Наджмуддин аль-Казвини
- 1 year ago
- 0
- 0
Хамдаллах ибн Абу Бекр Мостоуфи ( Мустоуфи ) Казвини ( перс. حمدالله مستوفی ) (ок. 1281 / 1282 — ок. 1344 или 1350 ) — средневековый персидский историк , географ и поэт периода Хулагуидов . Известен как автор исторического сочинения Тарих-и гузидэ («Избранная история»), резюмирующего и продолжающего труд Джами ат-таварих («Сборник летописей») Рашид ад-Дина ; географического («Услада сердец») и стихотворной летописи Зафар-намэ («Книга победы»), продолжения Шах-намэ Фирдоуси .
Хамдаллах Мостоуфи Казвини принадлежал к семье арабского происхождения, представители которой в IX — X веках служили правителям Казвина , а с XI века , эпохи Газневидов , занимали должность мустоуфи — главы финансового управления — в Казвинском вилайете , чем и объясняется происхождение фамилии. Амин ад-Дин Наср, прадед Хамдаллаха, бывший мустоуфи Ирака , был убит монгольскими мародёрами спустя некоторое время после разгрома Казвина ( 1220 ). Оставленное прадедом полное драматизма описание взятия Казвина монголами Хамдаллах Мостоуфи использовал в своей Зафар-намэ . Мостоуфи, тем не менее, перешли на службу к монгольским ильханам -Хулагуидам. Фахр ад-Дин Мухаммед, двоюродный брат Хамдаллаха, был даже короткое время визирем , но погиб в результате интриги одной из придворных клик ( 1290 ).
Сам Хамдаллах Мостоуфи служил в финансовом ведомстве и пользовался покровительством Рашид ад-Дина , занимавшего с 1298 года пост визиря Высочайшего дивана. Около 1311 г. визирь поручил ему ведать финансами районов Казвина, Абхара , Зенджана , Верхнего и Нижнего Тарумов. Сведения о дальнейшей жизни Хамдаллаха крайне скудны. Известно, что около 1339 года , во время хаоса в государстве, последовавшего после смерти ильхана Абу Саида ( 1335 ), Хамдаллах Мостоуфи находился в Саве , на службе у Шамс ад-Дина Закария, визиря джалаирида Хасана Бузурга . К концу 1340 года он возвратился в Казвин. После 1344 г. данных о Хамдаллахе нет; к этому времени ему было около 63 лет и, вероятно, он вскоре скончался. Часто приводимая дата смерти, 1350 год, является предполагаемой .
Хамдаллах Мостоуфи заинтересовался созданием исторических сочинений, участвуя в учёных собраниях, проводившихся Рашид ад-Дином. Сам Хамдаллах упоминал, — но это могло быть лишь литературной условностью, — что начал писать, когда ему было 40 лет. В таком случае, это произошло после казни его покровителя в 1318 году . Так или иначе труд Тарих-и гузидэ («Избранная история») был закончен к 1330 году и посвящён , сыну Рашид ад-Дина , визирю ильхана Абу Саида. Тарих-и гузидэ — это своего рода краткое руководство по всеобщей истории, основанное, главным образом, на Джами ат-таварих . «Избранная история» состоит из предисловия, шести глав и заключения; повествование в ней доведено до 1329 года . Позднее летопись была дополнена самим Хамдаллахом (до 1344 г.) и его сыном Зейн ад-Дином (до 1392 г. , завоевания Ирана Тимуром ). Шестая часть Тарих-и гузидэ включает историко-географическое описание Казвина.
Около 1335 г. Хамдаллах Мостоуфи закончил создание поэмы-летописи Зафар-намэ («Книга победы»). Поэма, состоящая из 75 тысяч бейтов (двустиший), написана как продолжение знаменитой Шах-намэ Фирдоуси ; изложение событий завершается 1331 / 1332 годом . В качестве исторического источника ценность представляет третья часть Зафар-намэ , описывающая монгольский период; здесь есть некоторые даты и факты, отсутствующие в других источниках.
|
Во время правления монголов город стал столицей государства ильханов, население его сильно увеличилось, и монголы стали строить столь много зданий вне города, что за каждыми воротами появился пригород, который был таким же по величине, каким был сам Тебриз . Газан-хан возвёл вокруг этих пригородов вторую стену, которая окружала также все сады и здания и села, расположенные на горе Валийан и Санджан. Все они были включены в город, однако стены не были достроены из-за смерти Газан-хана. Их длина составляла 25 тысяч шагов. |
Нузхат ал-кулуб |
Сочинение по космографии и географии Нузхат ал-кулуб («Услада сердец») было завершено Хамдаллахом Мостоуфи к 1340 году. Оно состоит из введения ( фатихэ ), трёх рассуждений ( макало ) и заключения ( хатимэ ). Третье рассуждение, посвящённое географии, представляет наибольшую ценность. Автор критически подходил к трудам предыдущих географов, в частности, к Фарс-намэ Ибн ал-Балхи ( XII в. ), в связи с чем в Нузхат ал-кулуб мало количество анахронизмов . В основном же Хамдаллах Мостоуфи использовал современные ему географические сведения, по большей части извлекаемые им из официальных документов, в особенности, дафтаров (податных списков), к которым он как чиновник высокого ранга имел доступ. Немало информации Хамдаллах собрал во время собственных путешествий по Ирану.
Описание всех вилайетов приводится по единообразному плану: автор сообщает координаты широт и долгот , описывает природные условия, состояние земледелия и способ орошения, выращиваемые культуры, города, религиозную принадлежность населения; во многих случаях приведены цифры налоговых поступлений. В то же время, информация о ремеслах, торговле и городской жизни скудна. Отдельно даётся описание рек с оросительными каналами , рудников и караванных путей. Сведения о дорожных маршрутах, видимо, опираются на данные, полученные в результате проводившегося при ильхане Олджейту официального измерения некоторых путей.
Хамдаллах сообщает экономико-географические сведения не только об Иране, но и о сопредельных с ним странах, Ираке , Месопотамии , Малой Азии , Мекке , Медине и Иерусалиме . Информация об экономическом положении Ирана в эпоху поздних ильханов очень ценна для исторической науки.