Interested Article - Резня армян в Агулисе

Резня в Агулисе ( арм. Ագուլիսի ջարդեր ) — резня армянского населения Агулиса (территория современных сёл Юхары Чилис (Верхний Агулис) и Ашагы-Айлис (Нижний Агулис)), осуществленная азербайджанскими государственными властями, местными азербайджанцами ("татарами" по терминологии того времени) из Ордубада и беженцами из Зангезура . Кровопролитие, продолжавшееся с 24 по 25 декабря 1919 года, привело к разрушению города Агулис и почти полному уничтожению его армянского населения.

Предыстория

Армянская семья из Агулиса, вторая половина XIX века

Агулис был известен с древних времен как армянский культурный центр торговли и ремесел, входивший в состав Васпураканской провинции Армянского царства (античный период) . Торговцы Агулиса поддерживали сотруднические отношения со своими соседями-мусульманами и играли ключевую роль в транс-аракской торговле Персидских и Азербайджанских ханств на Кавказе . Агулисский район (махал) в период Персидского правления Арменией, был единственным махалом Нахчывана , где до российского завоевания коренное армянское население оставалось большинством .

После обретения независимости закавказских республик от Российской империи и установления Закавказской федерации в 1918 году, националистические партии Армении и Азербайджана вели постоянные военные конфликты за спорные территории. Основными участками приграничных споров были смешанные армяно-азербайджанские районы Нахчыван , Зангезур и Карабах . Результатом этих пограничных споров стали этнические чистки с обеих сторон.

Весной 1919 года Первая Республика Армения расширила административный контроль над Шарур-Нахичеванской областью, сделав Агулис центром субрегиона Гохтан . Но летом того же года против армянского правления вспыхнуло мусульманское восстание, и в августе регион перешел под контроль Азербайджана и новоназначенного комиссара Ордубада Аббаса Гули Бей Таирова . Таирова поддерживал Эдиф Бей, комендант Ордубада и османский военачальник, оставшийся там после окончания Первой мировой войны и вывода османских войск из региона. Жители Агулиса признали власть Таирова, но в последующие месяцы его жители столкнулись с нарастающим продовольственным кризисом, им также не разрешили покинуть город. Бедственное положение его жителей ухудшилось, когда в ноябре того же года Азербайджанская Демократическая Республика безуспешно пыталась вырвать Зангезурский регион из-под контроля Армении .

Ситуация обострилось 17 декабря, когда толпа, состоящая из местных жителей и беженцев из Зангезура, пробилась в Нижний Агулис и начала нападать на его армянских жителей, вынуждая их бежать в верхний город. Одна из причин заключалась в том, что азербайджанские беженцы сильно пострадали от разрушения и голода из-за беспорядков в Зангезуре и очевидно, потеряли самообладание и искали помощи в Нижнем Агулисе. В итоге азербайджанцы поселились в заброшенных армянских домах после осуществлённой резни .

Монастырь Святого Фомы Агулиса , I—IV века

Резня

24 декабря разъярённая толпа мусульман, к которой присоединилась местная азербайджанская жандармерия и беженцы из Зангезура, вошла в Верхний Агулис и начала грабить город. Затем они начали зверскую резню армянского населения, оставив Верхний Агулис в тлеющих руинах на следующий день. По данным правительства Армении, до 400 армян были убиты в Нижнем Агулисе и до 1000 — в Верхнем .

Последствия

В советское время город был частично перестроен. Однако ни один из армянских памятников культуры не был восстановлен, а оставшиеся — полностью разрушены, что было названо несколькими авторами актом культурного геноцида со стороны Азербайджана. Примером подобной политики, было разрушение монастыря Святого Фомы в Агулисе , который, согласно полевым исследованиям Аргама Айвазяна , все еще стоял в конце 1980-х годов, но после был снесен бульдозером, а над ним была построена мечеть .

В культуре

Резня в Агулисе, родном городе азербайджанского писателя Акрама Айлисли , была одним из основных сюжетов его романа « Каменные сны » . Книга получила широкий отклик в Армении . Однако в Азербайджане книга вызвала общественное возмущение, сопровождающееся осуждением, репрессиями и клеветническими кампаниями, инициированными властями Азербайджана .

См. также

Примечания

  1. , p. 236—38.
  2. , p. 236.
  3. George A. Bournoutian. The 1829-1832 Russian Surveys of the Khanate of Nakhichevan (Nakhjavan). — Mazda Publisher, 2016. — P. 28. — 288 p. — ISBN 978-1568593333 .
  4. , p. 32.
  5. Ulvi Ismayil (2014). . 2 . Caucasus Survery. doi : . ISSN . {{ cite journal }} : Cite journal требует |journal= ( справка )
  6. , p. 127.
  7. , p. 234.
  8. , pp. 207—234.
  9. Hovhannes Hakhnazarian. . — Yerevan: Scientific Council of Research on Armenian Architecture(RAA) Foundation, 2013. — С. 148–188. — ISBN 978-9939-843-08-7 . 16 июля 2021 года.
  10. , p. 235.
  11. , pp. 236—238.
  12. , p. 16.
  13. Simon Maghakyan and Sarah Pickman. . hyperallergic.com (18 февраля 2019). Дата обращения: 21 ноября 2021. 28 июля 2021 года.
  14. Hasratyan, Murad (2015). . Journal of Armenian Studies . Erevan Hayastani Gitowt'yownneri Azgayin Akademia: 83—102. ISSN . из оригинала 5 апреля 2021 . Дата обращения: 21 ноября 2021 .
  15. . armenian.usc.edu . USC Dornsife-Institute of Armenian Studies (26 ноября 2018). Дата обращения: 21 ноября 2021. 21 ноября 2021 года.
  16. Mikail Mamedov (20 November 2018). . Nationalities Papers . Cambridge University Press . 44 (6). doi : . из оригинала 21 ноября 2021 . Дата обращения: 21 ноября 2021 .

Литература

Источник —

Same as Резня армян в Агулисе