Сведения о некоторых сербулях, сербских типографиях и печатниках
в
1493
г. в
Цетинье
основал типографию
зетский
воевода
, управлял ею иеромонах Макарий «из Черногории»; в
1494
г. там издана первая половина «
Октоиха
» (так называемый «Октоих первогласник»), в
1495
г. начала печататься вторая половина («Октоих пятигласник»), но, вероятно, это издание не было окончено из-за турецкой агрессии: известны лишь фрагменты первых шести тетрадей книги; в
1495 году
напечатана «
Псалтирь
с восследованием»; около
1496 года
— «
Требник
» («Молитвенник»); затем типография прекратила своё существование, а Макарий отправился в
Румынию
(вероятно, в
Тырговиште
); есть мнение о том, что в этой же типографии было отпечатано «
Тырговиштское четвероевангелие
».
Божидар из
Горажде
основал сербскую типографию в
Венеции
, в которой работали его сыновья —
милешевские
монахи Джурадж и Теодор Любавичи; в
1519
г. ими издан «
Служебник
», затем типография была перенесена в Горажде (
Герцеговина
), «при храме св. вмч. Георгия, что на реке
Дрине
», где были изданы «Псалтирь» (
1521
), а затем «Требник»; в
1523
г. Дмитрий Любавич, внук Божидара, перенес типографию в румынское Тырговиште;
в Венеции в
1520
—
1597
гг. работала типография, основанная Божидаром Вуковичем из
Подгорицы
; при его жизни вышло 9 книг, а печатниками были монах Пахомий «из
Черногории
», иеромонах Моисей «из Сербской земли», иноки Теодосий и Геннадий из монастыря
св. Саввы
в
Милешеве
, иеродиакон Моисей из
Дечан
; в частности, там изданы «Псалтирь» (
1520
), «Литургиарь» (
1520
), «Сборник-молитвенник» (
1521
; содержал азбуку и считается первой книгой, изданной «для народа»), второе издание «Сборника-молитвенника» (
1536
), «Соборник» или «
Минея праздничная
» (
1536
—
1538
), «Октоих пятигласник» (
1537
), «Требник» (
1538
—
1540
; перепечатка с изменениями издания
1496
г.); после смерти Божидара типографию унаследовал его сын Виценцо, который сам повторил некоторые издания отца («Псалтирь с восследованием»
1546
, «Сборник»
1546
, «Служебник»
1554
, «Сборник»
1560
, «Псалтирь с восследованием»
1561
), а потом её арендовал Яков «с Каменной реки у
Кюстендила
» и напечатал в
1566 году
«Сборник»; в этой типографии в
1568
г. напечатал одну книгу Стефан Маринович (по другим данным — Стефан Маринкович, в
1561 году
, а книга была «
Триодь постная
») (а ещё одну книгу он же напечатал в
1563
г. в другой типографии, в
Скадаре
, с упоминанием в послесловии «маэстро» Камило Занети); затем этой типографией владел венецианский печатник Джованни Антонио Рампацето (или Рампацета), при котором трудами иеромонаха Саввы из Дечан вышли «Сборник» и в
1597
г. два издания первого сербского славянского
букваря
;
в
1569
—
1638
гг. в Венеции работала ещё одна сербская типография; её основал Иеролим (Иероним) Загурович из
Котора
, а управлял Яков Трайков (или Крайков) «из
Софии
»; там в
1569
—
1570
изданы «Требник» («Молитвенник») и «Псалтирь с восследованием», затем «Служебник» (перепечатка с издания
1554
г.) и «Октоих пятигласник» (перепечатка с издания
1537
г.); последним владельцем этой типографии был Бартоло Гинами (Варфоломей Джинами), повторивший в
1638
г. издание «Псалтири с восследованием» — где впервые в православном кириллическом книгоиздании применил
титульный лист
(правда, на нём было лишь название «Псалтирь Дав(и)д(о)вь» без каких-либо украшений) и нумерацию страниц
арабскими цифрами
;
в
1537
г. иеромонах Феодосий издал деревянными буквами известное «Руянское
Евангелие
»;
в
1539
г. «Октоих пятигласник» издан при митрополите Новобродском Никаноре в монастыре
Грачанице
; печатником был «Христу раб Димитрий» из семьи упомянутых выше Любавичей из Горажде;
в
1544
г. в монастыре
Милешево
иеромонах Мардарий и Теодор напечатали «Псалтирь» литерами, приобретенными в Венеции
, а в
1545
диакон Дамиан и Милан напечатали «Требник»; позже, в
1557
г., «Псалтирь» напечатана литерами производства самого монастыря;
в
1562
г. иеромонах Мардарий напечатал «Евангелие» в Мркшиной церкви у Косерича
, а в
1566
г. — «
Триодь цветную
»;
ранее, в
1552
г., Мардарий напечатал «Евангелие» в
Белграде
, в типографии, основанной князем Радишей Дмитровичем (после смерти которого ею управлял Траян Гундулич из
Дубровника
).
Итак, последняя сербуля была издана в
1638 году
, и на этом православное сербское книгоиздание прервалось почти на целый век. Книги некоторое время продолжали переписываться от руки, но постепенно сербская ветвь церковнославянского языка заглохла, вытесненная более доступными книгами русского извода московских и киевских изданий. Возобновившееся в
XVIII веке
сербское книгопечатание в светских книгах перешло на приближенный к разговорному
славяносербский язык
(который, в свою очередь, в
XIX веке
уступил место языку собственно
сербскому
), а церковные книги с тех пор и поныне печатаются практически в том же виде, как и российские.
Литература
Петар Ђорђић.
Историја српске Ћирилице. — Београд: Завод за издавање уџбеника СР Србије, 1971.
Загорка Јанц.
Насловна страна српске штампане књиге. — Београд: Музеј примењене уметности, 1965.\
Е. Л. Немировский.
История славянского книгопечатания XV — начала XVII века. Книга 2: Начало книгопечатания у южных славян. Часть 2: Издания первой черногорской типографии. — М.: «Наука», 2005. —
ISBN 5-02-033223-2
.