Квинт Курций Руф (консул-суффект 43 года)
- 1 year ago
- 0
- 0
Марк Курций ( лат. Marcus Curtius ) — легендарный персонаж героической истории Рима периода республики . В книге Тита Ливия « История от основания города » ( Ab urbe condita ) рассказывается, что однажды на Римском Форуме «то ли от земного трясения, то ли от какой иной силы земля, говорят, расселась почти посередине форума и огромной толщиною провалилась на неведомую глубину». Римляне пытались засыпать провал, но ничего не получалось. И тогда они поняли, что «по вещанию прорицателей, надо было обречь в жертву сему месту, чтобы римское государство стояло вечно», самое ценное, что есть у римского народа. «Тогда-то, гласит предание, Марк Курций, юный и славный воин, с укоризною спросил растерянных граждан, есть ли у римлян что-нибудь сильнее, чем оружие и доблесть». Затем, «при воцарившемся молчании, обратив взор к Капитолию и храмам бессмертных богов… верхом на коне, убранном со всею пышностью, в полном вооружении бросился в провал». После этого земля сомкнулась, а на месте провала образовалось озеро, которое получило название « Озеро Курция » (Lacus Curtius) .
Предположительно, землетрясение могло произойти в 362 г. до н. э. Ныне в центре Римского Форума, восточнее Колонны Фоки , видно углубление, вымощенное камнем, напоминающее об этом событии .
В Палаццо консерваторов Капитолийских музеев в Риме хранится мраморный рельеф I в. до н. э. с изображением подвига Марка Курция. В Средневековье эта прекрасная история служила темой бильдербогенов (нравоучительных картинок, обычно в гравюре на дереве). Героический сюжет привлекал внимание художников эпохи Возрождения и барокко . Известна картина Паоло Веронезе (ок. 1552), находящаяся в венском Музее истории искусств . Итальянские художники для большего эффекта изображали под копытами коня языки пламени. Подобные изображения встречаются на расписных блюдах итальянской майолики , а также на прославленных лиможских расписных эмалях .
Итальянский скульптор Пьетро Бернини , отец более известного скульптора Джованни Лоренцо Бернини , создал оригинальную композицию, использовав античный горельеф (I—II в. н. э.) с изображением коня и добавил фигуру всадника (1615; Галерея Боргезе в Риме).
Самое известное произведение на эту тему связано с именами двух выдающихся скульпторов: Джованни Лоренцо Бернини и Франсуа Жирардона . Гений итальянского барокко во время своего визита в Париж в апреле 1665 года создал мраморный бюст Людовика XIV. По возвращении в Рим, Бернини изваял монументальную конную статую короля Людовика в образе Александра Македонского. Когда же её в 1685 году доставили в Париж (после смерти автора), французский король нашёл её отвратительной и хотел уничтожить. Тогда Ф. Жирардон переделал её в изображение Марка Курция . Скульптура имела успех. Оригинал хранится в Лувре. Реплики этого произведения в бронзе установили: одну в парадном дворе ( курдонёре ) Версаля, другую во Дворе Наполеона у входа в Музей Лувра .