Interested Article - Сам с собою, или Игра в шахматы

Сам с собою, или Игра в шахматы — картина русского художника Григория Мясоедова , произведение позднего периода его творчества. В настоящее время находится в коллекции музея шахмат в Москве .

История возникновения и судьба картины

Музей шахмат в Москве. Место хранения картины

Художник написал картину в 1907 году в Полтаве , где находилась его усадьба . Размер — 63 на 90 сантиметров. Подпись художника на картине — «Г. Мясоедов» (стоит на коробке с фигурами в нижнем левом углу). Картина «Сам с собой» была одним из экспонатов на XXXVI выставке Товарищества передвижных художественных выставок .

Картина находилась в собрании автора, но после смерти отца в 1911 году Иван Мясоедов распродал все его картины. Портрет был куплен неизвестным шахматистом-любителем как картина, написанная на шахматную тему .

В настоящее время хранится в музее шахмат России, до этого принадлежала шахматному коллекционеру Вячеславу Александровичу Домбровскому (1905—1966) . Он был начальником пожарной части в блокадном Ленинграде , а после войны — директором специализированного шахматного магазина на улице Желябова . В молодости, будучи шахматистом-любителем, он увлёкся коллекционированием шахмат и шахматной литературы. Домбровский сделал часть своей коллекции доступной для посетителей, превратив её в своеобразный частный бесплатный музей . Тем не менее, в некоторых статьях картина значилась как утерянная .

После смерти коллекционера в 1966 году его коллекция была разделена на три части: одну купил Лотар Шмид , гроссмейстер , шахматный функционер и коллекционер из ФРГ ; вторая часть попала в Таллинский шахматный клуб; часть коллекции была выкуплена Шахматной Федерацией СССР . Эта часть коллекции стала основой для существующего ныне Музея шахмат в Москве на Гоголевском бульваре . Первоначально картина хранилась в фонде, так как создание музея в 1966 году ещё только планировалось, а после официального открытия музея шахмат в Москве, которое состоялось в 1980 году , находится в его экспозиции .

Григорий Мясоедов получил блестящее образование, в детстве изучал древние языки в гимназии , был не только идейным лидером передвижников, но и близким другом композиторов «Могучей кучки» Ц. А. Кюи , М. А. Балакирева , А. Н. Серова , музыкального критика В. В. Стасова , но биографы не приводят документальных свидетельств интереса художника к шахматам .

Сюжет картины

Музей шахмат. Картина Григория Мясоедова в экспозиции музея.

На картине изображён благородный седобородый старик, одетый в чёрное, сидящий за столом в одиночестве. Он рассматривает шахматную позицию, расставленную на доске. На переднем плане: красная роза, коробка с шахматными фигурами; сбоку — потушенная керосиновая лампа . Комната погружена в темноту. На заднем плане угадывается висящая на стене картина.

Сюжет картины вызывает оживлённую дискуссию среди искусствоведов и историков шахмат. В настоящее время существует несколько версий:

I. Версия Домбровского — на картине изображён князь Сергей Семёнович Урусов (1827—1897) — генерал-майор русской армии и русский шахматист XIX века . Присутствует внешнее сходство, но Урусов никогда не носил очков .

II. Версия историка шахмат Исаака Линдера . На картине изображён Александр Дмитриевич Петров (1799—1867) — первый русский шахматный мастер, теоретик шахмат, писатель, государственный деятель ( тайный советник — III класс «Табели о рангах» ). Присутствует сходство, именно в очках он запечатлён на двух сохранившихся гравюрах. Особенно близок изображению рисунок Петра Бореля , который гравировал Лаврентий Серяков (1871). Внешность человека, изображённого на картине, соответствует и текстовому описанию англичанина Дэвида Солтера. Домбровский приобрёл одновременно и, видимо, от одного и того же человека ещё и первое издание шахматного учебника Петрова 1824 года с дарственной надписью автора своей будущей жене. Линдер предполагал, что картина была написана по фотографии шахматиста. О том, что картина сделана после смерти шахматиста (своеобразный посмертный портрет для родственников на основе гравюры, которую они, возможно, предоставили художнику), вероятно, говорит и роза , изображённая на ней на переднем плане .

В соответствии с этой версией на обложке Программы мемориала А. Д. Петрова, проводившегося в Санкт-Петербурге 7—16 февраля 1996 года был изображён этот портрет.

III. Версия искусствоведа В. С. Оголевца. На картине изображён альтер эго художника, при несхожести внешнего облика, отражающий состояние его внутреннего мира в конце жизни . Одиночество художника привело к духовному опустошению, которое и выражает портрет:

«Мясоедов последние годы жизни находился в состоянии глубокой душевной подавленности. Здесь помимо отхода от живой деятельности, к которой привык Мясоедов в предшествующие десятилетия, нашли свое выражение и некоторые качества его сложной, отнюдь не мягкой натуры, качества, в лучшую пору жизни подавляемые творческим подъёмом, активной деятельностью. Некоторые работы этого времени, по-видимому, прямым образом отражают его состояние духа („Сам с собою“, или „Игра в шахматы“, 1907, местонахождение неизвестно)».

Оголевец В. С. Воспоминания о Г. Г. Мясоедове .

Картина написана в 1907 году, когда Мясоедов испытывал острое чувство одиночества после смерти жены и осложнения отношений с сыном (сын Мясоедова Иван сам был известным художником- модернистом , но отец его долгое время не считал своим сыном, постоянно унижал, в детстве избивал, воспринимал как недостойное его занятие силовым спортом, с подозрением относился к его восхвалению наготы ).

IV. Версия искусствоведа Наталии Ивановой. На картине изображён частый натурщик художника в последние годы его жизни — тот же персонаж, что и, например, на картине «Старик с книгой» (1902). Известно, что для неё позировал художнику его садовник. Возможно пересечение этой версии с предыдущей — неоднократно изображая этого человека, художник мог наделять его своими переживаниями и мыслями .

Позиция на шахматной доске, изображённая на картине

a b c d e f g h
8
d8 чёрный король
d7 чёрная пешка
c6 чёрная пешка
h6 чёрный слон
d4 чёрная пешка
c3 чёрный ферзь
d3 белая пешка
e3 чёрная пешка
f3 белая ладья
g3 белая пешка
b2 чёрный конь
c2 белая пешка
e2 белый ферзь
f1 белая ладья
g1 белый король
8
7 7
6 6
5 5
4 4
3 3
2 2
1 1
a b c d e f g h
Позиция на картине в реконструкции Исаака Линдера

На картине изображена позиция (реконструкция Исаака Линдера): белые — Крg1, Фe2, Лf1, Лf3, пешки : c2, d3, g3; черные — Kрd8, Фc3, Сh6, Кb2, пешки: c6, d7, d4, e3 . Такая позиция вполне может встретиться в реальной партии. И чёрные и белые имеют перспективы продолжения борьбы, хотя материальный перевес на стороне белых, чёрные нагнетают давление на позицию противника.

Позицию на доске реконструировал независимо от Линдера С. Б. Губницкий , его реконструкция совпадает с линдеровской, запись позиции у него выглядит так (дословно):

«белые — K [король]g1, I [ферзь]e2, G [ладья]f1, G f3, A [пешки]c2, d3, g3; черные — Kd8, Ic3, Eh6, Cb2, Ac6, d7, d4, e3».

Губницкий С. Б. Мир шахмат и шахматы в мире. 64 учебно-познавательных блока для новичков и весьма опытных игроков, а также для всех, кто интересуется шахматами как явлением мировой культуры

Место картины в творчестве художника

Картина относятся к последнему периоду творчества Мясоедова, начавшемуся в 1890-е годы. Это был сложный в личных отношениях художника с его близкими людьми период, отмеченный упадком творческих сил. Изменяется один из главных героев творчества Мясоедова — русское крестьянство . Происходит расслоение крестьянства, исчезает его патриархальная цельность, развивается деревенская буржуазия , обостряются классовые конфликты в русской деревне. Художник утрачивал контакты с прежде понятными ему героями его картин, сосредоточился на портретах представителей интеллигенции , выполняет эскизы декораций для театральных постановок. Принадлежавший к реалистическому течению в искусстве художник начинает испытывать влияние салонной живописи .

См. также

  • «Шахматист» — рисунок Яна де Брая на тему одиночества шахматиста

Галерея (возможные прототипы портрета)

Примечания

  1. Шахматы: энциклопедический словарь / гл. ред. А. Е. Карпов . — М. : Советская энциклопедия , 1990. — С. 263. — 621 с. — 100 000 экз. ISBN 5-85270-005-3 .
  2. Линдер И. М., Иванова Н. // Шахматный листок : Журнал. — 1994. — № 2 . — С. 65 . 10 августа 2016 года.
  3. . XXXVI передвижная выставка картин Т-ва передвижных художественных выставок: каталог. — СПб. : Тип. Брауде, 1908.
  4. Нудельман Д. Фишка.Ру (16 июня 2014). Дата обращения: 9 августа 2016. 10 августа 2016 года.
  5. . Chess-Land (16 июня 2014). Дата обращения: 9 августа 2016. Архивировано из 11 ноября 2014 года.
  6. Авербах Ю. . Российская Шахматная Федерация (25 сентября 2014). Дата обращения: 9 августа 2016. 11 ноября 2014 года.
  7. Домбровский В. // Шахматы в СССР : Журнал. — 1960. — № 6 . 30 января 2019 года.
  8. Оголевец В. С. . . — М. : Искусство, 1981. — С. 11. — 95 с. 2 января 2017 года.
  9. . Rus-Ekskurs.net. Дата обращения: 9 августа 2016. 6 августа 2016 года.
  10. Елисеев Н. // Сеанс : Журнал. — 2015. — № 33/34 . 29 сентября 2015 года.
  11. Губницкий С. Б. Rus-Ekskurs.net. Дата обращения: 9 августа 2016. 20 октября 2016 года.
  12. . Библиотекарь.Ру. Дата обращения: 9 августа 2016. 30 сентября 2016 года.
Источник —

Same as Сам с собою, или Игра в шахматы