Игроки в шахматы
- 1 year ago
- 0
- 0
«Игроки́ в ша́хматы» ( итал. I Giocatori di Scacchi ) — картина, атрибутируемая представителю школы Караваджо , представляющая редкий для неё сюжет (игра в шахматы ).
Картина создана в 1610 году (некоторые искусствоведы расширяют рамки датировки до периода с 1590 по 1610 годы ), обычно атрибутируется кругу (школе) Микеланджело Меризи да Караваджо ( итал. Merisi Michelangelo detto Caravaggio , 1573—1610). В отдельных авторитетных каталогах приписывается самому художнику . Размер картины 128 на 94 сантиметров , картина принадлежит Галерее Академии , Венеция в Венеции (выставлена в экспозиции Convento dei Canonici Lateranensi Gallerie dell'Accademia ), Inv. Nr. 743. Техника — масляная живопись на холсте.
a | b | c | d | e | f | g | h | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
8 |
|
8 | |||||||
7 | 7 | ||||||||
6 | 6 | ||||||||
5 | 5 | ||||||||
4 | 4 | ||||||||
3 | 3 | ||||||||
2 | 2 | ||||||||
1 | 1 | ||||||||
a | b | c | d | e | f | g | h |
На картине изображены три человека, двое из которых играют в шахматы: мужчина, скромно, но изящно одетый; юноша, одетый в яркий дорогой костюм, которого приобнимает женщина; сама женщина одета в полупрозрачную рубашку и простое лёгкое платье (на лице заметны морщины, она явно не молода, ведёт себя развязно, в руке зажат кошелёк с деньгами, вероятно, она — девица легкого поведения). На мужчинах шляпы, рядом с шахматной доской лежит горсть серебряных монет. Место действия, остающееся в полутьме, не вызывает уважения у персонажей и позволяет им не считаться с условностями. На столе в непосредственной близости от мужчины два разных вида крепкого алкоголя.
Молодой человек одерживает победу в партии, жест руки противника обычно выражает на картинах этого времени удивление или признание своего поражения.
Сюжет, связанный с азартом в играх, представлен творчеством и самого Караваджо , а особенно широко — в творчестве его последователей . Он позволяет передать тонкие психологические нюансы реакции участников и зрителей игры . Часто в основе работ последователей художника оказывались композиции самого Караваджо, а иногда даже сюжетно не связанные с азартной игрой. Так в основу композиции картины Теодора Ромбоутса «Игроки в карты» (Королевский музей, Антверпен ) положена композиция «Призвания апостола Матфея» Караваджо. Ромбоутс даже процитировал двух персонажей итальянского художника: стоящий спиной солдат на переднем плане и старик, всматривающийся сквозь очки в карты своего соседа .
Изображение игры в шахматы в творчестве караваджистов представлено только данной картиной. Обычно они изображали игру в карты или триктрак , где победа определяется в значительной степени везением и проявляются гораздо более яркие страсти .
На картине легко различима шахматная позиция на доске. У чёрных большой материальный и позиционный перевес. Юноша делает ход чёрной ладьёй , которую держит в руке над доской, на а3 , ставя мат белому королю . Как и на некоторых других картинах этого времени, чёрные клетки здесь соответствуют расположению белых на современной доске ( a1 белая, а не чёрная, как требуется сейчас).