Арабы
- 1 year ago
- 0
- 0
Арабы, играющие в шахматы ( фр. Arabes jouant aux échecs ) — картина французского художника Эжена Делакруа , создана в 1847—1848 годах.
Согласно Дневнику Делакруа, он работал над этой картиной в июле 1847 года во время пребывания в своем доме в местечке Champrosay , недалеко от Парижа . К этому времени он был признанным и заслуженным мастером, в 1846 году стал кавалером Ордена Почётного легиона , завершал роспись библиотеки Палаты депутатов по официальному правительственному заказу . Сохранился подготовительный рисунок фигуры женщины с сосудом на плече к картине , выполненный на бумаге пером и коричневыми чернилами с размытием . Владельцем рисунка был Филипп Бурти (художественный критик, широко известный в 1850—1870-е годы). Большой почитатель Делакруа, он опубликовал переписку художника в 1878 году . Современные искусствоведы датируют картину более широким временным интервалом — 1847—1848 годами. Она была продана в 1848 году через агентство Лефевра Вейля ( фр. Weill, Lefebvre ) за 200 франков .
Делакруа посетил Северную Африку в 1832 году , но поездка имела большое и длительное влияние на его работу. С расстояния пятнадцати лет Делакруа чувствовал, что он был более способен отразить поэтический аспект экзотических предметов, а не отвлекаться на желание достичь абсолютной точности, которую он считал в конечном счете далёкой от истины .
Через год после создания картины она была воспроизведена в виде гравюры , но с некоторыми изменениями. Место действия было перенесено в Иерусалим , а женщина, несущая кувшин, была описана как Ревекка , возвращающаяся от колодца .
Размер картины: 55 на 46 сантиметров (или 55,5 x 46, 56 × 46,6 — по другим данным ), а с оригинальной рамой — 80,30 x 71,40 x 10,20 сантиметров . Техника — холст, масло. В настоящее время картина находится в Шотландской национальной галерее , Эдинбург , Inv. Nr. NG 2190.
Картина изображает двух арабов, сидящих на земле за шахматной партией, за их игрой наблюдает женщина, держащая на плече сосуд.
Некоторые картины Делакруа (в их числе и «Арабы, играющие в шахматы») вызывают ассоциации с классическими «пасторалями» и напоминают о жанровых сценах Мурильо , Рубенса , Адриана ван Остаде , Давида Тенирса Младшего . Однако, Делакруа соединяет своих персонажей не через движения и жесты, а через композицию картины. Главный герой при этом отсутствует, передача среды и пространства оказывается приоритетнее, чем иллюстративное изображение конкретного события.
По общему композиционному построению работа Делакруа сопоставляется искусствоведами с картиной Никола Пуссена «Et in Arcadia Ego» ( Лувр , Париж) . Оживлённо взаимодействующие персонажи противопоставляются женщине, наблюдающей за ними.
В изображении непривычных для европейского взгляда поз арабов искусствоведы видят влияние персидской и индийской миниатюры, которую Делакруа копировал в Национальной библиотеке Франции . Художник сознательно допускает отдельные анатомические «ошибки»: неправильная посадка головы, удлинённые, бескостные руки, неточное согласование частей тела. Фигуры из «Арабов, играющих в шахматы» напоминают древнеегипетские статуэтки, рельефы и росписи. Находясь под впечатлением недавних археологических и научных открытий на Ближнем Востоке , Делакруа подчеркивает преемственность живописи XIX века с культурой древних восточных цивилизаций наряду с античностью .
Искусствоведы отмечают также композиционное сходство картины с работами Рафаэля , которое заключается во включении зрителя в круг изображаемых персонажей. Делакруа превращает в своеобразного наблюдателя отдельно стоящую женщину, предлагая своим зрителям ощутить себя на его месте, воспринять жизнь Востока как нечто близкое .