Interested Article - Германова, Мария Николаевна

Мария Николаевна Германова (наст. фам. Бычкова — Красовская-Калитинская ; 1883 1940 ) — русская актриса.

Биография

Происходила из купеческой старообрядческой семьи. Была одноклассницей актрис О. В. Гзовской и Е. Н. Рощиной-Инсаровой по Первой московской Мариинской гимназии. По окончании школы Московского художественного театра принята в его труппу (1902—1919). Была занята в драматических и героических ролях.

С 1919 года в эмиграции; играла в театрах Праги , Парижа и др.

Была замужем за А. П. Калитинским , директором Археологического института им. Н. П. Кондакова в Праге, имела сына. Около 1930 г. развелась с ним .

Роли в Художественном театре

После 1917 года

С 1919 года жила в Киеве , потом в Ростове-на-Дону. В составе «качаловской группы» до 1922 года гастролировала за рубежом. Играла роли своего московского репертуара (Грушенька, Екатерина Ивановна, Ольга, Мамаева) и Елену Андреевну в « Дяде Ване » А. П. Чехова.

С 1922 года, приняв решение не возвращаться в Россию, возглавляла с Н. О. Массалитиновым Пражскую группу МХТ. Была режиссёром; играла Раневскую (« Вишневый сад » А. П. Чехова), Королеву («Король темного покоя» Р. Тагора ), Эллиду (« » Х. Ибсена), Катерину (« Гроза » А. Н. Островского), Медею («Медея» Еврипида ), леди Макбет (« Макбет » У. Шекспира).

В 1926 выступила в роли Медеи в Театре Ателье (Париж).

С 1927 года, после распада Пражской группы, играла в парижских труппах Ж. и Л. Питоевых и Г. Бати (Ольгу в «Трёх сестрах», Королеву в « Гамлете », мать Раскольникова в «Преступлении и наказании» по Ф. М. Достоевскому и др.).

В 1928 году поставила пьесу А. Н. Островского « Бедность не порок » в лондонском Garrick Theatre (затем в the Pavilion Theatre и в the Kingsway) вместе с Пражской группой (?) на русском языке.

В 1929—1930 годах преподавала в Лабораторном театре ( Нью-Йорк ). Поставила в этом театре «Три сестры».

В 2002 году архив Германовой был передан её подругой и переводчицей Эвери Плащик в Музей МХАТ .

Оценки современников

Была она очень красива, изящна, аристократична, но книперовского обаяния, чеховского второго плана, глубины подтекста не было и в помине. Все-таки она не была актрисой чеховского репертуара. Да, мне кажется, не очень и стремилась к нему.

Шверубович В. В. . — М. : Искусство, 1976. — 431 с.

Фильмография

Литература

  • М. Н. Германова. Прага, 1928.
  • Германова М. Из ларца // Московский наблюдатель. 1992. № 3.
  • Германова М. Мой ларец // Экран и сцена. 1993. 7 октября.
  • «Невозвращенка». Письма М. Н. Германовой / Публ., вст. текст и коммент. В. А. Максимовой // Мнемозина. Документы и факты из истории отечественного театра XX века. Вып. 2 / Ред.-сост. В. В. Иванов. М.: «УРСС», 2000. С. 143—188.
  • Германова М. Мой ларец // Диаспора. I. Новые материалы. Париж—СПб, 2001.
  • М. Г. Литаврина. Ларцы Марии (М. Н. Германова в Праге) // Т. Г. Масарик и «Русская акция» Чехословацкого правительства. М.: Русский путь, 2005.
  • Мария Германова. Мой ларец с драгоценностями. Составление, вступительная статья, подготовка текстов, примечания И. Л. Корчевниковой. М: Русский путь, 2012.

Примечания

  1. Дата обращения: 26 февраля 2010. 12 января 2014 года.
  2. . 3 августа 2012 года. // Культура. 18—24 июля 2002 г.

Ссылки

Источник —

Same as Германова, Мария Николаевна