Родился в семье Евграфа Никифоровича Татлина, потомственного орловского дворянина, инженера-технолога по железнодорожному делу, и Надежды Николаевны (урождённой Барт), поэтессы, близкой народовольцам
. После смерти матери в 1889 году в 1896 году семья переехала в
Харьков
. В 13 лет убежал из дома, жил случайными заработками, на корабле ходил юнгой в Турцию, помогал иконописцам и театральным декораторам. В 1902 году поступил в
Московское училище живописи, ваяния и зодчества
, но уже через год был отчислен «за неуспеваемость и неодобрительное поведение». В 1904 году поступил в
. Затем с 1905 по 1910 годы занимался в
Пензенском художественном училище
. Татлин так и не получил полноценного художественного образования.
В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи».
В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Берлин, выступая в качестве музыканта-
бандуриста
. Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую
Пабло Пикассо
.
В 1915 году участвовал в легендарной
Последней футуристической выставке «0,10»
, представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.
В 1923 году поставил в
ГИНХУКе
как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме
В. Хлебникова
«Зангези». В том же году начинает работать над проектом аппарата «
Летатлин
».
В 1927—1930 годах — профессор
ВХУТЕМАСа
в Москве
. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931). В 1930—1940-х годах был вынужден работать как книжный художник и сценограф. В начале 1950-х годов был во главе бригады художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета.
Жена — Александра Николаевна Корсакова (Рудович) (1904—1990)
Сын — Владимир Владимирович Татлин
Внебрачный сын от
Нины Бам
(1901—1975) —
Анатолий Ромов
(род. 1935) — советский и российский прозаик, сценарист
Творческий путь
Стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («
Памятник III-му Интернационалу
», «
Летатлин
», «Нормаль-одежда»).
Известно противостояние Владимира Татлина концепциям
Казимира Малевича
, настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.
Работы Татлина вдохновили немецких художников-
дадаистов
, которые поняли их как революцию в искусстве. Известна фотография
Георга Гроса
и
Джона Хертфилда
, держащих плакат с надписью «Искусство умерло — Да здравствует машинное искусство Татлина!»
.
Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки
Леонардо Да Винчи
, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного (см.
Конструктивизм (искусство)
). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.
Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1932 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией
социалистического реализма
, Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.
Умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов
русского авангарда
.
Известные работы
Поднимающий спички, 1910, бумага на картоне, тушь, 26×18 см, ГТГ
Продавец рыб, 1911, холст, клеевые краски, 77×99 см, ГТГ
Арлекин, эскиз святочного костюма, 1912, картон, тушь, 32×24 см, ГТГ
Шесть эскизов декораций и костюмов для неосуществленной постановки оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя», 1913 (Поляк, Антонида, Мужик, Бал, Лес, Спасские ворота), ГТГ
Рельеф, 1914—1915, металл (медь), дерево, 62×53×13 см, дар Г. Д. Костаки, ГТГ
Контр-рельеф, 1916, полированное красное дерево, кровельное и оцинкованное железо, дерево, цинк, 100×64×34 см, ГТГ
125-летию со дня рождения Владимира Татлина была посвящена его выставка в
Государственной Третьяковской галерее
на Крымском Валу, открывшаяся
5 октября
2011 года
. В экспозиции было представлено около 60 работ, четверть из которых — реконструкции
.
В 2010 году
Союзом архитекторов России
была учреждена «премия Владимира Татлина» — российская национальная премия в области архитектуры. Премия вручается ежегодно за лучшие проектные предложения и авторские концепции в смотре-конкурсе «Архитектурные произведения». Лауреатам вручается приз в виде стилизованной Башни Третьего Интернационала, автором которого стал
Юрий Аввакумов
.
(рус.)
.
ЦГА Москвы
. Дата обращения: 15 апреля 2021.
15 апреля 2021 года.
↑
(рус.)
.
rusavangard.ru
. Онлайн-энциклопедия русского авангарда. Дата обращения: 14 мая 2017.
15 апреля 2021 года.
(рус.)
.
artchive.ru
. Дата обращения: 14 апреля 2021.
14 апреля 2021 года.
, с. 68.
Стригалёв А. А.
«Университеты» художника Татлина // Вопросы искусствознания. — 1996. —
Вып. 2
. —
С. 405—438
.
↑
(неопр.)
. Дата обращения: 5 декабря 2010.
30 октября 2008 года.
Иосиф Каракис: Ирония судьбы
// Архитектор Иосиф Каракис: Судьба и творчество (Альбом-каталог к столетию со дня рождения) / Под ред.
Бабушкин С. В.
, Бражик Д.,
Каракис И. И.
; Сост. Д. Бражик, И. Каракис, И. Несмиянова. — Киев, 2002. — С. 9. — 102 с. — (Н0(4УКР)6-8). —
ISBN 966-95095-8-0
.
(рус.)
(неопр.)
.
nd.m-necropol.ru
. Дата обращения: 18 ноября 2022.
18 ноября 2022 года.
Юрий Нагибин в эссе «Владимир Татлин» утверждает, что у Татлина и Корсаковой был роман до её замужества. Её мужем стал Борис Семенович Лунин. После его смерти в 1976 году Корсакова объявила себя вдовой… Татлина.
Ромов Анатолий.
// Слово/Word. — 2005. —
№ 47
.
2 ноября 2013 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2009.
9 ноября 2011 года.
(неопр.)
. Дата обращения: 14 сентября 2009. Архивировано из
19 сентября 2009 года.
↑
Долинина К.
от 2 октября 2011 на
Wayback Machine
// Коммерсантъ Weekend. — 2011. — 30 сент.
(рус.)
.
. Дата обращения: 25 июня 2021.
21 июня 2021 года.
(рус.)
.
Зодчество
(6 июля 2015). Дата обращения: 2 декабря 2020.
25 апреля 2022 года.
Библиография
Татлин В.
Искусство в технику // Бригада художников. — 1932. —
№ 6
.
Владимир Татлин: Органичность [предисл. Ю. Вайнгурт]
// Формальный метод : Антология русского модернизма / сост. С. Ушакин. — Москва ; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2016. — Т. 3. — С. 851–892. — 906 с. —
ISBN 978-5-7525-2997-9
.
Литература
Книги
Пунин Н.
Памятник III Интернационала. —
П.
: Издание Отдела Изобразительных Искусств Н. К. П., 1920.
Н. Пунин о Татлине / Под общ. ред.
В. Ракитина
и
А. Сарабьянова
; авт. вступ. ст. В. Ракитин; сост.
, В. Ракитин,
; комм.
, В. Ракитина. —
М.
:
, 2001. — 128 с. — (Архив русского авангарда). —
2000 экз.
—
ISBN 5-85164-079-0
.
Жадова Л. А.
К выставке Татлина — одного из основоположников советской школы дизайна //
. — 1977. —
№ 7
.
Стригалёв А.
«Бионические основы» творческой концепции В. Е. Татлина // Проблемы формообразования в советской архитектуре. —
М.
, 1978. —
Вып. 4
. —
С. 29—32
.