Interested Article - Складчина
- 2020-04-23
- 1
Скла́дчина ( ссы́пчина, ссы́пщина, ссы́пка, ски́дка, скла́дка, сбор, ми́рщина, мо́льба , братчина ) — внесение денег или продуктов несколькими участниками для совместного пользования, на общее дело .
Так же называют вечер , пиршество , устраиваемые на собранные таким образом деньги, продукты .
История
Наиболее популярной такая форма вечеринок была у крестьян в дореволюционной России . Украинские девушки собирались на складчины четыре раза в году: на третий день Рождества , на Пасху , в канун рождественского и Великого поста . Великорусские девушки как правило устраивали складчины на Троицко - Семицкие праздники, Осенние Кузьминки , Святки и Масленицу , кое-где на Аграфену Купальницу . Женщины — на Бабьи каши и день Жён-мироносиц . Также в складчину устраивались общесельские и артельные братчины .
У русских для покупки общинной жертвы, как правило, составляли складчину зерном, крупой, мукой. Эти продукты продавались и на вырученные деньги покупался жертвенный баран или бычок для братчины. На Русском Севере со складчины зерном начинается приготовление жертвенного напитка (пива, браги) для приуроченных к различным датам христианского календаря общинных братчин, бражных пирований, пивных праздников, канунов в честь патрона приходской церкви. У рыбаков было принято св. Петру, который считался их покровителем, в складчину покупать большую восковую свечу и ставить её перед образом святого.
В южнорусских губерниях в ночь на Петров день молодёжь устраивала в складчину трапезу, после которой на восходе наблюдала, как , переливаясь разными цветами. В украинских Карпатах на Петров день пастухи на выгоне за селом усаживались за земляной стол — петрік , где угощались сырниками, хлебом и купленной в складчину горилкой (водкой).
На Русском Севере молодёжные застолья помогала сплочению группы и давала возможность выявить ролевые статусы. Они предполагали предварительный сбор продуктов во время совместного обхода домов. Под Новый год в Васильев вечер девицы группами обходили сельские дома, распевая васильевские колядки , за что хозяева одаривали их съестным. После обхода домов с благопожеланиями, полученные продукты сносились в одну избу, с хозяином которой заранее договаривались за продукты или отработку. В ней девчата готовили для себя и парней закуску. Если насобирают солода, то могли и пиво сварить. Когда все соберутся, начиналось угощение, а затем игры, пляски, песни. В других случаях пирушку устраивали из продуктов, принесённых парнями. Такие молодёжные собрания с застольями были приурочены к «переходным» периодам: Новый год , Масленица , Троицкая неделя , Петров день , Кузьминки . Обрядовое застолье устраивалось и во время проводов рекрутов. Ещё одним поводом для мужской пирушки была победа, одержанная над парнями соседней деревни .
В складчину нередко собирались и в послевоенное время. Объяснялось это тем, что после Великой Отечественной войны большинство женщин работало . И подготовка к приёму большого числа гостей для одного человека была затруднительной. Поэтому эти заботы и делились между участниками поровну.
В настоящее время эта форма осталась в современной России преимущественно при организации загородных пикников . [ источник не указан 3173 дня ] От шведского стола складчина отличается тем, что все блюда готовятся и приносятся самими участниками, а не хозяевами ресторана или кафе.
В Германии это — традиционная форма проведения вечеров в . [ источник не указан 3173 дня ]
В более широком смысле слова это некое приобретение или предприятие, осуществленное сообща несколькими компаньонами. [ источник не указан 3173 дня ]
В настоящее время в Рунете популярны складчины на цифровые товары, в ходе которых участники ведут совместный сбор средств на покупку копии товара с целью дальнейшего распространения между участниками, уплатившими взносы. Сумма взноса определяется как соотношение стоимости товара и количества лиц, принимающих участие в складчине. Для организации складчин создаются специальные форумы, в котором весь процесс максимально автоматизирован. Многие авторы информационных продуктов рассматривают деятельность данных форумов как неправомерную . При этом организации подобных сообществ отрицают все обвинения в области нарушения авторских прав.
См. также
Примечания
- .
- , с. 241.
- .
- .
- , с. 394.
- , с. 106–109.
- Беловинский Л. В. от 5 сентября 2017 на Wayback Machine — М. : Новое литературное обозрение, 2015 — 776 с. — ISBN 978-5-4448-0378-3
Литература
- Праздник престольный, сельский / О. В. Белова // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 2009. — Т. 4: П (Переправа через воду) — С (Сито). — С. 240–241. — ISBN 5-7133-0703-4 , 978-5-7133-1312-8.
- // Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / авт.-сост. В. И. Даль . — 2-е изд. — СПб. : Типография М. О. Вольфа , 1882. — Т. 4.
- Ефремова Т. Ф. Складчина // Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М. : Дрофа, Русский язык, 2000. — ISBN 5-200-02801-9 .
- Ожегов С. И. Складчина // Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., дополненное / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова . — М. : Азбуковник, 1998. — ISBN 5-89285-003-X .
- Водка / Н. И. Толстой // Славянские древности : Этнолингвистический словарь : в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого ; Институт славяноведения РАН . — М. : Межд. отношения , 1995. — Т. 1: А (Август) — Г (Гусь). — С. 392—394. — ISBN 5-7133-0704-2 .
- Байков В. Д. Ленинградские хроники: от послевоенных пятидесятых до "лихих девяностых" — М. Литео, 2017. — 486 с., илл. — ISBN 978-5-00071-516-1
- Морозов И. А. , Слепцова И. С. . — М. : Индрик , 2004. — 920 с. — ( Традиционная духовная культура славян . Современные исследования). — ISBN 5-85759-295-X .
- 2020-04-23
- 1