Рапсодия на тему Паганини
- 1 year ago
- 0
- 0
10 вариаций на тему ариетты «Unser dummer Pöbel meint» , К. 455 — сочинение для клавира Вольфганга Амадея Моцарта , датируемое 1784 годом .
Тема для вариаций была взята Моцартом из оперы Кристофа Виллибальда Глюка «Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки» ( фр. La rencontre imprévue, ou Les pèlerins de la Mecque ), которая со времён своей премьеры в 1764 году в венском Бургтеатре оставалась одним из наиболее востребованных сочинений композитора (в частности, в том же Бургтеатре была возобновлена в 1780 -м) и вообще, как считается, оказала на Моцарта влияние, особенно заметное в опере « Так поступают все » .
Использованная Моцартом ариетта Глюка начинается, в оригинальном либретто Луи Данкура , словами «Благочестивые люди нас сочтут за хвастунов» ( фр. Les hommes pieusement pour gascons nous prennent ), а в известном немецком переводе либретто начало арии звучит как «Блаженные глупцы решат, пожалуй, что мы голодали» ( нем. Dumme fromme Leute zwar meinen wohl, wir darbten gar ). Название, использованное Моцартом, — «Так думает наша глупая чернь» ( нем. Unser dummer Pöbel meint ), — вероятно, восходит к какому-то другому (ныне утерянному) немецкому переводу либретто. Для своих вариаций Моцарт сократил оригинальную тему Глюка (не использовал тт. 5-10) и заменил оригинальное Анданте на более легкомысленное Аллегретто .
23 марта 1783 года Моцарт как пианист давал в Вене концерт, программа которого включала импровизацию. Поскольку Кристоф Виллибальд Глюк присутствовал в зале, Моцарт избрал темой для импровизации мелодию из его популярной оперы. В дальнейшем, однако, Моцарт не сразу обратился к преобразованию импровизационного материала в имеющее отчётливые контуры произведение: нотный автограф «10 вариаций» датирован 25 августа 1784 года.
Клавирные вариации на тему Глюка (как и некоторые другие вариации) Моцарт писал в то же время, когда он работал над крупными оркестровыми и концертными сочинениями. Герман Аберт отмечает виртуозность, общую для концертной и камерной музыки этого периода:
Под влиянием концертов Моцарт стал писать значительно более трудными и вариации. Это заметно, в частности, по восьми вариациям на тему «Come un' agnello» («Как ягненок») из «Fra due litiganti» Сарти и десяти вариациям на тему «Unser dummer Pöbel meint» («Les hommes pieusement» — «Набожные люди») из «Pilgrime von Mekka» Глюка (KV 460 и KV 455). Близость концертов особенно сказывается в увлечении виртуозностью , использующей все регистры фортепиано , и в свободных связующих построениях между вариациями, часто имеющих характер каденций . Создавая свои циклы, Моцарт не обращает внимания на драматургическую ситуацию и рассматривает соответствующие пьесы исключительно как музыкальную основу вариаций. Поэтому он сокращает их, превращая в обычные короткие двухчастные темы .
На тему этой же ариетты К. В. Глюка сочинил вариации и итальянский композитор Джузеппе Сарти , хорошо знакомый с Моцартом и поддерживавший с ним тесные творческие отношения именно в 1784 году , незадолго до своего отъезда в Санкт-Петербург ко двору императрицы Екатерины II . По мнению Германа Аберта , вариации Сарти и Моцарта обладают заметным сходством .
Произведение Моцарта, в свою очередь, было использовано П. И. Чайковским : в его Сюите для оркестра № 4 соль мажор « », построенной на переработанных и инструментованных сочинениях Моцарта. «10 вариаций» (каждая из которых была оригинально оркестрована Чайковским) легли в основу финала сюиты.