Interested Article - Воронина-Иванова, Александра Ивановна
- 2021-11-19
- 1
Алекса́ндра Ива́новна Воро́нина-Ивано́ва (1806—1850) — русская артистка балета , солистка московской труппы Императорских театров в 1822—1843 годах, фаворитка князя Николая Юсупова .
Биография
Александра Воронина-Иванова — представительница московской школы. Ребёнком она была принята в Московское театральное училище , которое окончила в 1822 году . Ещё до выпуска из училища, будучи ученицей, дебютировала на сцене в сольной партии балета « » . По окончании обучения поступила в московскую труппу Императорских театров , где оставалась до конца творческой биографии. Танцевала на разных сценах, в том числе в театре на Моховой Пашковского особняка , где после пожара 1812 года , разрушившего Арбатский театр , работала московская труппа. С открытием Большого театра в 1825 году стала одной из первых артисток этой сцены.
Танцевала в постановках Адама Глушковского и петербургских балетах Шарля Дидло , повторявшихся на московской сцене. Вместе с другими московскими артистами выезжала на гастрольные поездки в Санкт-Петербург (в то время обе труппы — московская и петербургская — работали под единым руководством императорской канцелярии и постоянно обменивались как постановками, так и исполнительским составом ). Её творчеству посвящали свои критические статьи Виссарион Белинский и Сергей Аксаков .
Была «технически сильной, темпераментной танцовщицей, владевшей мимическим мастерством» . Историк балета Юрий Бахрушин писал о ней как о балерине, «известной темпераментностью и особым блеском исполнения танцев, что впоследствии было отмечено В. Г. Белинским. Обладая большой выносливостью и прекрасной техникой, она занимала первое положение в труппе» .
Согласно воспоминаниям Ильи Арсеньева , артистка была до самой князя кончины на содержании у Николая Юсупова , «который в бенефис её награждал редкими бриллиантами» . За свою карьеру она имела несколько бенефисных представлений в спектаклях Большого театра . По традиции, бенефициант сам выбирал репертуар для вечера в свою пользу — так, 3 ноября 1839 года в бенефис Ворониной-Ивановой состоялась московская премьера водевиля и Ж.-Ф. Байяра « Лев Гурыч Синичкин, или Провинциальная дебютантка » в переделке для русской сцены Д. Т. Ленского , включившего в пьесу намёки на современную ситуацию в русских труппах (годом ранее, в 1838 году, водевиль был поставлен в Санкт-Петербурге, однако успеха не имел).
Оставила сцену в 1843 году .
Скончалась Александра Ивановна 25 января ( 6 февраля ) 1850 года . Похоронена на Ваганьковском кладбище (33 уч.) .
Репертуар
- 1819 — Креуза , « Ясон и Медея », балетмейстер Адам Глушковский , перенос постановки Шарля Ле Пика ( Театр на Моховой )
- 1825 — «Пагубные следствия пылких страстей Дон Жуана, или Привидение убитого им Командора» — главная партия
- « Зефир и Флора », балетмейстер Шарль Дидло
- « Рауль де Креки, или Возвращение из крестовых походов », балетмейстер Шарль Дидло
- « Кавказский пленник, или Тень невесты », балетмейстер Адам Глушковский
- 4 октября 1835 , в собственный бенефис — «Карл и Лизбета», балетмейстер Адам Глушковский по хореографии Дидло
- Кроме балетных партий, исполняла танцевальные дивертисменты в операх и операх-водевилях на сцене Большого театра.
Примечания
- ↑ [www.pro-ballet.ru/html/v/voronina-ivanova.html Источник: Русский балет. Энциклопедия. БРЭ, «Согласие», 1997]
- ↑ [Ю. А. Бахрушин. История русского балета. М., Сов. Россия, 1965, 249 с.] // Глава: Появление романтических сюжетов в балете и возникновение русской национальной школы классического танца
- И. А. Арсеньев. Слово живое о неживых (Из моих воспоминаний) // Исторический вестник. 1887. Т. 27.
- Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 7. Гермафродит Григорьев. М.: Большая Российская энциклопедия, 2007. 767 с.: ил.: карт. (стр. 263)
- 2021-11-19
- 1