Контакт-5
- 1 year ago
- 0
- 0
« Первый контакт » — популярная тема научно-фантастических произведений, первая встреча людей с представителями внеземного разума или любого другого разумного биологического вида.
Тематика позволяет авторам раскрывать такие темы, как ксенофобия , трансцендентализм или проблемы межкультурной коммуникации, адаптируя антропологическую тему первого контакта. «Первый контакт» является также темой философии.
Из большого числа вариативных направлений выделяются только межзвёздное знакомство двух цивилизаций и
.Считается, что в фантастике термин был впервые использован американским писателем Мюрреем Лейнстером в рассказе « » 1945 года . Сама тема первого контакта с инопланетной цивилизацией поднималась фантастами и ранее, например, в философском рассказе Вольтера « Микромегас » (1752), в романах Герберта Уэллса « Война миров » (1898) и « Первые люди на Луне » (1901).
В советской фантастике одним из первых к этой теме обратился Иван Ефремов , который в своей повести « Сердце Змеи » (1958) вступил в прямую полемику с рассказом Лейнстера. В рассказе американского писателя земной и инопланетный корабль, встретившись в космосе, чуть не уничтожают друг друга. С точки зрения Ефремова, контакт цивилизаций, достаточно развитых для того, чтобы выйти в космос , не может привести к вооружённому конфликту между ними.
Со временем тема первого контакта стала настолько распространена в фантастике, что мало кому из писателей-фантастов удалось обойти её в своём творчестве. Ситуация «первого контакта» исследуется в произведениях Ивана Ефремова (« Сердце Змеи », « Туманность Андромеды », « Час Быка »), братьев Стругацких (« Извне », « Малыш »), Георгия Мартынова (« Каллисто », « Спираль времени », « Гианэя »), С. Лема (« Солярис », « Фиаско »), У. Ле Гуин (« Левая рука тьмы »), Артура Кларка (« Космическая одиссея »), Карла Сагана (« Контакт ») и многих других писателей, как российских, так и зарубежных. Обстоятельства контакта у разных авторов при этом весьма разнообразны. Земляне могут встретиться с иной цивилизацией в космосе (как в упомянутых классических произведениях М. Лейнстера и И. Ефремова) или посетив их планету («Час Быка» Ефремова), встреча в космосе (« Сердце Змеи » Ефремова), возможен также первый контакт при посещении Земли представителями более развитой инопланетной цивилизации («Каллисто» Г. Мартынова). В некоторых произведениях описывается контакт между космическими пришельцами и жителями Земли в далёком прошлом (см. Палеоконтакт ). Последствия контакта тоже могут быть очень разными — от полного (например, в «Солярисе» Станислава Лема) или частичного («Малыш» Стругацких ) взаимного непонимания или вооружённого конфликта, который может дойти до уничтожения одной из цивилизаций («Арена» Ф. Брауна ), до дружественного союза и взаимовыгодной кооперации (произведения Ефремова и Мартынова).
Ситуация первого контакта многократно встречается и в фантастическом кинематографе. Этой теме посвящён классический фильм Стивена Спилберга « Близкие контакты третьей степени » (1977). Первые контакты (чаще всего землян) с инопланетными цивилизациями неоднократно описаны в сериалах « Звёздный путь », « Звёздные врата », « Вавилон-5 », « Андромеда », « Виктория », « Визитёры » и др. В юмористическом ключе ситуация контакта описывается в « гуслярских рассказах » Кира Булычёва, в мультфильме « Контакт ».
В фантастической игровой трилогии « Mass Effect » описывается первый контакт человечества с внеземными гуманоидами, закончившийся конфликтом, под названием «Война первого контакта», вызванный незнанием землянами правил поведения в галактическом обществе.