Блантер, Матвей Исаакович
- 1 year ago
- 0
- 0
Матвей Алексеевич Добров (08.02.1877-13.04.1958) — русский и советский художник, график, гравер, иллюстратор, пейзажист, анималист, мастер офорта, педагог.
Родился 27 января (8 февраля) 1877 года в Москве в семье врача и благотворителя. Родители поощряли увлечение сына изобразительным искусством, они обучали его рисованию и купили пуд глины для занятий лепкой. Отец подарил иллюстрированную книгу Германа Кнакфуса о Рембрандте, которая очень впечатлила ребёнка .
Учился в 5 московской гимназии, после чего в 1897 году поступил в Московский университет на физико-математический факультет. Проучившись два года в 1900 года Матвей бросил университет, для того, чтобы посещать частную художественную школу рисунка и живописи К. Ф. Юона и И. О. Дудина. В 1901 году стал студентом Московского училища живописи, ваяния и зодчества и закончил обучение рисунку в 1904 году, а обучение живописи в 1906 году. Преподавателями Доброва были К. А. Коровин , В. А. Серов , А. С. Степанов. В 1904 и 1906 годах Добров был награждён малыми серебряными медалями за рисунки и этюд. В 1909 году получил звание неклассного художника .
В 1906 году Добров отправился в путешествие по Европе и посетил Австрию , Германию , Италию , где ознакомиллся с направлением искусства модерн и освоил технику ксилографии . В 1908—1909 годах художник обучался в Париже технике офорта в мастерской Е. С. Кругликовой и в Академии Коларосси, слушал курс лекций по египтологии в Лувре . В Париже Матвей Добров выполнил свои первые станковые работы: «Памятник Вольтеру», «Айседора Дункан», «Фламинго», «Фонтан Карпо» .
В 1910 году художник вернулся в Москву, где создал собственную мастерскую и продолжил изучать графические техники, используя резец, сухую иглу, акватинту , монотипию, классический травленый штрих, мягкий лак и прочие, а также экспериментировал с различными видами печатной графики . В Москве хкдожник заново гравировал лучшие из офорты из созданных в Париже, кроме того создал новые гравюры, некоторые из которых были созданы по зарисовкам из Лувра — следи них «Египетская статуэтка» (1917), выполненная в технике меццо-тинто .
С 1911 года художник участвует в выставках Московского товарищества художников, галереи Лемерсье, а также выставкавх в Калуге, Екатеринодаре, Ярославле. Становится участником проекта «Искусство движения» и членом художественных сообществ: «Ассоциация художников-графиков при Доме печати», «Товарищество независимых», «Жар-цвет», «Маковец», «Ленинградское общество экслибрисистов», «Московский союз художников», «Московское товарищество художников», «Профессиональный союз художников-граверов», «Союз русских художников», стал одним из членов-учредителей и казначеем объединения художников «Московский Салон» (1911—1921) . В 1930—1950-х годах участвует во всесоюзных и зарубежных экспозициях .
В конце 1910-х годов художник Добров делает первые работы по теме национального пейзажа. В 1919 году были созданы первые офорты из серии «Мотивы Подмосковья», над этой серией Матвеей Алексеевич будет работать до конца жизни. В 1920-е годы автор лишается офортного станка. В 1925 году художник тушью с использованием гусиного и тростникового перьев рисует серию рисунков, среди которых «Деревья у пруда. Алабино», "Дуб. Алабино . Также автор обращался к анималистке , среди работ в этом жанре серии «Птицы» (1911—1912), «Зебры» (1915), «Скачки» (1934—1937) .
После Октябрьской революции Добров в своей московской мастерской давал частные уроки . Далее Добров преподавал в Государственной школе печатного дела при Первой Образцовой типографии, в Московском государственном университете на кафедре рисования, где преподавал будущим геологам, географам и ботаникам, в Московском полиграфическом институте . В 1934—1936 годах Добров возглавляет офортной студией имени И. И. Нивинского. В Один изу1935—1958 годах художник является руководителем мастерской офорта на графическом факультете Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова . В 1940 году Добров получает учёное звание профессора Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова .
На офортной студии им. И. И. Нивинского у художника появилась возможность создавать офорты большого размера, среди которых «Немцы покидают Калугу», «Рыболовы на Москве-реке», «Ремонт сельскохозяйственных орудий в колхозе», «Оленеводческий совхоз» .
Женился на Лидии Ивановне Герье, с которой прожили сорок шесть лет. У Матвея Алексеевича и Лидии Ивановны родилась София. София Матвеевна жила в Калуге с 1932 года и отец навещал её в связи с чем появилась серия работ, посвященная Калугет: «Ока под Калугой», «Окраина Калуги», «Калужские мотивы», «Каменный мост в Калуге», «Берендяковка», «Освобождение Калуги» .
Скоропостижно умер 13 апреля 1958 года после простуды. Один из учеников Матвея Алексеевича из Московского государственного художественного института им. В. И. Суриков Геннадий Гладунов принимал участие в похоронах изготовил для могилы табличку с датами жизни и смерти по технологии офорта. Через 13 лет после смерти учителя, в память нём художник, с разрешения дочери Матвея Алексеевича взял его фамилию .
Работы художника хранятся в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина , Государственной Третьяковской галерее , Государственном Русском музее , Калужском музее изобразительных искусств , а также в музеях Иркутска , Перми , Нукуса и частных коллекциях .
В 2014 году в Государственной Третьяковской галерее прошла выставка работ Матвея Доброва, включающая более 100 произведений изобразительного искусства, которые показывали различные техники, темы и сюжета автора . В 2017 году к 140-летию со дня рождения художника прошла выставка в Калужском музее изобразительных искусств .
Историк искусства В. Я. Адарюков отзывался о творчестве Доброва следующим образом: « Во всех его работах, прежде всего, виден отличный рисовальщик и человек с большим вкусом. Офорты его сочны, смелы, в них чувствуется талантливый художник. По манере работы, по конструкции формы, свету и композиции М. А. Добров принадлежит к мастерам старой русской школы. Он совсем не оригинальничает, но это особенность русских художников: чем они грамотнее, чем сильнее в технике, тем менее они оригинальничают, составляя в этом отношении полную противоположность иностранцам ».