Interested Article - Хуль, Сигурд
- 2020-09-29
- 1
Сигурд Хуль ( норв. Sigurd Hoel , в русской транскрипции также передаётся как Сигурд Хёль ; 14 декабря 1890 , Нур-Одал — 19 октября 1960 , Осло ) — норвежский писатель , критик и журналист, мастер социально-психологического романа. Во время Второй Мировой войны — участник Норвежского движения сопротивления . В ранние годы был увлечён психоанализом и теориями Фрейда , позднее сблизился с Вильгельмом Райхом , чьи взгляды оказали значительное влияние на Хуля.
Проза Хуля во многом автобиографична, центральными вопросами его произведений стали влияние детства на взрослую жизнь и характер человека, защитные механизмы психики, заложенные под влиянием детских травм. В романах Хуля поднимаются вопросы морали и сексуальной свободы , темы предательства и вины.
Биография
Ранние годы
Родился в Нур-Одале и вырос в деревне . Его отец, Ларс Антон, был сельским учителем и пел в церковном хоре. Хотя по меркам того времени Хуль получил достаточно мягкое воспитание, его отец был строгим, авторитарным и эмоционально отчуждённым. Детство в строго патриархальной семье и суровое, часто несправедливое отношение отца повлияло на будущего писателя и стало одной из центральных тем в его произведениях: чувства вины и стыда, которые постоянно внушаются ребёнку, сделали детство Хуля несчастливым периодом его жизни, сформировавшим, однако, весь её дальнейший ход .
После окончания начальной школы Хуля отправили учиться в Осло , в школу имени Рагны Нильсен . Владевшая собственной фермой, его семья не была бедной и скорее относилась к среднему классу, однако после школы он не мог позволить себе обучение в колледже. Хотя Хуль был рад вырваться из деревни, жизнь в большом городе стала для него шоком и долгое время он чувствовал себя очень неуверенно на фоне сверстников-горожан. Некоторое время он работал страховщиком, а поступив в колледж в 1910 году, зарабатывал на обучение подработками. Постепенно он нашёл друзей и стал членом студенческого общества, с 1913 года преподавал в латинской гимназии имени Рагны Нильсен .
Во время учёбы в колледже Хуль работал редактором журнала . В 1918 году состоялся его литературный дебют — для литературного конкурса Хуль за один день написал рассказ «Идиот», который позднее был включён в сборник новелл «Путь, которым мы идём». В том же 1918 году он поступил на работу в газету как литературный и театральный критик. Одновременно в 1918—1919 годах работал секретарём в Норвежской академии наук . В 1919 году у него родился внебрачный ребёнок, которого отдали на усыновление .
В 1920 году Хуль написал комедию Den Enes Død в соавторстве со своим другом . Тогда же в свет вышла его первая самостоятельная публикация — эссе «Слово о Кнуте Гамсуне». Гамсун был литературным кумиром Хуля, который, хотя не разделял его политических взглядов и осуждал многие поступки, высоко ценил поэтический дар Гамсуна. В 1922 году вышел первый сборник рассказов Хуля, в котором явно проявилось влияние немецких экспрессионистов и отдельно Яльмара Сёдерберга .
Вскоре благодаря Хуль получил работу в издательстве , а через другого своего друга — — стал редактором журнала . Как и многие молодые люди того времени, Хуль был политическим радикалом и симпатизировал большевизму , однако уже в 1920-х годах критически характеризовал Советский Союз и его курс развития. В 1924 году из-за разногласий с Фалком Хуль ушёл из Mot Dag .
Карьера критика и писателя
В 1924 году Хуль совершил первую зарубежную поездку, посетив Берлин, Прагу и Вену . В Берлине в 1924 году он изучал социализм. В этот период был опубликован первый роман Хуля — «Семизвездье» (Syvstjernen). Остро-сатирический, он явно демонстрировал влияние немецкого экспрессионизма. В 1925 году в Париже Хуль познакомился с Ник Ваал , в 1927 году в Норвегии они поженились. В том же году была опубликована книга «Грешники на летнем солнце», которая положила начало литературной славе писателя. Позднее Ник Ваал говорила, что Хуль в этой книге «выставил напоказ всё её поколение». Действительно, главные герои — 8 молодых людей, рассуждающих о феминизме, новой морали и психоанализе, во многом списаны с молодых последователей Фрейда, Ваал и её окружения .
В 1931 году, после смерти Карла Нерупа, Хуль стал ведущим консультантом в издательстве Gyldendal. Он занимался «Желтой серией» — серией современной зарубежной прозы, которая вскоре стала знаковой для издательства и стала «окном» во всемирную литературу. «Желтая серия» была популярна не только в Норвегии, но и в соседних странах. Хуль зарекомендовал себя как беспристрастного критика, который не шёл на поводу у собственных литературных вкусов, хотя и испытывал определённый скепсис относительно модернизма и экспериментальной прозы. К каждой из 101 книги серии Хуль написал вступительную статью. Эти статьи были позднее выпущены в виде двух отдельных изданий . Вплоть до 1960 года Хуль был самым влиятельным литературным критиком Норвегии .
В 1932 году в Берлине Хуль познакомился с Вильгельмом Райхом . В том же году состоялся разрыв с Ник Ваал . Когда в 1934 году Райх переехал в Норвегию, Хуль начал учиться у него психоанализу. Они также много работали вместе, ранние идеи и теории Райха оказали на Хуля значительное влияние: например, что сформированная в детстве личность ребёнка остаётся на всю жизнь практически неизменной и все последующие события являются лишь повторением детских сценариев. Идея о «защитном барьере», который вырабатывает ребёнок под влиянием постоянно насаждаемых ему родителями чувств вины и стыда, объясняет дальнейшее поведение невротичного человека, который с помощью этой «брони» подавляет внутреннюю тревогу и свои желания. Позитивные взгляды Райха на сексуальную свободу также были крайне важны для Хуля . Хуль редактировал три номера журнала , который выпускал Райх . В частности, в этом издании вышло большое эссе Хуля, посвящённое Московским процессам . Некоторое время Хуль брал у Райха уроки психоанализа и даже пытался начать собственную практику, однако она ограничилась четырьмя клиентами .
В 1936 году Хуль официально развёлся с Ваал и в том же году вновь женился — на Аде Иван . Во втором браке родилось двое детей, но оба умерли во младенчестве. У Хуля развилась депрессия , этот период был неудачен и с точки зрения литературы . Заслуживающими внимания произведениями того времени стали роман «Сезам, Сезам» (1938) и сборник новелл «Принцесса на стеклянной горе» (1939), сатира на среду радикалов от культуры .
В годы Второй мировой войны Хуль и его жена вернулись в Одален. Он вступил в ряды Норвежского движения сопротивления и писал для нелегальной оппозиционной прессы, опубликовав не менее 50 статей. Журналисты фашистской Германии называли Хуля «злым духом» норвежской интеллигенции, его ругали по немецкому радио. Неоднократно ему грозил арест . Когда в 1943-м опасность стала слишком высока, он был вынужден бежать в Швецию . Война потрясла Хуля, многие годы потом он осмыслял темы коллаборационизма и предательства, пытаясь понять, как такое значительное количество норвежцев, в том числе и величайший из норвежских писателей — Кнут Гамсун — могло поддержать нацизм . Темы предательства и вины стали центральными в произведениях Хуля в 1950-х годах .
Непродолжительное время Хуль поддерживал новонорвежский язык — ланнсмол , однако позднее сыграл важную роль в становлении риксмола, будущего букмола . Хуль стал одним из основателей Ассоциации 1952 года и был председателем Общества Риксмола с 1956 по 1959 .
Сигурд Хуль скончался от сердечного приступа в возрасте 69 лет в Осло .
Творчество
Вышедший в 1931 году роман «Октябрьский день» принёс Хулю второй приз премии Скандинавской литературы, учреждённой издательством Gyldendal Norsk Forlag, в то время как консервативные критики прозвали книгу «канализационной литературой». В романе автор критикует типичную буржуазную семью: он рассказывает истории о нескольких супружеских парах, живущих в одном доме в Осло, каждая из которых по-своему несчастна. Большинство героев показаны как эгоцентричные невротики: по отзывам критиков, ни в одном из других произведений Хуля нет такого количества ядовито описанных, злых и истеричных женских персонажей. В значительной степени основанный на собственном кризисе брака с Ник Ваал, «Октябрьский день» демонстрирует влияние американской прозы. Книга вызвала широкий резонанс в обществе и породила оживлённую дискуссию о психоанализе, одной из первых познакомив с ним Норвегию .
Влияние идей Фрейда и Райха явно прослеживается в романе «Путь на край света» , опубликованном в 1933 году. В значительной мере детство главного героя автобиографично: Хуль отразил в романе трудности взросления в патриархальной семье, постоянный страх перед авторитарным отцом, теорию о «защитной броне», которая вырабатывается под воздействием атмосферы в доме и в дальнейшем остаётся у человека на всю жизнь .
В 1935 году, проходя через кризиса среднего возраста, Хуль выпустил роман Fjorten dager før frostnettene ( «14 дней до морозных ночей» ). Основанный на жизни самого автора, он вновь демонстрирует значительное влияние теорий Райха: главный герой, известный врач, в свой 40-й день рождения оглядывается назад и пытается дать оценку прожитым годам. Хотя внешне его жизнь кажется образцом успеха, эмоциональная её сторона оказывается катастрофой: он не способен ни любить сам, ни принимать чувства других. Воспоминания о детстве и юности показаны как причины последующих жизненных неудач, привкус предательства и горечь от собственных ошибок проходят главными темами. Герой заводит любовницу, однако в конечном итоге возвращается к жене, преследуемый чувством постоянного движения по кругу. Обманутая любовь и украденное счастье становятся главными чертами в портрете жизни, прожитой зря .
Одним из главных произведений Хуля стал выпущенный в 1947 году роман «Моя вина» , признанный многими критиками одним из лучших в норвежской литературе . Главная тема романа — предательство. Вновь опираясь на события собственной жизни и развивая тему сексуальной свободы, ранние идеи Райха, автор ставит героя на место самого себя в молодости. Когда юная возлюбленная говорит ему, что ждёт ребёнка, на лице героя отражаются все его мысли. Он думает, что они молоды и бедны, и «куда уж тут жениться», но ничего не говорит целую минуту, однако этого становится достаточно, предательство отражается на его лице, в его глазах. Хотя спустя минуту он справляется с малодушием и говорит любимой слова верности, она всё же уходит из его жизни. Много лет спустя, будучи бойцом Сопротивления , герой встречает своего сына — нациста, квислинговца и коллаборациониста, который руководит арестом отца .
Тему вины Хуль исследует в своём последнем романе «Заколдованный круг» , вышедшем в 1958 году. Через рассказ о жителях глухой норвежской деревни в середине XIX века автор исследует психологию и современного норвежца, обнаруживает корни тех пороков — злобы, недоверия, узости мышления — на которые смогла опереться тоталитарная идеология .
Избранная библиография
- «Слово к Кнуту Гамсуну» (Knut Hamsun) — эссе, 1920;
- «Путь, которым мы идём»" (Veien vi gaar) — сборник новелл, 1922;
- «Семизвездье» (Syvstjernen) — роман, 1924;
- «Грешники на летнем солнце» (Syndere i sommersol) — роман, 1927;
- «День в октябре» (En dag i oktober) — роман, 1931;
- «Сезам, Сезам» (Sesam, Sesam) — роман, 1938;
- «Встреча у пограничного столба» или «Моя вина» (Møte ved milepelen) — роман, 1947;
- «У подножья Вавилонской башни» (Ved foten av Babels tårn) — роман, 1956;
- «Заколдованный круг» (Trollringen) — исторический роман, 1958.
Примечания
- ↑ Rottem, Øystein (2020-02-25), , Norsk biografisk leksikon (норв.) , из оригинала 17 декабря 2021 , Дата обращения: 17 декабря 2021
- ↑ . Norge.ru. Дата обращения: 4 апреля 2023. 7 апреля 2023 года.
- , с. 90.
- , с. 46.
- , с. 114.
- ↑ , с. xv.
- . Дата обращения: 30 ноября 2007. 20 декабря 2007 года.
- 13 октября 2006 года. (German)
- Gatland, Jan Olav. Ord og orgasme. Ein biografi om Ola Raknes : [] . — Oslo, Norway : , 2010. — P. 125. — ISBN 978-82-521-7561-5 .
- , с. 97—99.
- ↑ , с. 11—12.
- , с. 46, 283.
- , с. 46, 75.
- .
- , с. 256.
- .
- , с. 257.
Литература
- Noss, Harald S. . — University of Nebraska, 1993. — P. 256. — ISBN 0-8032-3317-5 .
- Веллер, М. И. . — 2012. — ISBN 978-5-271-41360-5 .
- Houe, P. / P. Houe, S. H. Rossel. — 1998. — P. 90.
- Lyngstad, S. . — Greenwood Press, 1984.
- Sjåvik, J. . — Lanham, Maryland : The Scarecrow Press, 2006. — P. 44-283. — ISBN 978-0-8108-5563-2 .
- . — Washington, 1961. — P. 12.
- Тыминская, И. Н. // Мировая литература на перекрестье культур и цивилизаций. — 2012. — № 6—2 .
- O'Leary, Margaret Hayford. . — Greenwood, 2010. — P. 114. — ISBN 978-0-313-362 .
- 2020-09-29
- 1