Interested Article - Дура-Эвропос

Пальмирские ворота Дура-Европоса, главный вход в город
Фреска из синагоги в Дура-Европосе, изображающая библейский сюжет с младенцем Моисеем
Фреска из сирийского храма в Дура-Европосе

Ду́ра-Эвропо́с ( греч. Δοῦρα Εὐρωπός) — античный город на Евфрате (вблизи современного города Сальхиях в Сирии ), существовавший примерно с 300 года до н. э. до 256 года. Получил известность в связи с археологическими находками и хорошо сохранившимися древними фресками . Дура на арамейском означает «крепость».

История

Первоначально на месте Дура-Эвропос, видимо, располагалась древнеассирийская крепость. Заново город был основан царём Селевком I Никатором около 300 года до н. э. среди многих других и просуществовал более 550 лет. Примерно в 100 году до н. э. перешёл под власть Парфянского царства , а с 165 года — Римской империи . В римское время Дура-Европос был крупным торговым центром, и большинство археологических находок относятся к этому периоду времени. В 256 году войсками Сасанидов и заброшен.

Селевк, диадох Александра Македонского , выбрал для поселения своих солдат заброшенную ассирийскую крепость, которую местное население называло "Дура", на дороге из Дамаска в Междуречье и дал ей имя « Европос » по имени того города в Македонии, в котором он родился. Крепость стояла на высоком берегу среднего Евфрата , защищённая с трёх сторон крутыми обрывами, а четвёртая сторона, противоположная от реки и примыкающая к пустыне, была обнесена длинной прямой стеной с башнями. Размеры города составляют примерно 700 на 1000 м.

Город регулярно спланирован (прямо пересекающиеся улицы) в селевкидское время, к которому относятся агора , остатки храмов, цитадель. Со временем гражданское население стало преобладать, и крепость превратилась в захолустный городок, выросший вокруг рыночной площади. Однако население можно назвать гражданским лишь условно, поскольку в военное время земледельцы вставали в строй, образуя сословие так называемых клерухов. В социальном отношении жители делились по родам, как и в Македонии . Земля клерухам давалась в пожизненную аренду за их службу или службу их детей, оставаясь царской собственностью.

Город имел этнически смешанное население: верхушка или знать имела греко-македонские корни, большинство населения составляли сирийцы, арабы , евреи , представители иранских племён . Город управлялся по греческим обычаям, советом из наиболее влиятельных граждан, греков по национальности. Остальные в повседневной мирской жизни подчинялись греческим законам, но главенствовали над законами указы царя, который держал в городе стратега — представителя исполнительной власти.

После захвата Дура-Европоса парфянами в обыденной жизни города мало что изменилось, разве что в греко-македонских семьях усилилось восточное влияние, там стали практиковаться браки между близкими родственниками. От парфянского времени сохранились дворец, руины многочисленных храмов (Баала, Артемиды-Нанайи, Атаргатис, Зевса Кюриоса, Зевса Теоса, «Пальмирских богов») с фресками и рельефами.

К римскому времени относятся укрепления, термы (бани), храмы, в том числе христианская церковь, синагога и храм Митры — все три с уникальными росписями. Синагога Дура-Европос была построена в 244 году, всего за 10 лет до захвата города Сасанидами. Христианская церковь и синагога размещались рядом с городской стеной, при строительстве укреплений их засыпали внутри песком (как часть укрепления), из-за чего и дошли до нашего времени редкие фрески на библейскую тему, в то время как сам заброшенный город исчез под натиском времени.

Ожесточенная осада оставила следы в городе. Персы (Сасаниды) возвели большую земляную насыпь-пандус, по которой штурмовали стену. Одновременно нападающие копали под стенами подземный ход. Римляне, в свою очередь, рыли свой ход, и в результате подземной схватки в ходах осталось немало останков римских солдат. Стена города осела в подкоп, но в целом устояла. Обрушилась одна из башен, похоронив под собой и тем самым сохранив для археологов предметы римского вооружения.

По предположению археологов, при персы могли использовать против римлян примитивное химическое оружие — серу и битум . Согласно анализу содержимого сосуда, обнаруженного возле одного скелета в туннеле близ 19-й башни города, в сосуде находились смолы и сера.

Исследователи предполагают, что тактика персидских подкопов, приведшая к падению Дура-Европоса, состояла в том, что на главных направлениях тоннелей персы разводили огонь и в случае прорыва римской контрмины — бросали в огонь отравляющие вещества. Доказательством успеха этой тактики считается большое число костей римских солдат в контрминах. Ранее обычно считалось, что это были люди, убитые во время боёв в подземных ходах, хотя вызывало удивление то, что останки персов встречаются в тоннелях намного реже. После гибели в тоннелях большого числа римских солдат, задохнувшихся от ядовитого дыма, контрмины становились ходами для персидских солдат, которые проникли в город и в итоге захватили его .

Второе рождение

О существовании Дура-Европоса было известно долгое время только из письменных источников. В 1898 г. немецкие учёные Б. Шульц и Ф. Зарре обнаружили развалины этого города в ходе своей рекогносцировочной поездки по Среднему Евфрату.В 1912 г. Ф. Зарре и Э. Герцфельд снова побывали на развалинах Дуры-Европоса. Отчёт об этих открытиях был вскоре опубликован, но остался незамеченным научным сообществом из-за начавшейся в 1914 г. Первой мировой войны.

31 марта 1920 года солдаты-индусы под командованием капитана М. С. Мерфи из размещённых на Ближнем Востоке английских войск рыли траншею возле неизвестных развалин на высоте Салихийе. Арабские племена в тех краях незадолго до этого подняли вооружённое восстание, надеясь достичь независимости на обломках Османской империи .

Случайно под песком вдруг открылась прекрасно сохранившаяся роспись на стене, изображающая сирийского священника. Так был найден Дура-Европос, или, как его называют журналисты — Помпеи сирийской пустыни.

Сразу же начались раскопки места американскими ( Джеймс Брэстед ) и французскими ( Франц Кюмон ) археологами, но вскоре они были свернуты из-за неспокойной обстановки в связи с развернувшейся в регионе национально-освободительной борьбой. Первые археологические находки оказались в Музее Лувра . С конца 1920-х годов до начала Второй мировой войны город исследовался экспедицией, финансируемой Йельским университетом ( США ). Наиболее важные находки были сделаны под руководством русского историка М. И. Ростовцева , эмигрировавшего в Америку сразу после революции. Раскопки возобновились в 1986 году.

Кроме многочисленных остатков памятников архитектуры, росписей на стенах древнейшей синагоги, уникальных предметов античного вооружения (например, чешуйчатого конского доспеха), найдены документы на греческом, латинском, арамейском и других языках. Сохранились также руины довольно скромной по размерам, но самой старой из известных христианских церквей.

Стены синагоги с фресками реконструированы в Национальном музее Дамаска , на месте остались только руины стен, храмов и крепости. Письменные документы хранятся в Галерее искусств Йельского университета.

Текущая ситуация

После начала гражданской войны в Сирии в 2011 году, на спутниковых снимках виден «кратерный пейзаж» внутри кирпичных стен города. Более 70 % территории были раскопаны и разграблены мародёрами с целью финансирования Исламского государства .

Фрески синагоги

Синагога Дура была, как сообщает арамейская надпись, построена на месте меньшей по размерам, построенной и украшенной декоративной росписью в кон. II-нач. III вв.; в 244—245, в 249—250, согласно греческой надписи,— поновлена, расширена и заново расписана по почину «старейшины евреев» Шмуэля (Самуила) бен Иди. Высокое (около 7 м) главное помещение синагоги, сильно вытянутое в ширину (7,68 м × 13,35 м), со скамьями вдоль стен, имеет в западной стене, обращенной в сторону Иерусалима и места разрушенного Храма, полукруглую нишу, по-видимому, для хранения свитков Торы, и возвышение перед ней.

Фрески синагоги Дура опровергают господствовавшее в науке долгое время представление об отсутствии в иудаизме изобразительной традиции как таковой. Сходство, иногда буквальное, ряда фресковых композиций в синагоге с иконографией многих сцен в раннехристианском и византийском искусстве доказывает преемство иконографической и художественной традиций от иудаизма к христианству или, что более вероятно, доказывает существование общего поля иконографического творчества в эту эпоху.

«Первая» декорация синагоги, относимая к 244/245, была исключительно символической и близка декорации современных ей греко-римских памятников: пространство помещения с нишей для Торы (с лепной раковиной в конхе ), напоминающей античную нишу с балдахином над культовой статуей, на западной стороне, по углам оформляли рисованные пилястры, рисунок потолка имитировал кладку фигурной черепицей, нижние участки стен были расписаны под кладку « opus sectile ».

На поле над нишей для Торы золотом на светло-голубом фоне (видимо, обозначавшем небо) написаны семисвечник-менора — атрибут Иерусалимского Храма, лулав — пальмовая ветвь для праздника Суккот , этрог — плод дерева из рода лимонных, также из ритуала праздника Суккот, Храм в Иерусалиме (слева) и единственная фигурная сцена — сцена Жертвоприношения Авраамом Исаака (справа) (Авраам изображен перед алтарем, ниже него — агнец у древа, выше — шатер с человеческой фигуркой в нем (Измаил?). Человеческие лица в росписи появляются только в некоторых персонификациях на потолке, Авраам и Измаил (?) в «Жертвоприношении» нарисованы со спины.

Замысел всей росписи в основных чертах понятен — это святой образ утраченного иудеями Храма, и само изображение его есть чаяние его восстановления Мессией, носит эсхатологический характер, сцена же жертвоприношения есть символическое описание верности иудеев Единому Богу.

Над нишей Торы изображена многоветвенная виноградная лоза, с троном и столом у основания. Ряд ученых предполагает в изображении лозы древнейший символ плодородия, возрождения, божественности (близкая символика — в античном культе Диониса ). Более точной аналогией является наличие золотой лозы с гроздями винограда на портике Храма в Иерусалиме, кроме того, подобное изображение наличествует в других синагогах. Бесплодная, как на фреске, лоза даст плоды, когда придет Мессия, и Мессия возрастет из древа Давидова (пророк Захария называет Его Ветвью).

Через 5 лет после «первой декорации» стены синагоги и ее западная стена, кроме ниши для Торы, были заново расписаны. Над виноградным древом был изображен муж на троне с двумя одетыми в тоги мужскими фигурами ниже, по сторонам от него, и огромным львом еще ниже, в вершине древа. Возможно, здесь в персидских одеждах изображен Мессия как Давид, Его прародитель; лев указывает на связь Давида/Мессии с коленом Иудиным. Одетые в тоги мужи могут быть придворными Давида или пророками Натаном и Самуилом или Иисусом и Зоровавелем — инициаторы восстановления Храма после возвращения евреев из Вавилонского плена, или пророки Аггеем и Захарией. Композиция с Давидом также в основных своих принципах была повторена в христианском искусстве — в сценах, где изображен Господь с апостолами Петром и Павлом (например, в апсиде древней базилики Святого Петра в Риме).

Вокруг Давида и двух предстоящих изображены 13 фигур в персидских одеждах — видимо, старейшин иудейских колен, бывших до Давида, возможно, как напоминание о возрождении единства Израиля в будущем, когда придет Мессия . В христианском искусстве этой сцене аналогична сцена со Христом в окружении 12 Его апостолов. Ниже, на месте трона и стола, по сторонам от ствола древа, была дважды написана сцена Благословения Иаковом — Ефрема и Манассии (слева) и своих сыновей (справа), в левом верхнем углу вновь изображен во фригийском колпаке Давид-псалмопевец с арфой в руках, по сторонам в рост со свитками в руках пророки, видевшие будущее восстановление Иерусалима,— Пророк Исайя с солнцем и луной по сторонам от главы (слева), Пророк Иеремия с большим раскрытым свитком в руках и покрытым тканью Ковчегом Завета . По сторонам от центрального образа Давида с 13 старейшинами также помещены 2 сцены с Моисеем — предтечей Мессии: Моисей и купина неопалимая и Моисей, получающий скрижали Завета.

Всего во «второй декорации» на стенах синагоги на 28 панелях в 3 регистра расположены 58 сцен из Ветхого Завета. На западной стене по левую сторону изображены: вверху — Переход евреев через Красное море и гибель войска египетского фараона, Аарон перед Иерусалимским храмом, Ковчег Завета в храме Дагона , Помазание Давида Самуилом на царство, Нахождение Моисея в нильских водах. По правую сторону от ниши: Помазание Соломона , Соломон и царица Савская , Стена Беер-Шевы, Освящение скинии , ниже — Илия , воскрешающий сына вдовы, Триумф Мордехая .

В верхнем ярусе южной стены фрески не сохранились, во 2-м сверху сохранилась сцена: Перенесение Ковчега Завета в Иерусалим, в 3-м — царь Ахав и Илия (сохранился фрагмент), Илия и Зарефата, Илия убивает жрецов Ваала, Илия на горе Кармель.

В верхнем регистре северной стены (правая от ниши) сохранился большой фрагмент Сна Иакова , во 2-м регистре сверху — Битва Самуила с филистимлянами при Авен-езере, Самуил у Силома, в нижнем — Иезикииль в «долине сухих костей» и его видение — воскрешение мертвых из их останков (изображенное буквально) и композиция с изображением Маттафии из рода Хасмонеев перед идолопоклонниками.

Фрески верхнего и среднего регистров восточной (напротив ниши) стены полностью разрушены, в 3-м сверху — Давид и Саул в пустыне Зиф (справа от входа в синагогу) и, предположительно, Пир Валтасара (слева от входа), сохранившийся в незначительных фрагментах.

Главные смысловые акценты в росписи синагоги — ожидание Мессии и грядущее утверждение царства Давидова и восстановления Храма, духовная сила и чудесные победы пророков и их пророчества о восстановлении Иерусалима, исполнение пророчеств от Бога в прошлом и надежда на это в будущем, с приходом Мессии. Важнейшим является принцип сопоставления, воспринятый христианским искусством — Моисей получает скрижали Завета и напротив — Исайя , пророчествующий о новом завете, Моисей ведет иудейский народ в землю Обетованную и Исайя, говорящий о Новом Иерусалиме.

Фрески синагоги Д.-Е. доказывают существование монументального изобразительного искусства в среде иудаизма, несмотря на запрет, налагаемый на изображение живых существ (Книга Исход, XX, 4). Иконография ветхозаветных сцен, принцип толкования и сопоставления, лежащий в их основе, осуществленные в Д.Е. были восприняты христианским искусством (Рука Господа в ряде сцен, квадратные нимбы; некоторые сцены буквально сходны со сценами подобных же сюжетов в современных фрескам синагоги фресках римских катакомб: Моисей, рассекающий воды Красного моря и Переход через Красное море, Сон Иакова; Благословение Иакова, Нахождение Моисея, Переход через Красное море; сцене «Триумф Мордехая» соответствует в основной структуре Входу Господню в Иерусалим).

Рисунок многих сцен, поз повторяет схемы античного искусства, постановка некоторых фигур, верный рисунок драпировок, облекающих их, соответствует правилу античного контрапоста. Изображения некоторых предметов и фигур, элементы пейзажа кажутся напрямую заимствованными из каких-то античных живописных произведений; храмы, изображенные в сценах в синагоге, нарисованы соответственно античной типологии — с колонными портиками, со статуями викторий по углам карниза и на вершинах фронтонов. Некоторые образы в синагоге (пророки по сторонам от ниши) принадлежат к лучшим произведения живописи эллинизированного Ближнего Востока. Однако в целом образ этого искусства — восточный и является оригинальной переработкой мотивов восточного, в частности сирийского и парфянского, искусства (все фигуры в сценах одеты в парфянские костюмы, восточными являются типы мужских и женских причесок, военные доспехи).

Отдаленность от классической художественной традиции и близость понятиям искусства Востока чувствуется в геральдической условности композиций, декоративной орнаментальности в рисунке, принципиальной незаостренности портретного в образах, в скованных движениях, ярких цветовых сопоставлениях, плоскостности сцен. Самые близкие аналогии фрескам Дура — в памятниках скульптуры и живописи Пальмиры, в рельефах и скульптуре парфянских городов Хатры и Ашшура и, видимо, составляет с общий поток искусства, являющегося вариантом искусства Парфии, художественные центры которого находились в Месопотамии (Ктесифон) и Иране.

Фрески «Домовой церкви», или баптистерия

«Домовая церковь» располагалась в доме у стены, принадлежавшего, видимо, одному из богатых жителей города. Структура дома традиционно римская: помещения группировались вокруг открытого колонного двора-атриума. В центре атриума находился бассейн- имплювий со ступенчатым спуском по периметру овала, на противоположном конце от входа находился таблинум со столом в центре, где собиралась семья и где совершались различные церемонии. В доме, как предполагают ученые, христиане собирались вокруг бассейна, который мог использоваться как баптистерий, в таблинуме восседал епископ, который возглавлял трапезу вечери в память Вечери Господней.

Фрески «домовой церкви» — помимо фресок катакомб, носящих определенно погребальный характер, являются древнейшими из известных памятников христианского искусства, имеющих определенную программу сцен в одном конкретном помещении культового характера, и исполнены в 232/233 или между 232 и 256. «Церковь» с начала 1930-х была реконструирована в Йельском университете .

Фрески отличает элементарное исполнение по сравнению с фресками синагоги и языческих храмов Дура Европос. Арочный свод перед люнетой и плоские перекрытия «церкви» были раскрашены синим цветом и декорированы звездами. Всего в церкви сохранилось 7 сцен с эпизодами из Ветхого и Нового Заветов: в люнете, оформленной аркой на двух колонных устоях — Добрый пастырь с овцой на плечах и с большим стадом вокруг, под ним — небольшие фигурки Адама и Евы по сторонам о райского древа (очевидно, что сцена символически раскрывает образ Христа как Доброго Пастыря из притчи и как Искупителя первородного греха и Последнего Адама); на стенах «церкви» — Хождение Христа по водам и спасение Петра, Исцеление расслабленного (на северной стене вверху), сцена с 2 женщинами (скорее всего, была и третья фигура, не сохранившаяся) у большого мраморного саркофага римского типа, с высокой крышкой со скатами (обычно идентифицируется с сюжетом с Женами-мироносицами у Гроба), Христос, разговаривающий с самаритянкой у колодца (сохранилась только фигура склоненной самаритянки, выбирающей воду из колодца), Исцеление, совершенное в субботу, битва Давида с Голиафом.

Росписи языческих святилищ

В «Храме пальмирских богов» сохранились большие композиции ритуальных жертвоприношений (Жертвоприношение жреца Конона в присутствии членов своей семьи, I в.; Жертвоприношение евнуха Отоса и булевта Ябсимса, Жертвоприношение трибуна Теренция перед своим отрядом (кон. II–нач. III вв.) и около 15 небольших сцен, в основном непонятных по сюжетам, несколько аллегорических фигур, в том числе Фортуны Пальмиры и Фортуны Дура.

В митреуме (2-я пол. III в.) — храме Митры — обнаружена дважды повторенная редкая сцена охоты Митры на оленей и вепря в парфянской иконографии и отдельные эпизоды из его жизни, фигуры так называемых «пророков» в парфянских костюмах, боги Тавроктона (сцены с убийством Митрой быка).

В целом фрески языческих святилищ качественны по исполнению, что свидетельствует о достаточно высокой художественной традиции, и представляют собой позднюю фазу развития эллинистического искусства — с обилием мотивов греко-римского искусства, но с приемами восточной выразительности — плоскими, обычно ровно закрашенными фигурами, застывшими «иератическими» движениями, фронтальными позами, лицами в фас.

Среди руин других храмов и некоторых частных домов также были обнаружены остатки живописи.

Галерея

Примечания

  1. от 21 декабря 2018 на Wayback Machine // Полит.ру .
  2. Amos, Deborah; Meuse, Alison (2015-03-10). . National Public Radio . из оригинала 12 января 2016 . Дата обращения: 19 января 2016 .
  3. от 4 сентября 2015 на Wayback Machine // National Geographic (журнал)

Литература

  • Парфянский выстрел. - М., 2003.
  • Шлюмберже Д . Эллинизированный Восток. Греческое искусство и его наследники в несредиземноморской Азии. / Пер. с фр. Н. П. Алампиевой. — М.: Искусство, 1985. — 206 с.: ил.
  • Cumont F. Fouilles de Doura-Europos.1922–1923. P., 1926;
  • Baur P. V. C. et al. The Excavations at Dura-Europos: Preliminary Reports. New Haven, 1929–1952, 9 Bde.;
  • Goldman B. The Dura Synagogue Costumes and Parthian Art // The Dura-Europos Synagogue: A Re-evaluation (1932–1992) / Ed. J. Gutmann. Atlanta, 1992. P. 53–78.
  • Rostovtzeff M. I. Dura and the Problem of Parthian Art // Yale Classical Stud. 1935. Vol. 5. P. 155–304;
  • idem. Dura-Europos and its art. Oxf., 1938;
  • idem. The Foundations of Dura-Europos // SK. 1938. T. 10. P. 99–106;
  • idem. Res Gestae Divi Saporis and Dura // Berytus. 1943. Vol. 8. P. 17–60;
  • Hill, E. Roman Elements in the Settings of the Synagogue Frescoes at Dura // Marsyas. N. Y., 1941. Vol. 1. P. 1–15.
  • idem. - The Orpheus in the Synagogue of Dura-Europos // Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. L., 1958. Vol. 21. P. 1–6;
  • Dussaud R. Cultes de Palmyre et de Doura-Europos // “Mana” 1, 2 (1945). P. 403–414;
  • Shoe L. T. Architectural Mouldings of Dura-Europos // Berytus. 1948. Vol. 9. P. 1–40;
  • Welles C. B. The Population of Roman Dura // Studies in Roman Economic and Social History in Honor of A. Ch. Johnson Princeton, 1951. P. 251–274;
  • idem. The Chronology of Dura-Europos // Symbolae R. Taubenschlag dedicatae. 1957. Vol. 3. P. 467–474;
  • Goodenough E. R. Jewish Symbols in the Greco-Roman Period. N. Y., 1964. Vol. 9–11: Symbolism in the Dura Synagoge: In 3 pt.;
  • Gutmann J. The Sacrifice of Isaac: Variations on a Theme in Early Jewish and Christian Art // Thiasos ton Mouson: Studien zu Antike und Christentum. FS J. Pink. Köln, 1984. P. 115–122.
  • idem. The Dura Europus Synagogue Paintings // The Synagogue in Late Antiquity / Ed. L. Levine. Philadelphia, 1987. P. 61–72;
  • idem. The Sacrifice of Isaac in Medieval Jewish Art // Artibus et Historiae 16 (1987). P. 67–89;
  • Kraeling C. H. The Excavations at Dura-Europos: Final Report. New Haven, 1956. Vol. 8. Pt. 1: The Synagogue; 1967. Vol. 8. Pt. 2: The Christian Building;
  • Шишова И. А. Дура-Европос — крепость Парфянского царства // УЗ Ленинградского ун-та. 1956. № 192. Вып. 21. С. 107–125;
  • Bickerman E. Symbolism in the Dura Synagogue // HarvTR. 1965. Vol. 58. P. 127–151;
  • Шифман И. Ш. Рабы в документах из Дура-Европос // Античное общество: Тр. конф. по изуч. античности. М., 1967. С. 81–85;
  • Perkins A. The Art of Dura-Europos. Oxf., 1973;
  • Weitzmann K., Kessler H. L. The Frescoes of the Dura Synagogue and Christian Art. Wash., 1990. (DOS; 28);
  • Dirven L. A. The Palmyrenes of Dura-Europos: A study of religious interaction in Roman Syria. Leiden, 1999.
  • Hopkins C. The Discovery of Dura Europos. New Haven; L., 1979;
  • Matheson S. Dura-Europos: The Ancient City and the Yale Collection. New Haven, 1982;
  • Gates M.-H. Dura-Europos: A Fortress of Syro-Mesopotamian Art // Bibl. Arch. 1984. Vol. 47. №3. P. 166–181;
  • Goodenough E. R., Gutmann J. Early Synagogue and Jewish Catacomb Art and Its Relation to Christian Art // Aufstieg und Niedergang der römischen Welt / Ed. H. Temporini, W. Haase. B., N.-Y., 1984. Pt. 2. Vol. 21. Hbd. 2. P. 1313–1342;

Ссылки

  • , очерк востоковеда Н. Пигулевской, члена-корр. АН СССР (недоступная ссылка —)
  • , article by Simon James.
  • , The Princeton Encyclopedia of Classical Sites
  • В. Е. Сусленков. // Православная энциклопедия . — М. , 2007. — Т. XVI : « Дор — ». — С. 341-346. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 978-5-89572-028-8 .

Same as Дура-Эвропос