Interested Article - Шахматисты (картина Корнелиса де Мана)

Шахматисты ( англ. The Chess Players ) — картина голландского художника Корнелиса де Мана ( нидерл. Cornelis de Man , 1621—1706).

История создания и судьба картины

Картина создана Корнелисом де Маном около 1670 года . Техника — масло, холст. Размер — 97,5 на 85 сантиметров . Современное местонахождение — Музей изобразительных искусств в Будапеште . Инвентарный номер (Inv. Nr.) — 320. Картина поступила в музей в 1871 году .

Сюжет

Интерьер картины — жилая комната (спальня как таковая в голландских домах этого времени не существовала, кровать размещалась в одной из жилых комнат), в которой ухоженный мужчина и элегантно одетая дама играют в шахматы. Кошка (обычно на картинах на шахматную тему изображалась не кошка, а декоративная собака; примеры: миниатюра «Карл Ангулемский и Луиза Савойская играют в шахматы» Робине Тестара , миниатюра «Герцог Альбрехт V и его жена Анна за игрой в шахматы» Ганса Милиха, картина «Игроки в шахматы» Лодовико Карраччи...), картины и старинные меха для раздувания огня в камине возле очага создают атмосферу приятного домашнего времяпровождения, интригу вносят жест мужчины (стандартный жест на подобных изображениях, передающий удивление и признание своего поражения) и насмешливый взгляд девушки на зрителя.

Фигуры и жесты персонажей достаточно искусственны, но это искупается реалистичным изображением интерьера. Внутреннее убранство голландских домов XVII века достаточно простое, но одновременно уютное. Стол имеет массивные резные ножки, из-за которых он и получил особое название «балпут» («грушеобразные ноги») . Такие столы делались чаще всего из дуба, столешница раздвигалась, на картине она покрыта тяжёлой скатертью с ярким геометрическим узором. Голландские стулья этого времени имеют высокую прямую спинку и высокие подлокотники. Обивались такие стулья обычно кожей с помощью крупных гвоздиков с круглыми шляпками. Картины на стенах помещались в декоративные рамы. В углу комнаты находится традиционный шкаф-кровать. Он был обычно сделан из досок, закрывался пологом из тяжёлой декоративной ткани. Камин по традиции выложен декоративной керамической плиткой .

Женщина сделала паузу перед своим заключительным ходом, держа в руке шахматную фигуру (коня), она поворачивает голову, чтобы иронически посмотреть на зрителя. Мужчина делает жест, означающий, что он понимает, что терпит поражение и изумлён неожиданным исходом партии. Выражение лица женщины и особенно улыбка указывает на то, что она чётко знает, как завершить партию в свою пользу. Любопытно изображение кошки с колокольчиком на шее, греющейся у зажжённого камина (что противопоставляет теплоту отношений персонажей в интерьере холоду, подразумеваемому за пределами дома), которая бросает взгляд на свою хозяйку. Свет в центральной и нижней левой части картины течёт тепло и спокойно. Хорошо различимы плиточный пол в шахматную клетку, небольшая поленница и меха для раздувания огня рядом с кошкой в нижнем левом углу. Верхняя и задняя часть этой комнаты погружены в полумрак.

На стене сзади висит причудливой формы старинный струнный щипковый музыкальный инструмент цистра По форме он напоминает современную полуовальную мандолину . Интерьер предполагает верхушку среднего класса голландской семьи, которая может позволить себе такое развлечение ( шахматы , музицирование) в свободное время .

Картины Корнелиса де Мана позволяют реконструировать интерьер его мастерской . В частности, тот же интерьер запечатлён на картине Корнелиса де Мана «Взвешивающий золото» (1670).

Рука женщины, в которой она держит фигуру коня , заслоняет часть доски, что требует от зрителя решения своеобразной головоломки, — почему мужчина охвачен удивлением и демонстрирует признание своего поражения. Позиция, видимая на доске, не располагает к такой реакции. Рука женщины должна заслонять ладью , стоящую на поле h7 или g7 , которая имеет решающую роль в короткой и достаточной простой комбинации, приводящей к развязке. Предыдущий ход чёрных — 1. … Фd8+ . Вероятно, ферзь с шахом отступал от нападения на него белой фигуры (например, этой самой ладьи). Ответный ход белых не только закрывает от чёрного ферзя белого короля, но и ставит чёрным мат: 2. Кd6X е4 ).

Интересные [ кому? ] факты

Миниатюрную копию картины «Шахматисты» Корнелиса де Мана для The Museum of Art Miniatures ( замок Локет , Чехия ) выполнила Виктория Морозова в масштабе 1:12. Копия была представлена на фестивале миниатюристов в Кенсингтоне , Великобритания . [ неавторитетный источник ] [ источник не указан 824 дня ]

Примечания

  1. Дата обращения: 10 июля 2016. 8 июля 2016 года.
  2. Дата обращения: 10 июля 2016. Архивировано из 2 августа 2016 года.
  3. Дата обращения: 10 июля 2016. 18 августа 2016 года.
  4. Дата обращения: 10 июля 2016. 8 января 2017 года.
  5. Дата обращения: 10 июля 2016. 16 августа 2016 года.
  6. Дата обращения: 10 июля 2016. 10 августа 2016 года.
  7. Дата обращения: 10 июля 2016. 14 мая 2016 года.
  8. Дата обращения: 10 июля 2016. 13 октября 2016 года.
  9. Walter A. Liedtke, Michiel Plomp, Axel Rüger. Vermeer and the Delft School. Metropolitan Museum of Art / Yale Un. Pr. 1981. ISBN 0-300-08848-5 . ISBN 978-0300088489 . Р. 308—309.
  10. Дата обращения: 7 марта 2022. 10 апреля 2016 года.
Источник —

Same as Шахматисты (картина Корнелиса де Мана)