Известен пессимистическими воззрениями на человеческое существование, и его философия в целом характеризуется как
пессимистическая
, сходная с философией
Артура Шопенгауэра
, которая оказала на него влияние. Его мысли об ошибочности человеческого существования были представлены в сокращенном виде в эссе «
Последний Мессия
» (
норв.
Den sidste Messias;
1933
) и в главном его произведении — трактате «О трагическом» (
норв.
Om det tragiske;
1941
).
Содержание
Философия
Точка зрения Цапффе состоит в том, что люди рождаются с чрезмерно развитыми навыками (понимание, самопознание), которые не вписываются в замысел природы. Человеческое стремление к обоснованию жизни и смерти не может быть удовлетворено, следовательно, у человечества есть потребность, которую природа не может удовлетворить. Трагедия этой теории состоит в том, что люди все время пытаются не быть людьми. Следовательно, человек — это парадокс.
В «Последнем Мессии» Цапффе описал четыре основных защитных механизма, которые человечество использует, чтобы избежать парадокса
:
Изоляция — «полностью произвольное исключение из сознания всех беспокоящих и деструктивных мыслей и чувств».
Якорение — «фиксация на точках внутри». Механизм привязки дает людям ценность или идеал, на котором они постоянно сосредоточивают свое внимание. Цапффе также применил принцип привязки к обществу и заявил, что «Бог, Церковь, Государство, мораль, судьба, законы жизни, люди, будущее» — примеры коллективных первичных небосводов.
Отвлечение — «ограничение внимания критическими рамками, постоянное увлечение его впечатлениями». Отвлечение сосредоточивает всю энергию на задаче или идее, чтобы не дать разуму сосредоточиться на самом себе.
Сублимация — перефокусировка энергии от отрицательных выходов к положительным. Индивидуумы дистанциирутся и смотрят на свое существование с эстетической точки зрения (например, писатели, поэты, художники). Сам Цапффе указывал, что созданные им работы были продуктом сублимации.
Избранные произведения
Om det tragiske
(«О трагическом»), Осло, 1941 and 1983.
Den fortapte sønn. En dramatisk gjenfortælling
(«Блудный сын: драматичный пересказ»), Осло, 1951.
Indføring i litterær dramaturgi
(«Введение в драматургию»), Осло, 1961.
Den logiske sandkasse. Elementær logikk for universitet og selvstudium
(«Логическая песочница: элементарная логика для студентов и самостоятельного изучения»), Осло, 1965.
Lyksalig pinsefest. Fire samtaler med Jørgen
(«Троицын день: четыре разговора с Йоргеном»), Осло, 1972.
Hos doktor Wangel. En alvorlig spøk i fem akter
(«С доктором Вангелем: в шутку о серьёзном в пяти актах»), Иб Хенриксен (псевдоним), Осло, 1974, (пьеса).