Interested Article - Устой и неустой (музыка)
- 2021-04-29
- 1
Усто́й и неусто́й в русской теории музыки — пара метафорических терминов, описывающих психофизилогическую оценку звуков и созвучий в ладу . Оба термина используются преимущественно для характеристики феноменов мажорно-минорной тональности . Реже их относят также к ладовым системам модального типа . По отношению к посттональной «авангардной» музыке XX—XXI веков употребление пары терминов «устой и неустой» дискуссионно, поскольку в этой музыке дискуссионно само наличие лада.
Краткая характеристика
Термины «устой» и «неустой» метафорические , то есть относятся не к звуковысотной структуре ( гармонии ) как таковой, а к её субъективному восприятию. Оба термина — в виде бинарной оппозиции , а также по отдельности — широко применяются в русской теории музыки XX века, в работах Б. Л. Яворского , Б. В. Асафьева , Ю. Н. Тюлина , И. В. Способина , Т. С. Бершадской , Ю. Н. Холопова и других, при этом соотношение ладовых устоя и неустоя описывается также риторически — используются слова « тяготение » (наподобие физического всемирного тяготения ), « разрешение » (по аналогии с разрешением, например, социального конфликта ), «стремление», «потенциальное движение», «энергия», «покой», «неустойчивое равновесие» и т. п. Русская «метафорическая» концепция тонального лада ( тональности ) многим обязана французской музыкальной теории XVIII—XIX веков, особенно Ж.-Ф. Рамо и Ф.-Ж. Фетису .
Как устой и неустой может восприниматься оппозиция в ладу консонанса и диссонанса , аккордовых и неаккордовых звуков , но также как устой и неустой зачастую трактуются сочетания акустически близких или даже акустически идентичных созвучий. Например, говорят о том, что доминанта и субдоминанта «разрешаются» в тонику, хотя «тяготеющее» созвучие может и не быть акустическим диссонансом (например, доминантовое большое трезвучие в натуральном мажоре и гармоническом миноре).
Важнейшие факторы, определяющие субъективное восприятие звука/созвучия как «устоя» — метрический акцент (см. Метр ) и ключевое местоположение в форме (например, тоника полной каденции ). При оценке устойчивости созвучия принимается во внимание также его акустическая слаженность, слитность (отсутствие биений ). В неметрической монодии ( григорианский хорал , знаменный распев ), мензуральной музыке XII—XV веков, у позднего А. Н. Скрябина, С. С. Прокофьева, в некоторых сочинениях И. Ф. Стравинского и других композиторов — также мелодико-ритмическое (в том числе, в составе остинатных мелодических и ритмических формул), динамическое (громкостное), тембровое и фактурное выделение звука/созвучия, при наличии (стиховорного, прозаического, молитвословного) текста — его корреляция с лексическим ударением . Звуки/созвучия, не отвечающие указанным параметрическим критериям, описываются как неустои. Нередко российские музыковеды устанавливают иерархию как устоев (в таких случаях говорят, например, о «первичном», или « главном », и «вторичном» устоях), так и неустоев.
Примеры ладовых устоев — тоника , финалис , центральное созвучие, ладовых неустоев — доминанта , субдоминанта , вводный тон . По отношению ко многим артефактам композиторской музыки XX—XXI веков (например, к 12-тоновой музыке Новой венской школы ) применение оппозиции «устой и неустой» дискуссионно, поскольку в этих артефактах дискуссионно само наличие лада.
Устой и неустой в западной науке
Для (популярной в России) бинарной оппозиции «устой и неустой» в западноевропейской науке нет аналогов, хотя порознь оба термина в трудах западных теоретиков музыки встречаются.
В труде «Зеркало органостроителей и органистов» (1511) Арнольт Шлик использует термин sedes (лат., в одном из значений — «устой») для обозначения ультимы типовой автентической каденции , в специфическом контексте настройки «проблемной» высоты Gis/As на органе ; при этом никакие категории лада (тональности) автор труда не упоминает:
…затем настрой As (fa in alamire post soll) или Gis так… чтобы способствовать каденции (clausell) с участием E и B на A [то есть e-gis-h — a],… если хочешь прийти к совершенству (perfectionem) и выдержать «устой», как его все называют (und ein sedem halten will, wie das ein iglicher nendt), [ему] должна предшествовать совершенная, или большая, секста [H-gis].
— Цит. по: Lindley 1974, p. 133
Франсуа-Жозеф Фетис считал мажорно-минорную тональность «чисто метафизическим принципом» ( фр. principe purement métaphysique ) и резко противопоставлял свою трактовку прежним — математическим и физическим — трактовкам гармонии (Пифагора называл «самым бесчестным из когда-либо живших шарлатанов») . Для описания такой тональности он применял метафорические термины, чаще других «устой», «стремление», «тяготение» и «разрешение» (соответственно, фр. repos, tendance, attraction, résolution ), хотя аналога русскому «неустой» у Фетиса нет.
В обширном исследовании (1987) медиевистов Л. Агустони и Б. Гёшля, посвящённом практике григорианского пения , финалис и тенор (реперкусса) интерпретируются как два «полюса притяжения» ( Anziehungspole, Spannungspole ) ; в русских исследованиях григорианики по отношению к финалису чаще говорят о «первичном устое», в то время как тенор (реперкуссу) называют «вторичным устоем».
Другие значения терминов
Термины «устой» и «неустой» используются также в контекстах, не связанных с ладом. Например, линейными неустоями называют вспомогательные, проходящие и прочие «неаккордовые» звуки в тех звуковысотных системах, по отношению к которым применение термина « аккорд » проблематично или вовсе невозможно (в культовой и традиционной, в том числе восточной, монодии, в старомодальном многоголосии).
Примечания
- Revue musicale 2 (1828), p.468.
- Agustoni L., Göschl J.B. Einführung in die Interpretation des gregorianischen Chorals. Bd.1. Grundlagen. Regensburg: Bosse, 1987, SS. 39, 44, 47, 49 et passim.
Литература
- Fétis J.-F. Traité complet de la théorie et de la pratique de l’harmonie. Paris, 1844.
- Яворский Б. Л. Строение музыкальной речи. М., 1908.
- Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Москва, 1930.
- Тюлин Ю. Н. Учение о гармонии. Т.1. Л., 1937.
- Lindley M. Early 16th-century keyboard temperaments // Musica Disciplina 28 (1974), pp. 129-39.
- Холопов Ю. Н. Гармония. Теоретический курс. М., 1988.
- Hyer B. Tonality // The Cambridge history of Western music theory. Cambridge, Mass., 2002, p. 726—752.
Ссылки
- 2021-04-29
- 1