Диптих
- 1 year ago
- 0
- 0
|
Меленский диптих ( 1450 ) — картина Жана Фуке .
Картина состоит из двух частей, которые в настоящее время находятся в разных городах: левая створка — в Берлине , правая — в Антверпене . Специалисты давно предполагали, что это две части одного диптиха , но только современные исследования смогли доказать достоверность этой гипотезы. Было установлено, что обе доски, использованные для написания картин, являются частью одного и того же дерева — дуба , срубленного около 1446 года.
Диптих получил название Меленского по городу Мелён , в соборе Нотр-Дам которого он находился.
Заказчиком картины являлся Этьен Шевалье ( 1410 — 1474 ), королевский казначей . Он изображён на левой части диптиха коленопреклоненным в молитве. Рядом стоит его покровитель святой Стефан (по-французски Этьен), легко узнаваемый по Евангелию в руке и по изображению камня, одним из которых он был забит до смерти . Мученик должен передать от имени заказчика прошение деве Марии , изображённой на правом створке диптиха. Богородица восседает в небесах на троне , который поддерживают ангелы. Её левая грудь обнажена, на коленях сидит младенец Иисус, указывающий пальцем на казначея — это знак того, что его мольбы были услышаны. Диптих висел столетия в родном городе Этьена Шевалье Мелене над его гробницей в соборе Нотр-Дам. Диптих должен был оставаться в соборе вечно , как вечно должны были служить мессу за упокой его души каждое утро в 6.00 утра.
«Этьен» высечено золотыми буквами на мраморной колонне. Этьен одет в праздничный, подбитый мехом, наряд, с модными в то время широкими плечами. Он служил сначала секретарем у Карла VII , потом нотариусом и налоговым ревизором. В середине века он отвечал за финансы королевства. При дворе, где, по словам Жоржа Шатильена, никто правды не говорил, Этьен Шевалье считался человеком неподкупным и внушающим доверие. Недаром как метресса короля, так и сам король назначили его своим душеприказчиком .
Могучий покровитель Этьена Шевалье, святой Стефан, изображён в синем одеянии, окаймлённом на рукавах и вороте золотом. Евангелие, которое святой держит в руках, принадлежало казначею короля. Он, как и король, коллекционировал богато украшенные манускрипты .
Дева Мария представляет собой загадку. Её высокая грудь вовсе непохожа на грудь кормящей матери. Историк Йохан Хёйзинга видел в ней легкое дуновение декадентской безбожности . По одной из версий дева Мария носит черты Катерины, жены Этьена Шевалье, умершей в 1452 году и погребённой рядом с мужем. Но вероятней всего в виде Богородицы на картине изображена Агнесса Сорель — возлюбленная короля Карла VII , умершая в 1450 г.
В возрасте 20 лет она впервые появилась при французском дворе, и сорокалетний король влюбился в неё до беспамятства. Об этом свидетельствует придворный хронист Шастилье . А Энеа Сильвио Пикколомини , будущий папа Пий II , писал в своих мемуарах:
Во время трапезы, в постели, на королевском совете — она всегда должна была быть вместе с ним.
Супруга Карла Мария была занята воспитанием четырнадцати детей — набожная и с
лицом, по словам Шастелье, которое даже англичанам нагнало бы страху.
Правая створка диптиха исполнена в сине-бело-красных тонах — гербовых цветах короля.
Когда для реставрации собора Нотр Дам в 1775 году потребовались деньги, диптих, вопреки завещанию заказчика, был разделён на две части, которые были проданы по отдельности. После Французской революции правую створку купил бургомистр Антверпена , и с 1840 года она находится в местном музее .
Левую створку обнаружил в Базеле немецкий поэт . Он узнал в ней работу Фуке по миниатюрам художника в собрании своего брата. В 1896 году картина оказалась в Берлинском собрании картин .