Урсицин Равеннский
- 1 year ago
- 0
- 0
Андреа Агнелл Равеннский ( лат. Andreas Agnellus Ravennatis , итал. Andrea Agnello ) (около 800 или 805 — после 846 , возможно, около 850 ) — христианский писатель, церковный историк, автор хроники «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis», посвящённой истории Равеннской епархии . Будучи после рождения крещён как Агнелло, он уже в зрелом возрасте добавил себе имя Андреа в честь своего деда.
Его не следует путать с другим Агнеллом — епископом Равенны (557—570), единственным источником о котором является вышеназванная хроника «Liber pontificalis ecclesiae Ravennatis».
Родился в Равенне в знатной семье, как это можно заключить из указаний его младших современников, и был праправнуком грамматика Иоанникия ( итал. Gioannicio ), нотария византийского экзарха Феодора II и участника заговора против императора Юстиниана II Ринотмета (695) . Получил начальное образование в школе при базилике Святого Урса . Точная дата рождения его до сих пор на установлена, называют и конец VIII, и начало IX века, поскольку в разделе своей хроники, посвящённом архиепископу Аурельяно (VI в.), он сам пишет, что между 827 и 832 годами ему было тридцать два года и десять месяцев.
При архиепископе Мартино (810—817) он получил инвеституру при церкви Св. Марии Влахернской, а от своего дяди по отцу диакона Серджио унаследовал пребенду при монастыре Св. Варфоломея. Между 817 и 835 годами был рукоположён в священники.
В 837—838 годах, возможно, сопровождал в поездке в Павию архиепископа Джорджо, который был крестным отцом Ротруды, дочери Лотаря I . Из некоторых упоминаний в его трудах видно, что он был ещё жив во время битвы при Фонтене (841), в которой Лотарь потерпел поражение от Карла Лысого и Людовика Немецкого .
Дата его смерти устанавливается по отношению к последней зафиксированной в его хронике дате 846 — году смерти епископа Джорджо (Георгия) Равеннского. Несмотря на позднейшие упоминания Агнелла как аббата , никаких документальных свидетельств его монастырского служения нет. Возможно, он имел сан пресвитера .
Хроника Агнелла (сам автор называет её «чтениями» или «проповедями») составлена между 830 и 846 годами по образцу сочинений Liber Pontificalis , посвящённых истории римских пап, и представляет собой ранний пример жанра Gesta Episcoporum . Она открывается жизнеописанием святого Аполлинария (небесного покровителя Равенны) и заканчивается деяниями 48-го по счёту архиепископа Джорджо, современника летописца. Биографии предстоятелей Валерио (788—802) и Петроначе (817—835), по неизвестным причинам, отсутствуют.
Несмотря на то, что труд Агнелла хронологически и фактологически не очень надёжен, местами страдает недостоверностью и написан «варварской» латынью , он тем не менее остаётся уникальным источником по ранней истории христианской Равенны, так как содержит топографические описания города, в том числе и особенно касающиеся её древнейших культовых построек, ценные заметки о местных обычаях и особенностях религиозных обрядов.
Как это видно из текста хроники, основными целями Агнелл ставил себе обосновать историческую независимость Равеннской епархии от папской власти, вплоть до её автокефалии , и доказать законность церковных привилегий , которыми обладали местные архиепископы . В то же время он последовательно отстаивает идею автономии священников и дьяконов от власти последних, особенно в вопросах распоряжения церковным имуществом, порою критикуя злоупотребления архиепископа Джорджо.
Хорошее знакомство не только с источниками, но и с историей родного края позволяют Агнеллу удачно вплести в канву церковных событий Равенны различные факты не только сакральной, но и местной светской культуры. Наряду с описанием церковных праздников и кровавых конфликтов, он излагает некоторые местные легенды и анекдоты, например о том, как святые иконы заменяли жителям Равенны письменные гарантии, фиксирует надписи на памятниках и строениях, вроде золотой мозаичной надписи гекзаметром в общественных банях, возведённых епископом Виктором, или стихов над «четырьмя реками рая» в Сан-Заккария .
Единственная известная рукопись хроники, датированная 1369 годом в инвентарной описи библиотеки равеннских архиепископов, была утрачена ещё во второй половине XVI века . Сохранилось лишь две поздние копии: одна, полная (Estense, X), находится в Библиотеке герцогов Эсте в Модене и датирована 1413 годом, другая, дошедшая во фрагментах (Vat. Lat. 5834), содержит всего 22 биографии из 48, хранится в Ватиканской апостольской библиотеке , и была составлена в середине XVI столетия, предположительно епископом Лавелло ( Апулия ) Джампьетро Ферретти .
Впервые хроника Агнелла была выпущена в 1708 году в двух томах в Модене учёным монахом- бенедиктинцем Бенуа Баккини , а в 1723 году переиздана с новыми комментариями и дополнениями в Милане историком церкви Л. А. Муратори . В 1878 году в Ганновере опубликовано было академическое издание, подготовленное для Monumenta Germaniae Historica филологом и палеографом , впервые разделившим текст на главы. В 1924 году А. Тести Распони подготовил новую публикацию, снабдив её, однако, комментариями только до главы 104-й. Новейший комментированный английский перевод подготовлен в 2004 году американским медиевистом профессором истории Университета Индианы в Блумингтоне Деборой М. Дилияннис.