Interested Article - Спорыш (мифология)

Споры́ш ( белор. спары́ш , спорынья ; от др.-рус. споръ ) — в восточнославянской мифологии воплощение плодородия .

В некоторых местах крестьяне представляли Спорыша в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю (иногда вместе с Богом и Раем) . Спорыш может считаться продолжением общеславянского мифологического близнечного божества , родственного балтийскому Юмису , древнеиндийским Ашвинам . П. В. Шейн считал Спорыша языческим богом на основе записанных им спарышевых ( райковых ) белорусских песен, однако другие исследователи (Д. Кравченко) не согласны с этой интерпретацией и считают Спорыша продуктом « кабинетной мифологии » .

Этимология

В Этимологический словаре словаре Фасмера указано, что слово произошло от др.-рус. споръ — «обильный» . Согласно Этимологическому словарю Шанского , слово образовано от о.-слав. спорый — «обильный, богатый, удачный», родственного др.-инд. shiras — «жирный, богатый, толстый», лат. prosper — «счастливый, благоприятный» . В Словаре русского языка XI—XVII веков даётся определение слову «спорынья» — прибыль, обилие .

Спорыш от «Спарыш»

По мнению некоторых исследователей [ кого? ] , первоначально наименованием спарыш обозначали двойное зерно или двойной колос, который в восточно- и южнославянской традициях рассматривался как близнечный символ плодородия. У русских, украинцев и белорусов стряпуху приветствовали словами: «Спорынья в квашню!».

Во многих местах восточнославянской территории (особенно в Белоруссии) распространено представление о том, что двойной колос (спорыш, спорынья, двойчатка, житная матка и т. п.), скормленный скотине, способствует увеличению её плодовитости, что вызывает к жизни соответствующий ритуал: «Если спорышики дать корове и овцам (особенно), то двое родятся». Для объяснения роли двойного плода в продуцирующей магии существенной представляется сама этимология названия спорыш, спорынья , то есть связь со спорый, спорость со значениями обильный, щедрый, объемистый, прибыль, удача .

При отправления древних обрядов из сдвоенных колосьев-спорышей плели венки, варили « братское » пиво, или откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из таких колосьев изготовлялась кукла-спорынья. Из них изготавливалась и пожинальная «борода», посвящавшаяся парным святым — покровителям сельского хозяйства: Флору и Лавру, Зосиме и Савве, Козьме и Демьяну .

Образ Спорыша, навеянный славянскими поверьями, выступает в повести-сказке А. М. Ремизова «К Морю-Океану» (1907) .

Поговорки

  • Кому счастье спорит, всё с рук сходит.
  • Не спорит корысть, а спорит правда.
  • Назем спорит урожаю.
  • Криком изба не рубится, а шумом дело не спорится.
  • Не трудно ласково слово, да споро.
  • Что скоро, то и не споро.
  • Спора женина полушка — за мужниной краюшкой.
  • Не спорое дело попритчилось.
  • Всякое лихо споро: не минет скоро.
  • От порядку и догляду спорынья в хозяйстве живёт.
  • Без Божьего благословенья, ни в чём спорыньи не жди.
  • «Спорынья (или спорина) в квашню !» — привет вошедшего; ответ: «Сто рублей в мошну
  • Спориной и бедный проживёт, а неспорь (неспорынье) и богатого губит.
  • Спорынья дороже богатства.
  • Кто за хлеба соль берёт со странного , у того спорыньи во дому не будет.

См. также

Примечания

  1. , с. 424.
  2. , с. 501.
  3. , с. 365.
  4. Восточнославянский фольклор: Слов. науч. и нар. терминологии. Наука и техника, 1993. С. 295.
  5. , с. 738.
  6. , с. 72.
  7. , с. 16–17.
  8. , с. 61.

Литература

Ссылки

  • Ремизов А. // Алексей Михайлович Ремизов. Том 2. Докука и балагурье
Источник —

Same as Спорыш (мифология)