Визит (фильм, 1964)
- 1 year ago
- 0
- 0
Визит Лессинга и Лафатера к Мозесу Мендельсону ( нем. Lavater und Lessing bei Moses Mendelssohn , 1856 год ) — картина Морица Даниэля Оппенгейма ( нем. Moritz Daniel Oppenheim , 1800—1882, подписана в нижней части картины «M[oritz] Oppenheim f[ecit] 1856» ). Изображает воображаемую встречу между философом и богословом Мозесом Мендельсоном (1729—1786), драматургом и литературным критиком Готхольдом Эфраимом Лессингом (1729—1781) и богословом, основателем криминальной антропологии и поэтом Иоганном Каспером Лафатером (1741—1801). Находится в собрании Magnes Collection of Jewish Art and Life ( Беркли , США ) .
Предполагают, что замысел картины возник у художника ещё во время поездки в Италию в 1820—1825 годах. Во время этого путешествия он познакомился с внуками Мозеса Мендельсона, известного еврейского философа-просветителя: членом общины художников-«назарейцев» , будущим директором франкфуртского Института искусств Филиппом Фейтом и женой берлинского художника Вильгельма Гензеля , Фанни (урождённая Мендельсон-Бартольди) . Оппенгейм заинтересовался биографией и взглядами самого Мозеса Мендельсона. Реализовать замысел художнику удалось только спустя 30 лет.
Картина относится к двум основополагающим моментам в истории немецко-еврейских культурных контактов XIX века .
Лессинг и Мендельсон были горячими сторонниками идеалов Просвещения. Первая встреча между ними состоялась в 1754 году , когда Лессинг уже был известным журналистом и критиком. Первоначально их встречи были основаны на общем увлечении шахматами , затем возникло и творческое сотрудничество. Тем не менее их разделяли некоторые противоречия. В отличие от Лессинга, полагавшего, что евреи должны ассимилироваться, Мендельсон считал, что возможно участие еврея в европейской культуре без утраты национально-религиозной индивидуальности. Многолетняя дружба и общая увлечённость шахматами повлияли на пьесу Лессинга «Натан Мудрый», включая даже такую деталь, как увлечение главного героя пьесы шахматами.
В 1769 году пастор Лафатер в открытом письме предложил Мендельсону опровергнуть догматы христианства, а если он не сможет это сделать, то принять христианство , Мендельсон направил Лафатеру письма, в которых он, не отказываясь от иудаизма , обошёл острые углы проблемы. Полемика Мендельсона с Лафатером вызвала живой интерес современников и сочувствие общественности к Мендельсону, под давлением которой Лафатер был вынужден принести Мендельсону публичное извинение [ источник не указан 2465 дней ] . Лессинг занял демонстративно нейтральную позицию в споре.
На самом деле Лессинг, Лафатер и Мендельсон втроем никогда не сходились за общим столом . В апреле 1763 года Лафатер единственный раз прибыл из Цюриха в Берлин , чтобы посетить Мендельсона. Лессинг не присутствовал на этой встрече.
Действие происходит в доме Мендельсона, находившемся по адресу Spandauerstraße 68 , Старый Берлин (здание не сохранилось). Мендельсон изображён в своей библиотеке слева за столом, на котором находится недоигранная шахматная партия, напротив него сидит Лафатер. Лессинг стоит в центре позади стола.
Среди визуальных элементов и аллегорий картины выделяются: