Резников, Борис Наумович
- 1 year ago
- 0
- 0
Бори́с Нау́мович Сина́ни ( 1851 , Армянский Базар , Таврическая губерния — октябрь 1920 , Симферополь ) — русский врач - психиатр , участник русско-турецкой войны 1877—1878 годов . Личный врач и душеприказчик Г. И. Успенского .
Родился в 1851 году в Армянском Базаре Таврической губернии в патриархальной караимской семье. Учился в Одесской гимназии, но курса за неимением средств не окончил. Отец Синани хотел, чтобы его сын стал продавцом в принадлежавшей ему лавке, но стремившийся к знаниям Борис не подчинился воле отца и уехал в Санкт-Петербург . Там он сдал экзамены на аттестат зрелости и поступил в Императорскую медико-хирургическую академию , которую окончил в 1877 году . Принадлежал к первой русской школе психиатров под руководством профессора И. М. Балинского . Проходил усовершенствование в психиатрии при частной Петербургской психиатрической лечебнице доктора А. Я. Фрея .
В годы учёбы подвергался обыскам и аресту за хранение запрещённых книг и причастность к делу о пропаганде среди рабочих и солдат Московского полка . С началом русско-турецкой войны отправился в действующую армию. Служил врачом 1-й горной батареи. Своё участие в войне объяснял так:
Я, как и многие народовольцы , хотел освободить русский народ, но ничего у нас не вышло в то время. Вот и поехали мы освобождать болгар от турецкого ига .
28 сентября 1877 года награждён орденом Св. Станислава 3-й степени с мечами . Выйдя в отставку в 1880 году, поступил на службу земским врачом в Корочанский уезд Курской губернии , откуда был уволен из-за «политической неблагонадёжности». Затем занимал должность врача в с. Ям-Тёсово Новгородского уезда Новгородской губернии . В 1884 году назначен старшим врачом Колмовской земской больницы для душевнобольных в Новгородской губернии, а затем и её заведующим . В Колмове Синани удалось осуществить план реконструкции больницы, построить новое каменное здание для женского отделения, а для работающих больных — деревянный дом. Также им была введена порционная система питания пациентов. В 1889 году издал отдельной брошюрой подробное описание Колмовской больницы для душевнобольных . В 1892 году стал личным врачом и душеприказчиком больного Г. И. Успенского, поселив его вначале в своей семье, а затем при «слабом» отделении лечебницы (преимущественно для выздоравливающих) . На протяжении всего периода лечения Синани вёл дневник, где отобразил все особенности болезни писателя. В 1895—1896 годах помощником Синани был врач-ординатор О. В. Аптекман . 1 июля 1899 года Б. Н. Синани по собственному желанию оставил службу в Колмове в чине надворного советника и уехал в Крым . За время управления больницей доктором Синани она стала первой в России по систематическому проведению земледельческого труда .
Не позднее 1899 года вместе с семьёй переехал в Санкт-Петербург, где занялся частной практикой. Среди пациентов — писатели, учёные, артисты, художники . Б. Н. Синани был знаком с членами ЦК эсеровской партии и сам разделял их взгляды . В круг общения семьи Синани входили Николай Константинович Михайловский , Семён Акимович Ан-ский , Глеб Иванович Успенский, Герман Александрович Лопатин , Сергей Николаевич Кривенко , Самуил Соломонович Бабаджан, Осип Эмильевич Мандельштам .
Из-за обострившейся около 1917 года язвы желудка переехал в Симферополь . Вёл медицинские дневники, где записывал сводку своих медицинских опытов и наблюдений. Умер и похоронен в октябре 1920 года в Симферополе . Некролог за авторством А. Дермана был помещён в симферопольской газете «Южные ведомости» 29 октября (11 ноября) 1920 года .
Разработал систему мотивированных внушений , тесно связанных с доверием и положительным эмоциональным отношением больного к врачу . Занимался всесторонней разработкой психотерапии алкоголизма . В 1889 году провёл первые в России опыты лечения алкоголизма внушением без применения гипнотического сна, который по его мнению никакого терапевтического значения не имеет. Считая излишними какие-либо вспомогательные средства, как фармацевтические, так и физические, Синани вместе с тем укреплял веру больного в психотерапию, что являлось дополнительным внушением . Свою теорию он описал в книге «О лечении внушением», вышедшей в Новгороде в 1899 году:
Чем больше я пользуюсь внушением с лечебной целью, тем больше я убеждаюсь в том, какое оно представляет могущественное орудие для исцеления людей от многоразличных страданий, для исправления от многоразличных болезненных наклонностей и дурных привычек, как обширно то поле, на котором суждено внушению играть роль с лечебной и воспитательной целью. Рядом с таким убеждением растёт у меня чувство сожаления по поводу того, что пока ещё даже среди людей науки мало распространены знание и понимание значения в нашей жизни внушения и самовнушения и ещё меньше — умение пользоваться этими особенностями человеческой натуры на благо людей .
Аналогичные исследования внушения в то время проводили за рубежом , Ипполит Бернхейм , и Борис Сайдис .
Доктор в своей книге «Алкоголизм и борьба с ним» так описал метод Синани:
Особенность метода д-ра Синани заключается в том, что он производит внушение и в бодрственном состоянии, вовсе не стремясь привести больного предварительно в состояние полного гипнотического сна. Различая внушение от собственно гипнотического сна, д-р Синани считает, что успех лечения возможен только тогда, когда у больного есть полное желание отрешиться от спиртных напитков и вера в своего врача .
В 1939 году в 4-й книге «Летописей государственного литературного музея », посвящённой Г. И. Успенскому, был опубликован дневник наблюдения Б. Н. Синани за протеканием заболевания писателя, которому был поставлен неверный диагноз паранойя , хотя доктор и колебался, замечая у больного клинические проявления паралича . Как отмечает Т. В. Дячук, « „Дневник“ Синани — это не только история врачебной ошибки, но и личный документ, изображающий сложную гамму чувств, испытываемых врачом по отношению к пациенту » . «Дневник» был снабжён аналитической статьёй профессора П. М. Зиновьева , комментариями врача-психиатра В. А. Громбаха и небольшой статьёй А. Б. Дермана о самом докторе Синани .
По словам В. А. Громбаха, « Б. Н. Синани вошёл в историю русской психиатрии, как один из членов славной плеяды земских психиатров 80-х и 90-х годов прошлого столетия, которые создали у нас общественную психиатрию, не превзойдённую нигде (кроме, может быть, Англии), и построили ряд прекрасных психиатрических больниц » .
В. М. Бехтерев считал, что внушение в бодрственном состоянии вряд ли может иметь такое влияние, как в гипнотическом сне, во время которого подавлена личность и, вместе с тем, критическое отношение данной личности к гипнотизёру .
Доктор медицины лишь отчасти соглашался с мнением Синани, по которому добиваться гипнотического сна не следует: « практически же от него [мнения] приходится отступать, потому, что есть целый ряд больных, которые могут вполне усвоить внушение лишь тогда, когда они приведены в состояние более или менее глубокого сна » .
Отец — торговец скобяным товаром, перекопский 2-й гильдии купец Бабакай (Наум) Синани, прозванный за свой суровый нрав «Зерзеле́» (с караимск. землетрясение ) . Мать — Эсфирь. Помимо Бориса в семье было ещё семь детей .
Жена — Варвара Лукинична Попадичева (? — 1901, Санкт-Петербург), русская дворянка, дочь надворного советника. Окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано (1877) , училась в Бернском университете . Умерла от туберкулёза . Родила трёх дочерей и одного сына (незаконнорождённых, т. к. Синани, будучи убеждённым атеистом, не стал принимать православие для официального вступления в брак) :