Interested Article - Кошка (балет)

«Ко́шка» ( фр. La chatte ) — одноактный балет Джорджа Баланчина на музыку Анри Соге по сценарию Бориса Кохно (под псевдонимом Собека ) на основе басни Эзопа « ».

Премьера состоялась 30 апреля 1927 года в исполнении « Русского балета Дягилева » на сцене Театра Монте-Карло . Художественное оформление (скульптуры, архитектурные элементы и костюмы) выполнили братья Наум Габо и Антон Певзнер , дирижёр — . Партии исполняли Ольга Спесивцева ( Кошка ), Серж Лифарь ( Юноша ) и шесть танцовщиков ( его друзья ). Артисты танцевали на фоне чёрного задника , посреди прозрачных конструктивистских структур, одна из которых олицетворяла богиню Афродиту .

Через месяц после премьеры в Монте-Карло балет был представлен в Париже. Всего он был дан дягилевской труппой более двухсот раз.

За день до парижской премьеры, 26 мая 1927 года, Ольга Спесивцева травмировалась на репетиции. Чтобы заменить её, пришлось выучить и отрепетировать всю партию за одни сутки. В очередь с ней роль Кошки танцевала Алисия Маркова . Получив новых исполнительниц, Баланчин технически усложнил хореографический текст, вплоть до добавления двойных туров в воздухе.

Синопсис

Покинутый своими друзьями, молодой человек очарован изяществом кошки. Он молит Афродиту превратить её в женщину. Богиня исполняет желание и обращает животное в прекрасную девушку. Когда, не преодолев искушения, девушка покидает возлюбленного, чтобы броситься за мышью, она вновь обращается в кошку. Сердце юноши разбито, и он умирает.

В основе сценария балета лежит фабула басни Эзопа «Венера и кошка» (« » у Лафонтена ). Впервые этот сюжет возник на балетной сцене столетием ранее, в 1837 году, когда балетмейстер Жан Коралли поставил для Фанни Эльслер на парижской сцене балет « ». В 1858 году Жак Оффенбах использовал мотивы этой басни для своей с таким же названием.

Музыка

Сергей Дягилев , узнавший об Анри Соге от Эрика Сати , решил заказать молодому композитору партитуру для нового балета. Успех спектакля сделал Соге имя в артистических кругах Парижа . Критики отмечали «умелую оркестровку , простоту и наивную грацию партитуры » ( ), «мелодичность и простодушную прелесть музыки» ( ).

Если верить воспоминаниям Александры Даниловой , то у Спесивцевой, несмотря на относительную простоту и мелодичность музыки Соге, возникли с ней проблемы:

…У Дягилева Жорж сделал для неё «Ля Шатт». Там была довольно простая (не то что у Стравинского !) музыка Анри Соге, но Спесивцева была очень уж немузыкальна. Ей даже эту простенькую музыку надо было за кулисами отсчитывать, потом выпихивать её на сцену и молиться, чтобы она попала в такт .

Соломон Волков , «История культуры Санкт-Петербурга»

Последующие постановки

В 1933 году для американских гастролей под вывеской « Серж Лифарь и его Русский балет» ( Serge Lifar and His Russian Ballets ) танцовщик сделал свою версию балета — сохранив, однако, оригинальную хореографию собственного соло. Эта постановка была осуществлена без привлечения Баланчина.

В 1991 году в балетной труппе Les Grands Ballets Canadiens (Канада) была предпринята попытка реконструкции спектакля. В 2005 году балет был поставлен в Римской опере .

Примечания

  1. Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. — М. : Музыка, 1964. — С. 302-303.
  2. Волков С. М. История культуры Санкт-Петербурга. — второе. — М. : Эксмо, 2008. — С. 291. — 572 с. — 3000 экз.

Ссылки

  • // The George Balanchine Foundation database
  • // The Red List database
Источник —

Same as Кошка (балет)