Interested Article - Эмкуль, Вера

Ве́ра Аро́мке Эмку́ль ( чук. Эмкул ; 15 мая 1919 , Уэлен , Магаданская область , Чукотский автономный округ 1985 , Уэлен ) — чукотский художник - гравёр , мастер рельефной резьбы по кости . Первая женщина-гравёр на Чукотке . Заслуженный художник РСФСР (1969). Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1976).

Биография

Родилась в 1919 году в Уэлене в семье морского охотника и резчика Аромке , одного из основателей Уэленской косторезной мастерской . Мать Киунеут занималась домашним хозяйством. Аромке мечтал о сыне, которому можно передать искусство морского промысла и резьбы по кости, и родившаяся девочка получила имя Эмкуль ( чук. Эмкул — «пустое», «не нагруженное надеждой») . Искусству резьбы по кости училась у отца. В 1935—1971 годах работала в Уэленской косторезной мастерской .

Принимала участие в окружных, областных и региональных выставках: «Советский Дальний Восток» ( Владивосток , 1967, 1974; Улан-Удэ , 1969); «Советская Россия» ( Москва , 1967, 1970, 1975), «По родной стране» (Москва, 1972), «Чукотско-эскимосская резьба и гравюра по кости» (Москва, 1977), и также выставках произведений народного искусства за рубежом .

Член Союза художников СССР , заслуженный художник РСФСР . Лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1976) .

Умерла в Уэлене в 1985 году .

Творчество

До середины в 1930-х годов резьба и гравировка по кости на Чукотке традиционно считались мужскими занятиями. Родившаяся в семье резчика Вера Эмкуль стала первой чукчанкой , освоившей профессию гравёра . С пятнадцати лет начала работать в Уэленской косторезной мастерской . Первая работа Эмкуль в технике гравировки была необычна — роспись на моржовом клыке представляла национальный орнамент .

1940-е годы были периодом формирования художницы. Кроме метода цветной гравировки моржового клыка Эмкуль освоила и технику рельефной резьбы по кости .

Т. Б. Митлянская отмечает сюжетное разнообразие композиций Эмкуль. Значительное место в творчестве гравёра занимают традиционные чукотские сюжеты — мир моря и тундры («В тундре и море», «Олени и волки», «Чукотское лето»), труд охотников и оленеводов («Охота на моржей»), отражена также жизнь современной художнице Чукотки («Строительство в Уэлене», «Труд и отдых чукотской колхозницы», «Праздник в береговом селении»). Многие гравюры посвящены сюжетам национального фольклора и чукотских народных сказок .

В числе художественных особенностей гравюр Митлянская указывает «точный рисунок, мастерство композиции , разнообразие настроений» . Для работ Эмкуль характерны крупномасштабные изображения, что «делает её точный рисунок особенно выразительным и легко читаемым» .

Другой особенностью работ гравёра Митлянская называет разнообразие приёмов: «в одном случае активно звучит цвет, в другом — всё построено на контурном рисунке». Разнообразны работы и по настроению: «Одни эмоциональны, насыщены бурным чувством, страстью борьбы, стремительностью бега; другие — лиричны, созерцательны и даже имеют эпический характер» .

Из представляющих «большой интерес по своей художественной значимости, по эмоциональной манере трактовки сюжета» работ Веры Эмкуль Митлянская выделяет гравюру «Олени и волки» (1956):

Художница мастерски передаёт тревожное состояние стремительно несущегося оленьего стада, преследуемого волками. Первое впечатление — ковровое заполнение пространства клыка, ритм чёрно-серых пятен с узорным силуэтом. Затем зритель различает множество разнообразных изображений оленей: бегущих вперёд, внезапно остановившихся с запрокинутыми рогами, распластанных в стремительном беге. Сложнейшая многофигурная композиция решается художницей с огромным мастерством. В изображениях оленей нет повторов; вместе с тем они выполнены в одном стиле, подчинены единому ритму, выражают одно чувство — страх. Прекрасно зная животных, Эмкуль передаёт выразительным рисунком их самые сложные ракурсы и движения .

В 1960—1970-х годах Вера Эмкуль воспитала несколько поколений мастеров-гравёров, в числе её учеников — Надя Краснова, Галина Тынатваль , Елена Янку .

Награды и почётные звания

Наследие

Работы Веры Эмкуль находятся в Музее антропологии и этнографии Института этнологии РАН , Российском этнографическом музее , Государственном музее Востока , Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства , Магаданском областном краеведческом музее , музейном центре «Наследие Чукотки» ( Анадырь ), Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике , музее Уэленской косторезной мастерской и др.

Династия

Начавшаяся с мастера Аромке династия косторезов и гравёров продолжилась в следующих поколениях. Унаследованное от отца искусство резьбы по кости Вера Эмкуль передала своим детям, ставшим членами Союза художников , — гравёру, заслуженному художнику Российской Федерации Лидии Теютиной (1945—2012), резчику (род. 1940), гравёру Татьяне Теютиной (род. 1950), позднее искусство перешло к её внучке Татьяне Теютиной (род. 1968) .

Комментарии

  1. Впоследствии в семье резчика родились восемь мальчиков, но все они вскоре умерли .

Примечания

  1. . Профессиональный Союз художников России. Дата обращения: 20 июля 2016. 6 августа 2016 года.
  2. , с. 164.
  3. , с. 164
  4. , с. 19.
  5. . Народные художественные промыслы Чукотки (2012). — Департамент образования, культуры и спорта Чукотского автономного округа. Дата обращения: 27 июня 2016. Архивировано из 30 мая 2016 года.
  6. . Музей Востока . Дата обращения: 27 июня 2016. Архивировано из 14 сентября 2016 года.
  7. , с. 1127.
  8. , с. 198.
  9. , с. 18.
  10. , с. 62.
  11. , с. 102—103.
  12. , с. 102.
  13. , с. 63.
  14. , с. 103.
  15. , с. 64.
  16. , с. 166.
  17. . Ассоциация коренных малочисленных народов Севера (17 декабря 2014). Дата обращения: 27 июня 2016. 11 августа 2016 года.
  18. , с. 84.

Литература

  • Эмкуль Вера // Северная энциклопедия = [Practical Dictionary of Siberia and North] / сост. Е. Р. Акбальян . — [На рус. и англ. яз.]. — М. : Paulsen : Европейские издания, 2004. — С. 1127. — 5000 экз. ISBN 5-98797-001-6 .
  • Митлянская Т. Б. Взгляд охотника, чуткость художника: Чукотско-эскимосское искусство художественной обработки кости // Радуга на снегу: Культура, традиционное и современное искусство народов советского Крайнего Севера : сборник. — М. : Мол. гвардия, 1972. — С. 63—64 .
  • Митлянская Т. Б. Художники Чукотки / Т. Б. Митлянская. — М. : Изобр. искусство, 1976. — 208 с. — 16 000 экз.
  • Митлянская Т. Б. Вера Эмкуль // Новая жизнь древних легенд Чукотки : О творчестве Веры Эмкуль, Галины Тынатваль, Елены Янку, Василия Емрыкаина, Маи Гемауге / Т. Б. Митлянская, И. Л. Карахан. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1987. — С. 18—19. — 196 с.
  • Эрвайс В. Г. Уэленские чародейки // Женщины Чукотки / Владимир Эрвайс. — Магадан: Магаданское книжное изд-во, 1983. — 216 с. — 10 000 экз.
  • Бронштейн М. М., Карахан И. Л., Широков Ю. А. Резная кость Уэлена. Народное искусство Чукотки = [Bone carving in Uelen. The folk art of of Chukchi Peninsula] / [на рус. и англ. яз. ; М. М. Бронштейн, И. Л. Карахан, Ю. А. Широков ; Департамент культуры, молодежи, спорта и информац. политики Чукот. авт. округа, Гос. музей искусства народов Востока]. — М. : Святигор, 2002. — 99 с.
  • Алаева Е. // Русское искусство : журнал. — М. , 2015. — № 3 . — С. 58—63 .
Источник —

Same as Эмкуль, Вера