вышла статья «Что такое брейк?» с подробным описанием некоторых движений . Осенью 1988 года в журнале « Физкультура и здоровье » автор статьи Маргарита Хемлин упомянула о том, что мода на брейк уже прошла, употребив термин «первая волна брейка» . В 1991 году музыкальный критик Артемий Троицкий , описывая события 1986 года, упомянул в своей книге «Рок в Союзе: 60-е, 70-е, 80-е…», что «брейкеры» фланировали пружинящей походкой во всём спортивном и американском . В 1992 году армянский историк Аргам Айвазян в своём справочнике «Рок. 1955/1991» описал брейк как танец, появившийся в самом начале 80-х годов в нью-йоркском квартале Бронкс , чьи корни уходят в Африку .
В музыке
В 1989 году многие брейкеры бросили танец, часть из них занялась рэпом. Летом 1989 года рэп-дуэт « Чёрное и Белое » взял к себе в команду брейкеров из коллектива «Стоп»: братья Алексей и Александр Мерзликины, Сергей «Сушёный» Насущенко, Алексей «Скаля» Скалинов. Позже в группу пришли танцоры Андрей Васильев, Константин «Хром» Королёв и Алексей «Мелкий» Бахвалов . Брейк-данс-коллектив «Меркурий» преобразовался в рэп -группу D.M.J. , состоящую из трёх солистов (Артур Игнатов, Игорь Захаров и Павел « Мутабор » Галкин) и трёх танцоров (Дмитрий «Краб» Морозкин, Илья «Пинчер» Грылёв и Роман «Резиновый» Козлов) . Летом 1990 года брейк-данс-коллектив Bad Balance с приходом Михея стал музыкальной рэп-командой . Летом 1991 года появилась рэп-группа « Мальчишник », состоящая из арбатских уличных брейк-данс-танцоров , а Богдан Титомир взял к себе на подтанцовку брейкера из команды Yo-Yo. В феврале 1992 года в группу «Мальчишник» перешли танцоры из группы «Чёрное и Белое» .
Брейк-данс в России
![](/images/006/208/6208735/4.jpg?rand=956579)
С 1992 года по 1994 год в поддержку региональных фестивалей «Стартинейджер» по центральному телевидению выходили одноимённые передачи, посвящённые современным танцам. В Москве появились школы танцев, где обучались брейк-дансу . С 1992 года брейк можно было встретить на дискотеке «Джамп» в « Лужниках », которую организовывал Игорь Силиверстов . В 1993 году в Санкт-Петербурге была образована брейк-данс-команда Jam Style Crew , в состав которой вошли братья Мерзликины и Константин «Masta B.K.» Бредис .
В 1994 и 1995 году в Москве устраивались вечеринки B.Boys Party . 9 июня 1994 года в московском ночном клубе «Пилот» прошли соревнования би-боев B.Boys Party, где выявили лучших танцоров в стилях электрик-буги, брейкинг и новой школы . Многие брейкеры отмечают, что это мероприятие, организованное Владом Валовым , дало большой толчок для зарождения новой волны московского брейк-данса . На этом мероприятии состоялось первое выступление новой брейк-команды B. People (состав: Андрей «Колючий» Драчёв, Михаил «Мишаня» Бугаков, Дмитрий «Краб» Морозкин, Антон «Кентоша» Собко) , название которой придумал «Кентоша» . В 1995 году в Москве образовалась команда Da Boogie Crew : Кирилл «Топор» Попов, Алексей «Матрас» Чернов, Дмитрий «Димон-Гормон» Генералов и Антон «Кентоша» Собко, который покинул группу через год .
К концу 1995 года движение би-боинга угасло и лишь в 1997 году вновь заявило о себе . В 1997 году брейк-данс появился в видеоклипе Михаила Шуфутинского на песню «Чёрный пистолет» . В Москве опять стали появляться танцевальные школы, а на телевидении и хип-хоп-вечеринках всё чаще и чаще стали появляться танцоры брейк-данса . В 1997 году появились команды «Клинч Мастер» (Алексей Андропов, Павел «Бешеный» Пирогов и Станислав «Вольт» Вайтехович ) и «Спецэффект» (Изот и Андрей), которые по рекомендации их учителей братьев Мерзликиных стали выступать на подтанцовке у « Дельфина » .
Осенью 1998 года команда Jam Style & Da Boogie Crew выпустила видеоклип на песню «Вы хотели party?», который продержался пять месяцев в чартах телеканала « MTV Россия » и дал отсчёт новой волне увлечения хип-хопом и брейк-дансом в России . Успех видеоклипа был закреплён появлением команды в известных молодёжных телепередачах 1999 года — « Башня » на РТР , « До 16 и старше » и «100 %» на ОРТ , «Star Старт» на « ТВ6 » — где танцоры проводили свои уроки брейк-данса. В 2001 году им на смену пришла телепередача Fresh на «ТВ-6».
В 2001 году в Санкт-Петербурге путём объединения команд «Триатлон» и «Реактив» была образована команда Тор 9 . Поводом послужил московский отборочный турнир к международному чемпионату Battle of the year (BOTY) 2001. Инициатором создания коллектива был Masta B.K., бывший участник брейк-команды Jam Style & Da Boogie Crew . Неоднократный победитель и призёр соревнований Battle of the Year Russia, «Битва года 2002», «Open», Battle of the East, «Funk Fanatix Anniversary». Команда известна победой на немецком ежегодном международном чемпионате по брейк-дансу Battle of the year (BOTY) в 2008 году , а также спектаклями «Акценты» и «Давай-давай», каждый из которых номинировался на театральную премию « Золотая маска » .
В 2000-х годах наиболее известными в России стали брейк-данс-команды All the most (Москва), BMT (Москва), Predatorz Crew (Москва), Original Breakers Circle (Москва), Тор 9 (Санкт-Петербург), Funk Fanatix (Санкт-Петербург), Illusion of Exist (Ростов-на-Дону).
26 апреля 2016 года брейк-данс-танцоры первой волны из стран бывшего СССР провели флешмоб, в рамках которого станцевали в год тридцатилетия первого брейк-данс-фестиваля. В флешмобе приняли участие 50 брейкеров из 15 стран .
В конце 2016 года Елена «Мотя» Матьянова из московской брейк-команды B. People сделала видео-некролог брейкеров бывшего СССР за 30 лет . 6 июня 2017 года вышел её документальный фильм «История брейк-данса на Арбате (1986-2017)» . С 2017 по 2018 год Матьянова провела исследование состояния брейк-данса на территории бывшего СССР, чтобы сравнить с её первым исследованием 2003 года . Осенью 2019 года на основании суммарного мнения брейкеров 80-х годов Матьянова составила «народный рейтинг» советских «верховиков» и «низовиков» .
Фестивали
С 1992 года по 1994 год в России начали проводится молодёжные региональные фестивали «Стартинейджер» .
7 сентября 1996 года братья Мерзликины из Jam Style Crew в составе немецкой команды Flying Steps заняли третье место на ежегодном международном соревновании по брейк-дансу Battle of the year (BOTY) в городе Целле в Германии . 4 октября 1997 года команда Da Boogie Crew при поддержке Дмитрия «Краба» Морозкина участвовала в BOTY в городе Оффенбах-ам-Майн в Германии, где в финал так и не вышла . 7 ноября 1998 года команды Jam Style Crew и Da Boogie Crew выступили в BOTY в городе Оффенбах-ам-Майн в Германии, но призового места там не заняли . В третий раз попасть на чемпионат BOTY в качестве участников от России командам не удалось: на отборочном туре в Праге они проиграли команде Suicidal Lifestyle из Венгрии , которая в итоге заняла первое место .
C 1998 по 2000 год брейк-данс можно было встретить на фестивале Adidas Streetball Challenge , который проводился в августе-сентябре .
21 марта и 23 мая 1999 года команда Jam Style & Da Boogie Crew организовала в московском клубе «Шоссе» чемпионат по брейк-дансу Ready To Battle .
24 декабря 2000 года московская брейк-данс-команда B. People организовала в кинотеатре «София» первый московский открытый фестиваль по брейк-дансу OPEN, в котором приняли участие 14 лучших команд России (СНГ).
В 2001 году Алексей Мерзликин из Jam Style Crew совместно с агентством детских фестивальных программ (г. Москва) и Фондом «Новые имена» (г. Ялта) организовал фестиваль «Битва года», который прошёл с 5 по 12 июля 2001 года в Ялте при участии как начинающих, так и профессиональных команд по брейк-дансу .
В 2014 году команда Predatorz Crew из Москвы заняла первое место на BOTY в Германии .
В прессе
В 2002 году в книге «Новейшая история отечественного кино 1986—2000. Часть 2. Кино и контекст. Том 4» написали о появлении брейк-данса в 1986 году на всех спортплощадках страны и открытом для пешеходного движения Арбате. На три года брейк «стал главным символом бездуховности молодёжи», появившись в фильмах « Танцы на крыше » (1986) и « Курьер » (1987) .
В 2017 году журналист английского интернет-издания The Calvert Journal , Михаэль Агафонов, написал статью о советских би-боях «Breakdancing in the USSR: get down with the Soviet b-boys», в которой упомянул о фильмах « Танцы на крыше » (1985) и « Курьер » (1986), танцах на Арбате , фестивалях и о команде Jam Style & Da Boogie Crew , появление которой вывело культуру брейк-данса в мейнстрим и положило начало второй волне шумихи вокруг брейк-данса .
В музыке
Осенью 1992 года в рэп-группу « Ван Моо » были взяты танцоры Евгений «Заяц» Зайцев, Виталий «Флян» Хохлов, Олег Свирид и Анна Зуева. Они дебютировали в видеоклипе на песню «Крутой» в декабре 1992 года . Осенью 1993 года в рэп-группу « МФ-3 » были взяты брейкеры Михаил «Майк» Власов и Илья «Пинчер» Грылёв (ex- D.M.J. ). Своё умение танцевать они продемонстрировали в видеоклипе на композицию «Делай БЭП» (1994) , но вскоре покинули коллектив и создали танцевальную команду Beat Point . В 1995 году в группу «МФ-3» пришли новые брейк-танцоры Сергей «Джефф» Ткаченко и Алексей «Литл» Чистяков . С 1999 по 2000 год элементы брейк-данса можно было встретить в видеоклипах ДеЦла на песни «Пятница» (1999), «Слёзы» (2000) и «Вечеринка» (2000).
Примечания
- ↑ Мотя (команда B.People). . DOZADO (5 января 2017). Дата обращения: 14 марта 2021. 11 апреля 2021 года.
- ↑ Мотя (команда B.People). . DOZADO (21 декабря 2016). Дата обращения: 14 марта 2021. 15 августа 2020 года.
- ↑ В. Юмашев . Брейк: За? Против? // «Комсомолец» (Ростов-на-Дону) : газета. — 1986. — 28 октябрь. — С. 12 .
- ↑ М. Хемлин . // «Физкультура и здоровье» : журнал. — 1988. — Октябрь (сдано в набор 12.09.88) ( № 2 ). — С. 14-18 .
- ↑ Аркус Любовь Юрьевна. 1986. В Прибалтике — всесоюзный чемпионат брейк-данса // . — СПб. : Сеанс, 2002. — С. 255. — 764 с. — ISBN 5-901586-04-2 . 28 мая 2023 года.
- ↑ Русский хип-хоп // ОМ : журнал. — 1999. — Июль-август ( № 7—8 (35) ). — С. 64 .
- ↑ . rap.ru . Дата обращения: 13 февраля 2021. 25 мая 2021 года.
- ↑ . daily.afisha.ru . Дата обращения: 9 февраля 2021. 10 апреля 2021 года.
- ↑ . tabloid.net.ru . Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 29 июля 2022. 3 августа 2022 года.
- . namednibook.ru . Дата обращения: 6 августа 2022. 11 мая 2021 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 29 июля 2022. 3 августа 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- ↑ Ты сам или всё о хип-хопе // Птюч : журнал. — 1997. — № 7—8 (18) . — С. 61—63 .
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 29 июля 2022. 28 июля 2022 года.
- ↑ Танцы // RAPпресс : журнал. — 1998. — № 0 (июль-октябрь 1998) . — С. 11 .
- В. Юмашев . / сост. Богданова М. В.. — М. : Физкультура и спорт, 1988. — С. 42. — 239 с. — 50 000 экз. 2 марта 2023 года.
- ↑ В. Юмашев . Зарисовки в стиле брейк // « Юность » : журнал. — 1986. — Декабрь (сдано в набор 10.10.86) ( № 12 ). — С. 101—104 . — ISSN .
- ↑ Бастер М. Брейкеры. Мила Максимова // . — АНОК "T.C.I." (2009), T/O "Neformat", Accent Graphics Communications (2015), 2015. — С. 76-80. — 256 с. — ISBN 978-5-904377-01-4 .
- Козлов А. С. Глава 18. Второе дыхание // . — М. : Вагриус, 1998. — С. 402—403. — 443 с. — ISBN 5-7027-0765-6 . 3 марта 2023 года.
- ↑ . records.su . Дата обращения: 25 декабря 2022. 25 декабря 2022 года.
- В. Левитин. // «Ленинец» : газета. — 1987. — 14 февраль. — С. 4 . 22 декабря 2022 года.
- Л. Ульянова. Искусство. Ансамбль «Арсенал». Пятница, 9 декабря, Первая программа, 0:03. Цитата: «С 1984 года второе отделение наших концертов строилось на основе синтеза „новой волны“ и брейк-данса» // « Говорит и показывает Москва » : газета. — 1988. — 5 декабрь ( № 49 ). — С. 6 .
- З. Стасов. «Арсенал»-89 // «Мелодия» : журнал. — 1989. — Октябрь-декабрь ( № 4 (41) ). — С. 50-51 .
- ↑ . mhealth.ru . Дата обращения: 15 января 2022. Архивировано из 15 января 2022 года.
- ↑ Old School. Игорь Захаров: Мы первыми занесли брейк на Арбат // Hip Hop Info : журнал. — 1998. — № 3 . — С. 30—31 .
- ↑ Бастер М. Брейкеры. Игорь Захаров // . — АНОК "T.C.I." (2009), T/O "Neformat", Accent Graphics Communications (2015), 2015. — С. 81-89. — 256 с. — ISBN 978-5-904377-01-4 .
- ↑ Н. Тихонова. // «Ленинец» : газета. — 1987. — 18 август. — С. 4 . 22 декабря 2022 года.
- . 1tv.ru . Дата обращения: 14 мая 2023. 17 апреля 2016 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 3 августа 2022. 3 августа 2022 года.
- Садчиков, Михаил Валентинович. «Принц Владимир-младший». Володя. Цитата: В 1986-м я приехал в Москву. «Ну, ты прямо брейкер», — пошутил я. — «Я, Миша, чемпион Москвы!» — похвастался он // Рандеву со звездами. — Культ-информ-пресс, 1992. — С. 51. — 204 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-8392-0017-4 .
- ↑ Садчиков М. (рус.) // « Смена ». — 1987. — 24 января. 25 июля 2022 года.
- ↑ Игорь Винокуров. // Горьковский рабочий : газета. — 1997. — Июль. — С. 3, 12 .
- ↑ Владимир Лишбергов. Наша консультация. Почта «М. Э.». О новом танцевальном направлении «брейк-дэнс» // «Молодёжная эстрада» : журнал. — 1987. — Март (сдано в набор 29.01.87) ( № 2 (260) ). — С. 126, 127 . — ISSN .
- . pincher.net . Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано из 9 апреля 2010 года.
- Бастер М. Рокабиллы. Валера Еж // . — АНОК "T.C.I." (2009), T/O "Neformat", Accent Graphics Communications (2015), 2015. — С. 53. — 256 с. — ISBN 978-5-904377-01-4 .
- ↑ . pincher.net . Дата обращения: 31 июля 2022. Архивировано из 9 апреля 2010 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- . the-flow.ru . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 4 августа 2022. 7 августа 2022 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 29 июля 2022. 29 июля 2022 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 4 августа 2022. 4 августа 2022 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 5 августа 2022. 5 августа 2022 года.
- ↑ Ирина Малкова. Дельфин: Жизнь после «Мальчишника» // Я-Молодой : газета. — 1997. — Октябрь ( № 43 ). — С. 6 .
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 6 августа 2022 года.
- ↑ . youngspace.ru . Дата обращения: 13 февраля 2021. 21 января 2021 года.
- Маркова Е. В. // « Смена » : газета. — 1988. — 24 июль ( № 157 (19007) ). — С. 4 . 12 ноября 2023 года.
- Корчемный, М. А. «30 Световых лет. Пикник. Иллюстрированная история». — ООО «НОТА-Р», 2014. — С. 8. — 53 с. — ISBN 978-5-98581-032-5 .
- ↑ Садчиков М. // « Смена » : газета. — 1987. — 24 январь. 18 февраля 2020 года.
- В. Левитин. // «Ленинец» : газета. — 1987. — 14 февраль. — С. 4 . 22 декабря 2022 года.
- Максимова, Тамара Вениаминовна . Глава 5. Вот так «Браво»! // Музыкальный ринг. — М. : «Искусство», 1991. — С. 115-154. — 303 с. — ISBN 5-210-00114-8 .
- ↑ Уличный танец. История Jam Style Crew от Алексея Мерзликина // Hip Hop Info : журнал. — 1999. — № 6 . — С. 8—11 . 15 января 2024 года.
- Валов. В.В. Глава 2. Питерская суета // Плохой Баланс. — ООО Конпринт, 2018-10-24. — С. 22. — 285 с. — ISBN 978-5-9903182-3-6 .
- . badb.ru . Дата обращения: 2 августа 2022. 11 сентября 2021 года.
- ↑ . vltramarine.ru . Дата обращения: 3 августа 2022. Архивировано из 28 апреля 2015 года.
- ↑ Михей — хопер 80-х // Hip Hop Info : журнал. — 1998. — № 4 . — С. 33 .
- ↑ Г. Гришкявичюс. // Советская Клайпеда : газета. — 1987. — № (24.06.1987) . 6 марта 2022 года.
- Станислав Фурман. drugoigorod.ru (12 апреля 2014). Дата обращения: 1 декабря 2023. 17 апреля 2014 года.
- Станислав Фурман. . drugoigorod.ru (11 января 2014). Дата обращения: 1 декабря 2023. 26 февраля 2014 года.
- Мэлор Стуруа. Кинематограф 80-х. Дневник. Разборы и размышления: Два героя — человек и улица. «Пусть люди узнают, что здесь происходит…» (Монолог героя фильма «Человек с Пятой авеню» // Искусство кино : журнал. — 1986. — Май ( № 5 (сдано в набор 5.03.86) ). — С. 31-38 . — ISSN .
- Анонс. Хронико-документальные фильмы. «Человек с Пятой авеню» (ЦСДФ, 1986): путешествие советской съёмочной группы по Пятой авеню Нью-Йорка // Новые фильмы : журнал. — 1986. — Август ( № 8 ). — С. 23 . — ISSN .
- ↑ Антропов В. Н., Барыкин Е. М., Бочкова С. А., Леднева А. Н, Семерчук В. Ф., Сковородникова С. В., Чемоданова Н. М., при участии Масловой М. и Смеловой О. . — Госфильмофонд России (2001), Современные тетради (2001), 2001. — 416 с. — ISBN 5-88289-150-7 . 23 февраля 2023 года.
- Телепрограмма. Воскресенье, 5 октября, Ленинградская программа 16:35: «Вот снова этот двор…». Премьера телефильма-концерта // « Говорит и показывает Москва » : газета. — 1986. — 29 сентябрь ( № 40 ). — С. 13 .
- . youtube.com . Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
- ↑ Семерчук В. Ф. (фильмы 1986 года), Барыкин Е. М. (фильмы 1987 года), при участии Антропова В. Н., Сковородниковой С. В., Смеловой О., Бочковой С. А., Чемодановой Н. М. . — Госфильмофонд России (2003), Современные тетради (2003), 2003. — 496 с. — ISBN 5-88289-247-3 . 25 февраля 2023 года.
- Валерия Притуленко. Кинематограф 80-х. Дневник. Разборы и размышления. «Задача с двумя неизвестными» // Искусство кино : журнал. — 1987. — Июнь ( № 6 (сдано в набор 18.03.87) ). — С. 74 . — ISSN .
- . youtube.com . Дата обращения: 2 августа 2022. 6 августа 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 26 февраля 2023. 26 февраля 2023 года.
- Телепрограмма. Пятница, 8 мая, Первая программа 21:40: Премьера телевизионного художественного фильма «Клуб женщин». 1-я серия (стр. 14), 23:00 — 2-я серия // « Говорит и показывает Москва » : газета. — 1987. — 4 май ( № 19 ). — С. 8 .
- . youtube.com . Дата обращения: 22 октября 2023.
- . youtube.com . Дата обращения: 26 августа 2022. 25 августа 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 21 января 2023. 23 января 2023 года.
- Телепрограмма. Пятница, 6 января, Вторая программа 20:45: Премьера документального фильма «Весь этот брейк…». О ритмах современной жизни // « Говорит и показывает Москва » : газета. — 1989. — 1 январь ( № 1 ). — С. 8 .
- youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 2 августа 2022. 6 августа 2022 года.
- Афиша "СК": «Незамысловатый сюжет служит лишь связкой для эстрадных номеров, которых в фильме „Дискжокей“ великое множество — выступления рок-групп, танцевальных коллективов, ансамблей пантомимы и брейк-данса» // Спутник кинозрителя : журнал. — 1989. — Февраль (сдано в набор: 15.11.88) ( № 2 ). — С. 20 . — ISSN .
- Свист в зале. Шансы и брейк-дансы. Бесспорное доказательство тому картина сценариста Ю. Короткова и режиссёра В. Волкова «Публикация» // Советский экран : журнал. — 1989. — Январь (сдано в набор: 01.12.88) ( № 2 ). — С. 29 . — ISSN .
- Секридова Т. // «Комсомольская жизнь» : журнал. — 1987. — Август ( № 16 ). — С. 28-29 . — ISSN . 22 июня 2023 года.
- . 1tv.ru . Дата обращения: 17 сентября 2022. 20 сентября 2022 года.
- Наталья Лукиных. Идут съёмки: «Курьер» // Советский экран : журнал. — 1986. — Сентябрь ( № 18 ). — С. 12—13 . — ISSN .
- . youtube.com . Дата обращения: 12 ноября 2023.
- . youtube.com . Дата обращения: 22 апреля 2023. 14 мая 2023 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 1 сентября 2023.
- . youtube.com . Дата обращения: 12 августа 2023.
- . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 23 июля 2022. 23 июля 2022 года.
- Максимова, Тамара Вениаминовна . Глава 3. Открытие Леонтьева // Музыкальный ринг. — М. : «Искусство», 1991. — С. 59-84. — 303 с. — ISBN 5-210-00114-8 .
- . 5-tv.ru . Дата обращения: 14 марта 2021.
- . youtube.com . Дата обращения: 30 июля 2022. 30 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 23 июля 2022. 23 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 19 ноября 2022.
- ↑ Владимир Ковалёв. Ровно одна ночь: первый советско-шведский эксперимент // « Огонёк » : журнал. — 1987. — Апрель (сдано в набор: 16.03.87) ( № 14 (3115) ). — С. 29 . — ISSN .
- ↑ Е. Талина. «Лестница Якоба» (Швеция) в гостях у «Утренней почты». Музыкально-развлекательная передача (суббота, 18 апреля, 1 программа 21:40) // « Говорит и показывает Москва » : газета. — 1987. — 13 апрель.
- . youtube.com . Дата обращения: 2 августа 2022. 6 августа 2022 года.
- . fandeeff.hop.ru . Дата обращения: 13 ноября 2021. 21 октября 2020 года.
- . daily.afisha.ru . Дата обращения: 14 марта 2021. 3 марта 2021 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 30 июля 2022. 29 июля 2022 года.
- ↑ Куприянов А., Лашкевич Н. Новый танец: в подворотне или в клубе // « Собеседник » : газета. — 1986. — Сентябрь ( № 37 (134) ). — С. 8-9 .
- . youtube.com . Дата обращения: 25 июля 2022. 26 июля 2022 года.
- М. Каминская. Здравствуй, брейк! И… прощай? // «Комсомолец» (Ростов-на-Дону) : газета. — 1986. — 30 август. — С. 12 .
- . krugozor-kolobok.ru . Дата обращения: 5 марта 2022. 2 февраля 2020 года.
- В. Протасов. Что мы танцуем. Кому нужна чечётка? // «Комсомолец» (Ростов-на-Дону) : газета. — 1987. — 26 февраль. — С. 12 .
- . youtube.com . Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 3 августа 2022. 2 августа 2022 года.
- . samcult.ru (6 апреля 2015). Дата обращения: 16 ноября 2023. 1 декабря 2022 года.
- М. Максимов. // Горьковский рабочий : газета. — 1987. — № 240 (16.10.1987) . 5 марта 2022 года.
- . gammachg.ru . Дата обращения: 5 марта 2022. 5 марта 2022 года.
- ↑ . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 6 августа 2022 года.
- ↑ Ю. Светов. Брейк: прогноз на завтра. Витебск-88 // «Популярная музыка: проблемы, факты, суждения» (Минск) : пресс-бюллетень. — 1988. — 27 апрель ( № 3 (март) ). — С. 10-11 .
- . youtube.com . Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
- ↑ Г. Иванов-Смоленский. «Папуга» — на воле и в клетке // Комсомольская правда : газета. — 1988. — 28 июль ( № 173 (19273) ). — С. 4 .
- . youtube.com . Дата обращения: 26 июля 2022. 26 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 25 июля 2022. 25 июля 2022 года.
- Информация из видео Фестиваль «Break Dance ☭ 1988» Донецк (ДНР) • Break Dance в СССР ☭ USSR, отметка: 14:07
- . youtube.com . Дата обращения: 29 июля 2022. 21 августа 2021 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 6 августа 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 28 июля 2022. 28 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 28 июля 2022. 28 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 28 июля 2022. 28 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 30 июля 2022. 30 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 28 июля 2022. 28 июля 2022 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 3 августа 2022. 2 августа 2022 года.
- Васильев А., Куприянов А., Черняк И. Внедрение молодёжной инициативы: Музыку заказывает райком // « Собеседник » : газета. — 1986. — Май ( № 20 (117) ). — С. 8-10 .
- Роберт Фаррис Томпсон (перевод с английского: Л. Захаров). Самый древний из модных танцев // « Ровесник » : журнал. — 1986. — Октябрь ( № 10 ). — С. 24-26 . — ISSN .
- Вадим Кирюхин. Мода: крик и эхо // « Огонёк » : журнал. — 1986. — Октябрь ( № 43 (3092) ). — С. 19-21 . — ISSN .
- Владимир Лишбергов. Знакомимся с современной музыкой // « Семья и школа » : журнал. — 1987. — Сентябрь (сдано в набор 22.07.87) ( № 9 ). — С. 54 . — ISSN .
- Т. Лисицкая. // « Наука и жизнь » : газета. — 1988. — Октябрь ( № 10 ). — С. 150-152 . — ISSN .
- Троицкий А. К. Глава 8: Перест-рок // . — М. : Искусство, 1991. — С. 148. — 207 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-210-02476-8 . 20 сентября 2022 года.
- Айвазян А. А. Рок-словарь // . — СПб. : Триал, 1992. — С. 334. — 424 с. — 100 000 экз. — ISBN 5-7601-0001-7 . 5 марта 2023 года.
- . zvuki.ru . Дата обращения: 17 ноября 2021. 27 ноября 2021 года.
- . the-flow.ru . Дата обращения: 23 февраля 2021. 12 января 2021 года.
- . rap.ru . Дата обращения: 10 ноября 2020. Архивировано из 5 ноября 2004 года.
- . nestor.minsk.by . Дата обращения: 13 марта 2021. 9 июля 2021 года.
- . books.google.ru . Дата обращения: 12 февраля 2021. 16 сентября 2021 года.
- ↑ Кристи Би, Наташа Ляля, JC (Hip-Hop Party). Танцы: Da Boogie Crew // RAPпресс : журнал. — 1999. — № 0 (июль-октябрь 1998) . — С. 11 . 18 апреля 2001 года.
- Из интервью Влада Валова в передаче Hip Hop Info (4jan1995) DJ Kefir & Влад Валов (Радио Катюша), отметка: 7:48
- . youtube.com . Дата обращения: 31 июля 2022. 31 июля 2022 года.
- . the-flow.ru . Дата обращения: 9 февраля 2021. 9 июля 2021 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 19 ноября 2021. 19 ноября 2021 года.
- Танцы: Мы танцуем не только за деньги // RAPпресс : журнал. — 1999. — № 3—4 (5-6) . — С. 26—27 .
- mindwork. брейк-данс: танец без границ // Хулиган : журнал. — 2003. — Май ( № 05 (14) ). — С. 36-37 . — ISSN .
- . rap.ru (19 октября 2008). Дата обращения: 16 октября 2021. 19 октября 2021 года.
- ↑ . battleoftheyear.de . Дата обращения: 13 февраля 2021. Архивировано из 14 февраля 2015 года.
- . tvkultura.ru . Дата обращения: 16 октября 2021. Архивировано из 27 января 2019 года.
- . goldenmask.ru . Дата обращения: 16 октября 2021. 5 марта 2021 года.
- . tvrain.ru . Дата обращения: 14 марта 2021. 18 января 2021 года.
- . youtube.com . Дата обращения: 29 июля 2022. 29 июля 2022 года.
- . rap.ru . Дата обращения: 29 июля 2022. 29 июля 2022 года.
- . v1battle.ru . Дата обращения: 29 июля 2022. 29 июля 2022 года.
- Хип-хоп в России // Птюч : журнал. — 1999. — № 1—2 . — С. 52—56 .
- . youngspace.ru . Дата обращения: 15 февраля 2021. 9 июля 2021 года.
- Манежную площадь превратили в гетто // Московский комсомолец : газета. — 1998. — Август ( № 21 августа 1998 года ). — С. 9 .
- . youtube.com . Дата обращения: 26 августа 2022. 25 августа 2022 года.
- . daboogiecrew.ru . Дата обращения: 10 февраля 2021. Архивировано из 9 апреля 2001 года.
- . Видео . Аргументы.ру (29 октября 2014). — «В честь 25-летия самого уважаемого брейкерского феста, парни взяли гран-при не только в командном зачёте, но и в формате 1 на 1.» Дата обращения: 29 октября 2014. 30 октября 2014 года.
- . calvertjournal.com . Дата обращения: 1 апреля 2023. 24 июля 2017 года.
- . one-more.ru . Дата обращения: 6 августа 2022. Архивировано из 8 апреля 2006 года.
- . pincher.net . Дата обращения: 20 июня 2022. Архивировано из 9 апреля 2010 года.
- . pincher.net . Дата обращения: 20 июня 2022. Архивировано из 9 апреля 2010 года.
![](https://cdn.wafarin.com/avatars/6a9eefbaf125c6defe001275ae752476.gif)
- 2020-07-12
- 2