Interested Article - Лагеркранц, Улоф

Улоф Густав Хуго Лагеркранц ( швед. Olof Gustaf Hugo Lagercrantz ; 10 марта 1911 , Стокгольм 23 июля 2002 , Дроттнингхольм , лен Стокгольм ) — шведский поэт, литературовед и публицист. В качестве главного редактора газеты Dagens Nyheter , в 1960—1975 годах он сыграл одну из ключевых ролей в шведской культуре в те годы, являясь одной из главных фигур «культурного радикализма» — левого направления в культуре .

Биография

Улоф Лагеркранц был сыном директора банка Карла Лагеркранца и графини Агнес Гамильтон, которая происходила по прямой линии от поэта Эрика Густава Гейера и была дочерью шведского политика Хуго Гамильтона. Детство, которое он провёл в Фальчёпинге , было омрачено клинической депрессией матери и, позже, самоубийством его сестры. 31 декабря 1939 года он женился на Мартине Руин (род. 1921 г., Хельсингфорс ), дочери профессора Ганса Руина и Карин Руин, урождённой Сиеверс. У них было пять детей, среди них актриса и писатель Давид Лагеркранц . Улоф Лагеркранц — брат писательницы и профессора медицины , единокровный брат писателя и журналиста , дядя литературоведа и политика .

Когда началась зимняя война , Лагеркранц принял участие в движении в поддержку Финляндии . Вместе с он написал брошюру «Финское дело — наше дело», распространённую в 900000 экземплярах, а также работал редактором газеты шведской добровольческой организации Den frivillige («Доброволец»). Он даже призывал к тому, чтобы Швеция вступила в войну на стороне Финляндии. После заключения Московского договора он выразил большое разочарование в том, что он воспринял как обман со стороны своей собственной страны, что поставило крест на его идеализме .

В последующие годы Улоф Лагеркранц был внештатным книжным рецензентом и критиком в различных дневных газетах и журналах, пишущих о культуре. Он симпатизировал рабочей литературе, выражал отвращение к той аристократической среде, в которой вырос, призывал к борьбе с буржуазным истеблишментом и всем, что казалось традиционным. Тем не менее, в это время он работал именно в консервативных газетах и Svenska Dagbladet . Лагеркранц работал в Svenska Dagbladet начиная с 1940 года, вначале как внештатный корреспондент и, затем, в 1945—1951 как редактор отдела культуры. В это время у него появляться черты определённого культурного консерватизма , хотя он также «занимался… культурным саботажем», поддерживая радикальных писателей .

Лагеркранц получил степень доктора философии в 1951 году за труд о писательнице (и родственнице) . Он сотрудничал в («Литературный журнал издательства Bonniers») в 1942—1950 гг., был членом редакционной коллегии журнала о культуре Samtid och Framtid («Сегодня и завтра») в 1944—1945 гг., был редактором журнала Vintergatan 1945—1947 гг., а также был ответственным за проведение публичных лекций в Стокгольмском муниципалитете в 1949—1951 гг. . В 1951—1960 гг он работал вначале редактором отдела культуры в крупнейшей на то время шведской газете Dagens Nyheter , после чего он был одним из двух главных редакторов этой газеты в 1960—1975 гг., ответственным за культуру.

Писатель и литературный критик

Поэзия и ранние сочинения

Лагеркранц был тяжело болен туберкулёзом в юности, что нашло отражение в его первом сборнике стихотворений Мёртвая птица (1935). В своём первом сборнике стихов он представил тонкие лирические описания природы и нежное, отмеченное религиозностью выражение чувств. В своём единственном романе Труди он описывает разрушительную душевную болезнь женщины, навеянную клинической депрессией матери. Мотивы из трагедий детства также присутствуют в сборнике Dikter från mossen («Стихи из торфяного болота», 1943), с которым автор выступил как «зрелый поэт со внутренним миром, настойчиво требующим выхода наружу, насыщенным тайнами и полными отчаяния переживаниями, который часто создаёт точные и сложные стихотворения, отлитые в кристально чистые формы» .

Dagbok («Дневник») (1954), дополненный Dikter och dagbok («Стихи и Дневник») (1955) — субъективные переживания высокого поэтического и повествовательного качества. Сборник стихов Linjer («Линии») (1962) порывает с традиционалистическими формами и выражают смятение чувств. Linjer «приводит к признанию того, что мерило жизни не имеет смысла без рая». Во время чтения мы представляем себя «в тяжёлом каменном мире реальности». С выходом Linjer Улоф Лагеркранц ставит точку в написании стихов. Позже он объяснял, что стихи были для него своего рода средством убежать от реальности: «Поэзия, как извечный охранитель и защитник жизни стала искушением, в то время как совесть призывала меня занять открытую позицию в политической жизни» .

Монографии о писателях

Диссертация-биография (1951) является первой в ряду биографий известных писателей, в основном начала 20-го века, но иногда живших и раньше, написанных Улофом Лагеркранцем. Биография Агнес фон Крузеншернa построена в значительной степени на воспоминаниях самого Лагеркранца о ней, на изучении бумаг, оставшимся после неё, к которым у него был свободный доступ, и воспоминаниям людей их общего семейного круга. Более поздние книги, среди которых биографии Стига Дагермана , Данте , Гуннара Экелёфа Jag bor i en annan värld men du bor ju i samma. », «Я живу в другом мире, но ведь и ты тоже»), Августа Стриндберга и Джозефа Конрада колеблются между биографией, анализом истоков творчества и критическим эссе, и между доступным языком изложения и способностью создать в них поэтический стиль и атмосферу. 1961 вышла книга Шведские поэты , в которой Лагеркранц даёт наброски портретов, среди прочего, Виктора Рюдберга , Густава Фрёдинга , Эдит Сёдергран , Нильса Ферлина , Харри Мартинсона и Карин Бойе .

Литературная критика

Улоф Лагеркранц стал ответственным за написание критических статей о поэзии в газете Svenska Dagbladet с 1946 года , а в 1951 году он стал редактором отдела культуры в Dagens Nyheter , ответственным за рассмотрение всего нового, что происходит в литературе. На этой должности он составлял заключение о большинстве выходящих в свет шведских книг и писал рецензии как на работы дебютантов, так и уже состоявшихся писателей .

Лагеркранц часто был хорошо знаком с теми авторам, на работы которых писал рецензии, что не мешало ему иногда подвергать их книги жёсткой критике. Это потом сказывалось на отношениях с этими людьми. Так вражда между Лагеркранцем и писателем и критиком подогревалась их критическими рецензиями. Также в 1964 году Лагеркранц написал критическую рецензию на мумуары известного публициста и его предшественника на посту главного редактора газеты Dagens Nyheter , что привело к разрыву между бывшими друзьями и коллегами .

В качестве литературного критика самой большой шведской газеты Лагеркранц имел большое влияние на происходившие в то время споры о дальнейших путях развития шведской культуры. Лагеркранц всегда писал рецензии с очень личной точки зрения, что иногда приводило к очень резким отрицательным рецензиям. Окружающими это воспринималось так, что он сам не до конца понимает, насколько много власти как критик он имеет.

Прочие работы

В эссе Möten med Bibeln («Встреча с Библией») 1941 года Лагеркранц выражает уважительное отношение к христианству, которое позднее превратится в радикально отрицательное к нему отношение. Он также утверждал, что христианская мораль «почти полностью ошибочна» .

Лагеркранц написал две автобиографии. В Min första krets («Мой первый круг») 1982 года он описывает своё детство как мир жёстких ограничений и закостенелых традиций, над которым властвовал его отец, с его ненормальной суровостью и жёсткостью. В Ett år på sextiotalet («Один год из 1960-х»), изданном в 1990 году, он представляет своё описание того времени, когда он работал в « Dagens Nyheter ».

В качестве журналиста отдела культуры Лагеркранц написал множества статей, некоторые из которых заслуживают особого внимания, как например его статьи из Китая 1970 года.

Публицистика и влияние на шведскую культуру

Здание Dagens Nyheter в Стокгольме. Пятнадцать лет Улоф Лагеркранц был главным редактором Dagens Nyheter . Одиннадцать из них он проработал в этом здании.

Публицистика

Лагеркранца пригласил на работу в Dagens Nyheter в 1951 году главный редактор . В дальнейшем, сотрудничество между ними привело к тому, что в 50-х годах газета заняла ведущее место в шведской общественной и культурной жизни .

Когда Тигстен ушёл с поста главного редактора в 1960 году, Лагеркранц стал одним из двух главных редакторов газеты, отвечающим главным образом за вопросы культуры. Отношения со вторым главным редактором были натянутыми . В 1968 году Лагеркранц потребовал, чтобы он стал единственным главным редактором, иначе он покинет газету. Независимый орган — Профсоюз писателей Швеции, и местная организация журналистов высказали пожелание, чтобы он остался, но в то же время последняя подчеркнула, что роль Ларссона тоже очень важна. В результате никаких изменений не произошло. Перед продлением контракта с Лагеркранцем в 1972 году около сорока журналистов написали письмо, высказавшись против этого, но в то же время большинство его поддержало .

После времени сильной экспансии, начиная с 1970-х годов газета начинает сдавать свои позиции и терять долю рынка в конкуренции со Svenska Dagbladet . Эти неудачи стали приписывать тому крену влево, который возник в редакционной политике под руководством Лагеркранца .

И если вначале он имел хорошие отношения с собственниками, семейством Бонниер , то затем отношения с Бонниерами и исполнительным директором издательства, Эриком Хуссом, стали довольно напряжёнными. Некоторые из представителей семейства выразили своё недовольство, как им казалось, ухудшением в качестве публикаций Dagens Nyheter , однако прочие — защищали Лагеркранца, и в результате редакция сохранила традиционную свободу писать то, что и как она считает правильным .

Влияние на шведскую культуру

Играя центральную роль в Dagens Nyheter , особенно после того, как он стал главным редактором в 1960 году, Улоф Лагеркранц был одним из самых влиятельных людей в области шведской культуры вплоть до ухода на пенсию в 1975 году.

В роли литературного критика Лагеркранц поддерживал «культурный радикализм», поскольку мнение критика неизбежно находит отражение в его рецензиях. Он также не признавал никакие авторитеты, что нашло отражение в его точке зрения в так называемых «trolöshetsdebatten» — широких культурных дебатах 1966 года о значении культурных традиций и авторитетов, шедших главным образом на страницах газет, и его непримиримой позиции направленной против церкви. Он также старался превратить страничку культуры в газете в открытый форум, где могли быть напечатаны не только господствующие в обществе точки зрения, но и другие, в частности такие левые писатели как , , .

После вступления в должность, Лагеркранц порвал с убеждённым антикоммунизмом своего предшественника Тингстена и в 1965 году дистанцировался от обозначения «либерал» . В речи, напечатанной в газете клуба журналистов Dagens Nyheter Myggan («Комар») он пояснил, что разговор о либеральной линии был «только словами» и «чепухой» и у него никогда не было симпатии к «либерализму» того времени . Когда в 1973 году газета официально заявила о независимости от каких-либо политических партий, слово «либеральный» в обозначении направленности газеты было убрано с первой страницы .

Лагеркранц выступал в поддержку «сексуальной революции». Писательница и журналистка Сара Лидман называла его газету «одним из разрушителей запрета на порнографию в Швеции» . Когда Бу Йертс осудил «безнравственную» литературу, Лагеркранц назвал это «ненавистью» и сравнил с фашизмом .

С середины 1960-х годов одним из главных вопросов в обществе было отношение к вьетнамской войне . Лагеркранц не испытывал симпатий ни к войне Южного Вьетнама с партизанами, ни к роли Северного Вьетнама или США в этой войне. Он считал, что точка зрения западного мира на события в свете сильно искажена «западным доминированием на новостном фронте» . Лагеркранц посетил СССР и Китай и постарался дать объективную оценку увиденному в своих репортажах. Он считал, что Советский Союз описывают однобоко и часто выступал в его защиту .

Критика личности Улофа Лагеркранца

Улоф Лагеркранц был всегда готов к борьбе и не мог удержаться от конфликтов. Вероятно поэтому его личность не всегда воспринимается однозначно. Критически настроенные шведы считают, что его пылкость в нападении на таких уважаемых людей, как Астрид Линдгрен , Даг Хаммаршёльд и его предшетвенник Херберт Тингстен, вызывает гнев и раздражение, также как и его высокомерные высказывания по отношению к таким организациям как церковь, монархия и Шведская Академия . Даже его отношение к либерализму и антикоммунизму и его нейтральная точка зрения по отношению у Войне во Вьетнаме вызывают сильные чувства у определённой части населения .

Некоторые известные люди высказывались довольно критично по отношению к Лагеркранцу, так:

  • издал в 1980 году биографию Улоф Лагеркранц , которая в значительной степени критически написана по отношению к Лагеркранцу и особенно его мировоззрению. Стулпе описывает своего противника таким образом: «Он был нравственным идиотом, но ни в коем случае не дураком.» Это- цитата позаимствованная из биографии Калигулы Виктора Рюдберга .
  • Когда Харри Мартинсон и Эйвинд Юнсон получили Нобелевскую премию по литературе , это решение подверглось сильной критике, в том числе со стороны Лагеркранца. Секретарь Шведской академии утверждал, что подобное отношение к Мартинсону и было причиной его самоубийства . Характеризуя Лагеркранца, Йюлленстен писал, что тот похож на ласкового, мурлыкающего котёнка, который внезапно со всей силы вцепляется когтями в руку .

На русском языке

На русском языке издана наиболее известная книга Лагеркранца «От Ада до Рая. Книга о Данте и его комедии», издательство Прогресс-Традиция, Москва, 2006.

Библиография

Художественная литература

  • Den döda fågeln, («Мёртвая птица»), 1935 (стихи)
  • Den enda sommaren 1937 (стихи)
  • Trudi, («Труди»), 1939 (роман)
  • Dikter från mossen, («Стихи из торфяного болота»), 1943 (стихи)
  • Dikter och dagbok, («Стихи и Дневник»), 1955 (сборник стихов)
  • Linjer, («Линии»), 1962 (стихи)
  • Стихи 1935—1962 1964
  • En blödande ros 1991 (избранные стихи)

Автобиография

  • Min första krets , («Мой первый круг»), 1982
  • Ett år på sextiotalet, («Один год из 1960-х»), 1990

Эссе, статьи и прочее

  • Möten med bibeln, («Встреча с Библией»), 1941
  • Om kärlek 1946
  • Fågelropet ur dimman 1947 (эссе)
  • Dagbok 1954
  • Ensamheter i öst och väst 1961 (записки путешественника)
  • Opinionslägen 1968 (избранные статьи в Dagens Nyheter )
  • Tröst för min älskling 1971
  • Enhörningen 1977
  • Om konsten att läsa och skriva 1985
  • Mina egna ord 1994 (избранные статьи в Dagens Nyheter )

Литературоведческие работы

  • Jungfrun och demonerna 1938 (работа о Карлфельдте )
  • Studieplan i svensk lyrik 1950
  • Agnes von Krusenstierna, («Агнес фон Крузеншерна»), 1951
  • Stig Dagerman 1958
  • Svenska lyriker, («Шведские поэты»), 1961
  • «От Ада до Рая. Книга о Данте и его комедии», 1964, на русском 2006
  • Den pågående skapelsen 1966, о ( Нелли Закс )
  • Att finnas till 1970, o ( Джеймсе Джойсе )
  • Tretton lyriker och Fågeltruppen 1973
  • Från Aeneas till Ahlin 1978
  • August Strindberg, 1979
  • Eftertankar om Strindberg 1980
  • Färd med mörkrets hjärta 1987, о ( Джозефе Конраде )
  • Att läsa Proust 1992
  • Jag bor i en annan värld men du bor ju i samma, («Я живу в другом мире, но ведь и ты тоже»), 1994, o ( Гуннаре Экелёфе )
  • Dikten om livet på den andra sidan, 1996, об ( Эммануиле Сведенборге )

Награды и достижения

  • 1989
  • 1995
  • 1996 золотая медаль Иллис Кворум
  • Академия лена Скараборг в дала ему звание почётного гражданина Скараборга, с формулировкой «за самое острое перо 20 века».

Примечания

  1. Sveriges dödbok 1901—2009, Version 5.0, 2010, Sveriges släktforskarförbund,Solna
  2. Jfr. Alf W Johansson i DN 1994-06-16: «Med känslomässig och ideologisk öppenhet låter Lagercrantz den nya tidsandan blåsa igenom sig.»
  3. 1947—2003 , ( CD-ROM version 3.0), utgiven av 2005
  4. . Дата обращения: 23 января 2011. 5 декабря 2011 года. Rutger Lagercrantz
  5. , p. 211-228
  6. , p. 185
  7. , p. 104
  8. Svensk biografisk handbok 1985 , P. A. Norstedt & Söners Förlag, Stockholm 1984 ISBN 91-1-843222-0 ISSN 0347-3341 s. 618
  9. Svensk biografisk handbok 1999 , red. Elisabeth Gafvelin, P. A. Norstedt & Söners Förlag, Stockholm 1998 ISBN 91-1-300536-7 ISSN 0347-3341 s. 620
  10. , p. 487
  11. , p. 398
  12. , p. 23
  13. , p. 143
  14. , p. 145
  15. , p. 290, 292, 295, 315
  16. от 10 апреля 2010 на Wayback Machine Micheles Kindh «Essä Olof Lagercrantz», Blaskan, 1, 16 januari 2010
  17. , p. 314—315
  18. , p. 17
  19. , p. 321, 328f, 346-48, 374
  20. , p. 359—62
  21. , p. 350f, 389
  22. , p. 359, 361f
  23. , p. 333, 348, 457
  24. , p. 114
  25. , p. 243
  26. , p. 329
  27. , p. 122
  28. DN 1965-01-24.
  29. , p. 115
  30. , p. 443
  31. , p. 48
  32. , p. 151
  33. , p. 332
  34. , p. 329f
  35. , p. 121-122
  36. Magnus Halldin «Sven Stolpe, 1905—1996», Kulturnat.se,16 januari 2010
  37. , p. 273-75
  38. , p. 42

Печатные источники

  • (1986), Uppbrott , Stockholm: Norstedts
  • Barck, P.O. (1973), Mina oroliga år , Helsingfors: Söderström
  • Brandell, Ulf (1976), Dagbok med DN , Stockholm: Trevi
  • (2000), Minnen, bara minnen , Stockholm: Bonniers
  • (2002), Dagens Nyheters historia. Tidningen och makten 1864-2000 , Stockholm: DN, ISBN 91-7588-480-1
  • ; Samuelsson, Jan (1983), Mediavänstern – En närbild av den dolda åsiktsproduktionen i Sverige , Stockholm: Bonniers
  • Lagercrantz, Olof (1961), Ensamheter i Öst och väst , Stockholm: Wahlström & Widstrand
  • Lagercrantz, Olof (1964), Från helvetet till paradiset. En bok om Dante och hans komedi. , Stockholm: Wahlström & Widstrand
  • Lagercrantz, Olof (1980), Eftertankar om Strindberg , Stockholm: Författarförlaget
  • Lagercrantz, Olof (1982), Min första krets , Stockholm: Wahlström & Widstrand
  • Lagercrantz, Olof (1990), Ett år på sextiotalet , Stockholm: Wahlström & Widstrand
  • (1965), Ny illustrerad litteraturhistoria I Fem decennier av nittonhudratalet , Stockholm: Natur och kultur
  • (1969), De okända makthavarna , Stockholm: Wahlström & Widstan
  • Otterberg, Stina (2010), Klädd i sitt språk. Kritikern Olof Lagercrantz. , Stina Otterberg och ellerströms förlag, ISBN 978 91 7247 237 2
  • (2001), Vårt behov av Olof. En vänbok till Olof Lagercrantz 90-årsdag , Stockholm: Wahlström & Widstan, ISBN 91-46-18187-3
  • (1980), Olof Lagercrantz , Stockholm: Askild & Kärnekull
  • Storå, Siv (1990), Lyriker med förhinder. Studier i Olof Lagercrantz’ tidiga författarskap. , Åbo: Åbo Akademis förlag
  • Wizelius, Ingemar (1989), Stormarnas hus. En krönika om DN 1964-1989 Del 2 , Stockholm: DN, ISBN 91 7588 955-2

Дополнительная литература

  • En vänbok till Olof Lagercrantz 90-årsdag, Stig (2001), Vårt behov av Olof , Stockholm: Wahlström & Widstrand, ISBN 91-46-18187-3 {{ citation }} : Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  • ABF seminarium november 2005 (2005), Röster om Olof Lagercrantz , Stockholm: ABF och författarna, ISBN 91-87980-19-3 {{ citation }} : Википедия:Обслуживание CS1 (числовые имена: authors list) ( ссылка )
  • Hagman, Urban (2011), Illusionisten Olof Lagercrantz , Stockholm: Bokförlaget Mormor, ISBN 978-91-85841-38-7

Веб ссылки

  • SvD 23 juli 2002
Источник —

Same as Лагеркранц, Улоф