Interested Article - Концерт для фортепиано с оркестром № 3 (Прокофьев)
- 2021-03-04
- 2
Концерт № 3 для фортепиано с оркестром до мажор Op. 26 — сочинение С. С. Прокофьева , относится к числу наиболее часто исполняемых его фортепианных концертов.
История создания
Концерт был задуман ещё в декабре 1916 года. Прокофьев использовал для финала темы из финала двухчастного струнного квартета (от этого замысла композитор отказался). Закончил сочинение Прокофьев в (Бретань), в октябре 1921 года . Премьера Третьего фортепианного концерта состоялась в Чикаго 16 декабря 1921 года , Чикагским симфоническим оркестром дирижировал , солировал композитор. Это исполнение не привлекло к себе особенного внимания. Критику Chicago Herald сочинение Прокофьева «показалось футуристической картиной, составленной из шумов» . Исполнение концерта в Нью-Йорке, несмотря на руководство оркестром А. Коутса , также не имело успеха. Гораздо более успешной была парижская премьера 22 апреля 1922 года, в которой солировал автор, а оркестром дирижировал С. Кусевицкий . В СССР концерт был впервые исполнен 22 марта 1925 года в Москве С. Фейнбергом и Оркестром театра революции под управлением К. С. Сараджева , в Ленинграде он впервые прозвучал 12 мая того же года в исполнении Н. Позняковской и оркестра под управлением Х. Унгера . Прокофьев исполнял Третий концерт во время своей первой поездки в СССР в 1927 году — в Москве (24.1.1927, 31.1.1937, БЗК, с оркестром Персимфанса ).
Структура
Концерт состоит из трех частей примерно одинаковой продолжительности; общее время звучания около 30 минут.
- Andante — Allegro
- Tema con variazioni (Тема с вариациями)
- Allegro, ma non troppo
Инструменты
Концерт написан для: фортепиано, 2 флейт , 1 флейты-пикколо , 2 гобоев , 2 кларнетов , 2 фаготов , 4 валторн , 2 труб , 3 тромбонов , литавр , большого барабана , тарелок , кастаньет , бубна , скрипок , альтов , виолончелей , контрабасов .
Отзывы и культурное влияние
Третий концерт относится к числу наиболее часто исполняемых фортепианных концертов Прокофьева. Биограф композитора И. Г. Вишневецкий называет его «самым совершенным из сочинённых Прокофьевым. Применительно к нему можно говорить о подведении итогов жанровому поиску, о философии и логике, запечатлевшихся в звуках» . В архиве Прокофьева сохранилось стихотворение К. Д. Бальмонта «Третий концерт», написанное под впечатлением первых авторских исполнений этой музыки во Франции:
|
Рецепция
Сам Прокофьев записал Третий концерт в 1932 году с Лондонским симфоническим оркестром под управлением П. Копполы . Среди интерпретаторов Третьего концерта Байрон Джейнис (с оркестром под управлением К. Кондрашина , 1962), Уильям Капелл ( А. Дорати ), Мишель Бероф ( К. Мазур , 1974), Е. И. Кисин ( К. Аббадо , 1993; В. Ашкенази , 2008), Ефим Бронфман ( З. Мета , 1991), В. В. Крайнев ( Д. Г. Китаенко , 1992), М. В. Плетнёв ( М. Л. Ростропович , 2002), Лан Лан ( С. Реттл , 2013), Дж. Браунинг ( Э. Ляйнсдорф , 1967), В. Клиберн (В. Хендль, 1960), В. Постникова ( Г. Н. Рождественский , 1985), Д. Мацуев ( В. А. Гергиев , 2014), Б. Березовский, Д. Трифонов и многие другие.
Примечания
- Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. М.: Молодая гвардия, 2009, с.255-258.
- op.cit., с.258.
- Вишневецкий И. Г. Сергей Прокофьев. М.: Молодая гвардия, 2009, с. 256—257.
- По монографии Израиля Нестьева «Прокофьев»
Ссылки
- на International Music Score Library Project
- / Александр Малофеев (фортепиано), Филадельфийский оркестр , дирижёр Янник Незе-Сеген (Пекин, 20 мая 2019 г.)
- 2021-03-04
- 2