Уинтер, Ариэль
- 1 year ago
- 0
- 0
Пол Уинтер ( англ. Paul Winter , род. 31 августа 1939 года) — американский джазовый музыкант, саксофонист (сопрано и альт), композитор и музыкальный продюсер. Шестикратный обладатель премии « Грэмми ».
Пол Уинтер родился в 1939 году в небольшом промышленном городе Алтуна на северо-востоке США. С пятилетнего возраста играл на различных музыкальных инструментах, но в четвёртом классе общеобразовательной школы навсегда увлёкся саксофоном. Выступал с одноклассниками в группе «The Little German Band», оркестре «The Silver Liners», других биг-бэндах и небольших коллективах стиля бибоп . Уже в 17 лет отправился в первый гастрольный тур. Во время учёбы в Северо-западном университете Уинтер сформировал джаз-секстет, который в 1961 году выиграл межвузовский джазовый фестиваль, и подписал контракт с продюсером Columbia Records Генри Хэммондом , известным первооткрывателем десятков «звёздных» исполнителей, среди которых Бенни Гудмен , Билли Холидей , Каунт Бэйси , Боб Дилан и многие другие.
По предложению Государственного департамента США в 1962 году секстет Пола Уинтера в рамках культурной миссии совершил шестимесячное турне по Латинской Америке , которое оказало большое влияние на всё дальнейшее творчество джазмена: его стало интересовать взаимное проникновение музыкальных культур разных стран. Одним из первых в США коллектив освоил характерные для бразильской босса-новы смещения ритмической основы . В середине 1960-х Бразилия стала для Пола Уинтера «вторым домом». Он записал там несколько альбомов. Там же в 1967 году основал и возглавил ансамбль « Консорт Пола Уинтера» («Paul Winter Consort»), который на многие годы стал выразителем необычных идей и музыкальных направлений, которыми увлекался Пол Уинтер. В ансамбле работали Пол Маккендлесс, , Глен Мур и др.
В 1968 году Уинтер впервые услышал запись звуков, издаваемых китами, и определил для себя дальнейшее направление творческих поисков. Протяжные « соул -гармонии» морских млекопитающих, « блюзовый » вой волков стали тем материалом, который позже был воплощён в нескольких проектах композитора. В 1980 году образует собственный лейбл Living Music Records для записи «экологически чистой» музыки, музыки имеющей естественное, живое звучание, объединяющей и сплачивающей человеческое сообщество. Пол Уинтер ищет и записывает самые различные звуки планеты Земля: шум леса в джунглях Амазонки , ветра в Гранд-Каньоне , воды в озере Байкал и так далее. Каждый из этих экспериментов венчается выходом новой композиции или целого альбома. Наиболее полно и ярко они представлены в грампластинке «Concert For The Earth» (Living Music Records, 1985 год). «Концерт Земле» был издан в СССР в том же году фирмой « Мелодия » . Композиции этого сборника «Колыбельная Матушки Китихи Маленьким Тюленям» ( англ. Lullaby From The Great Mother Whale For The Baby Seal Pups ) и «Волчьи глаза» ( англ. Wolf Eyes ) стали чрезвычайно популярными.
Не меньшее внимание джазмен уделяет песенным традициям тех стран, которые он посещает. Во время поездок по Советскому Союзу в середине 1980-х годов композитор знакомится с российским музыкантом-исследователем фольклора Дмитрием Покровским и его ансамблем . Два коллектива дают в Московском государственном университете первый совместный концерт. На следующий год в рамках этого проекта в США выходит грампластинка «Earthbeat» ( рус. «Пульс Земли» , Living Music Records, 1987 год). В 1989 году она была перезаписана в Москве и называлась «Ансамбль Пола Уинтера (США) и фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского». Эта работа, по убеждению Пола Уинтера, стала первым альбомом самобытной музыки, созданной американцами и русскими, где «новые музыкальные сочетания объединили западные созвучия, афро-бразильские ритмы с древними (русскими) хороводными песнями и напевами» . Комментируя выход этой записи, джазовый пианист и композитор Дейв Брубек сказал, что «произведённый Полом сплав тысячелетней традиции русского народного хорового пения и индивидуального стиля его коллектива является мощным заявлением о своей вере в единство нашей общей земной песни» .
Если в первые десятилетия своего творчества Пол Уинтер не получал значимых наград в области музыки и звукозаписи, то с начала 1990-х годов он стал неоспоримым лидером по их количеству в направлении нью-эйдж. Так, с 1993 года по настоящее время он 6 раз (2 раза лично и 4 раза как руководитель коллектива «Paul Winter Consort») становился лауреатом Грэмми за лучшей альбом года в этом стиле:
В знак признания его вклада в музыкальную культуру и в сохранение экологии планеты Уинтер в 1987 году был включён в самый первый список славы Программы ООН по окружающей среде . Кроме того, музыкант удостоен большого количества национальных наград США, общественных, религиозных, культурных фондов и организаций.
В 2007 году ему была присвоена Межконфессиональная премия Джеймса Паркса Мортона .
Уже более 20 раз большими концертами в Нью-Йорке Пол Уинтер отмечает зимнее и более 10 раз летнее « Солнцестояние » (вторая декада декабря и июня, соответственно). Мероприятия собирают многих известных музыкантов со всего мира и являются одними из самых заметных и востребованных в культурной жизни Нью-Йорка .
В конце 2009 года в Екатеринбурге состоялась премьера очередного проекта Пола Уинтера «Flyways» ( рус. «Миграционные маршруты» или «Перелётные пути птиц» ) ; премьера в США состоялась в марте 2012 года . Музыкальные композиции написаны с использованием этнической музыки тех стран, над которыми совершают сезонную миграцию птицы из Евразии в Африку и обратно. Кроме народных мелодий в импровизации вплетаются записи голосов птиц. В выступлениях задействованы инструменталисты и вокалисты самой разной направленности, объединённые в специально созданный «Оркестр Великой рифтовой долины » ( англ. Great Rift Valley Orchestra ): американец Крис Берри ( мбира ), Андреа Калима и Мванаима Мруту (вокал, Танзания ), шотландец Энди Кук (африканская арфа) и так далее. Россию в проекте представили ансамбль « » (Екатеринбург) и ( курай , Башкортостан ).