Тищенко, Вадим Николаевич (футболист)
- 1 year ago
- 0
- 0
Вади́м Никола́евич Людвико́вский ( 23 апреля 1925 , Курск — 10 декабря 1995 , Москва ) — советский джазовый дирижёр, композитор, аранжировщик. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).
Людвиковский приобрёл международную известность как один из наиболее прогрессивных бэндлидеров Советского Союза , популяризатор свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР.
Рос в семье музыканта-дирижёра, руководителя военного ансамбля. Играл с 4-х лет, в 5 лет начал сочинять музыку. В 8-летнем возрасте играл на рояле, кларнете , гобое . В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949 — 1953 годах , Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. Пушкова .
С 1943 года — на фронтах Великой Отечественной войны, выступал с ансамблем Минского военного округа , делал для него свои первые аранжировки. Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров свинга в СССР Эдди Рознер . Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.
После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году Людвиковский был приглашён в Государственный эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова , где работал в 1948 — 1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижёра и пианиста. Он инструментовал программы-обозрения «От всего сердца» ( 1949 ), «И в шутку, и всерьез» ( 1953 ), «Серебряная свадьба» ( 1954 ), «Только для друзей» ( 1956 ), «Песня — наш спутник» ( 1958 ). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского варьете ( 1955 , гостиница «Советская») и исполнение Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шоу .
В середине 1950-х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай , Арно Бабаджанян , Игорь Якушенко , Андрей Петров . В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинговые и симфоджазовые идиомы. Легендарными стали концерты и записи, во время которых Людвиковский-дирижёр аккомпанировал Гарри Гольди — первому исполнителю джазовых стандартов в СССР на языке оригинала, Николаю Щукину («Вернись»), Ружене Сикоре («Здравствуй, весна»), Капиталине Лазаренко («Песня Наташи»), Нине Дорде («Майское утро»), Людмиле Гурченко («Пойми»), Владимиру Трошину («Почему, отчего»), Александре Коваленко и др. Большую популярность получила также аранжировка пьесы Джо Бишопа «Голубой прелюд», сделанная Людвиковским для новых программ московского оркестра Эдди Рознера. Людвиковский проявил себя как первоклассный дирижёр и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу лёгкую эстрадную музыку.
В 1966 — 1973 годах Людвиковский — художественный руководитель и дирижёр Концертного эстрадного ансамбля Гостелерадио , ставшего одним из наиболее выдающихся явлений биг-бэндовой сцены в СССР конца 1960-х годов. Костяк оркестра составили молодые музыканты, большая часть которых впервые заявила о себе в 1950-х годах в джаз-оркестрах Ю. Саульского , И. Вайнштейна , РЭО, успела поработать с Олегом Леонидовичем Лундстремом и Эдди Рознером. Среди них были блестящие джазовые солисты: саксофонисты и аранжировщики Георгий Гаранян , Геннадий Гольштейн , Алексей Зубов , , трубачи Константин Носов , Герман Лукьянов , Владимир Чижик, тромбонист Константин Бахолдин, пианист Борис Фрумкин , ударник Александр Гореткин, басист Адольф Сатановский, а также другие первоклассные сайдмены — Леонтий Черняк (бас-тромбон), Георгий Албегов (саксофон), Виктор Мотов (тромбон). Многие пробовали свои силы в области композиции. Оркестр обращал на себя внимание высочайшей исполнительской культурой, глубоким знанием джазового языка, был творческой лабораторией, записал на пластинки произведения многих мастеров советской джазовой и эстрадной музыки (включая авторские сочинения самих участников коллектива, в том числе и Людвиковского), гастролировал по стране и за рубежом, выступал на джазовых фестивалях в Москве ( 1966 , 1967 ), Праге (1967), Варшаве ( 1968 ), участвовал в озвучивании фильма « Джентльмены удачи » и цикла телепередач « Кабачок „13 стульев“ », музыка в исполнении оркестра использовалась в саундтреках первых выпусков мультфильма « Ну, погоди! », а также в звуковом оформлении сатирической грампластинки «Весёлые гости».
В 1972 году Людвиковский дирижировал в Праге джаз-оркестром Чехословацкого радио и записал пластинку инструментальной музыки отечественных авторов.
В начале 1970-х годов для больших джазовых (эстрадных) оркестров в Советском Союзе вновь настали сложные времена. Ряд известных коллективов был под разными предлогами расформирован или перепрофилирован. В январе 1973 года биг-бэнд в Москве, которым руководил дирижёр, был распущен приказом руководства Гостелерадио, сам Людвиковский уволен. Теодор Ефимов вспоминал об этом:
Лапин приложил руку <…> к расформированию оркестра Людвиковского. Это такой был джаз! Поводом послужило, что Людвиковский справлял малую нужду на улице и милиция его арестовала. Мало того, что расформировал, так ещё и приказал все записи размагнитить. Записи этого оркестра остались только у тех композиторов, которые писали для этого оркестра .
Тогда же Эдди Рознер покинул Советский Союз (вернулся в Германию). Из остатков оркестра Людвиковского был впоследствии собран ансамбль « Мелодия » (руководители в разное время — В. Чижик , Г. Гаранян , Б. Фрумкин ) при одноимённой фирме звукозаписи. Некоторые музыканты ушли в оркестр Всесозного радио к Юрию Силантьеву .
Сам же Людвиковский после роспуска своего оркестра фактически оказался не у дел и был вынужден заняться исключительно композиторской деятельностью. В декабре 1995 года его нашли замёрзшим на одной из московских улиц. Кремирован, прах (по завещанию Людвиковского) развеян над Москвой.
Авторству Людвиковского принадлежат сочинения, которые исполнялись и записывались на пластинки отечественными и зарубежными оркестрами и исполнителями. Писал также песни, музыку для театра и кино.
Инструментальные пьесы:
Песни: