Interested Article - Сарнет, Райнер

Райнер Сарнет ( эст. Rainer Sarnet , 3 марта 1969 , Раквере , Эстонская ССР , СССР ) — эстонский режиссёр кино и театра, лауреат национальных и международных премий. Его фильм «Ноябрь» был выдвинут от Эстонии на соискание Премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» , но не вошёл в шорт-лист лучших фильмов на иностранном языке .

Биография

Райнер Сарнет родился в эстонском городе Раквере в 1969 году . Режиссёр вспоминает его как маленький городок, где всё находилось «на расстоянии вытянутой руки». Особенно большое влияние на подростка оказал, по его словам, средневековый замок в Раквере, полуразрушенный и доступный для детей во время игр .

Сарнет окончил (эст.) в Раквере, а затем Таллинский педагогический университет в 1998 году по специальности «кинорежиссура» . Работал художником-мультипликатором, позже поступил на режиссёрские курсы. После их окончания снял несколько выпусков мультипликационных сериалов. К изучению монтажа и других элементов кинопроизводства Райнер приступил после поступления в школу кино, основанную (эст.) . Первым игровым фильмом Сарнет стала десятиминутная немая лента «Морская болезнь» ( эст. «Merehaigus» ). Копия оригинала фильма, участвовавшая в кинофестивалях, была утеряна, однако сохранилась её видеоверсия, которая была издана на DVD .

В 2005 году Сарнет поставил полнометражный телевизионный фильм (эст.) ( эст. «Libahundi needus» ) . Годом позже Райнер снял киноновеллу «Неуловимое чудо» ( эст. Tabamata ime ) по одноимённой пьесе Эдварда Вильде 1912 года, посвященной проблемам национальной культуры. Его работа вместе с фильмами ещё ряда эстонских режиссёров вошла в одноимённый киноальманах .

Ещё год спустя, в 2007 году режиссёр снял свой первый полнометражный художественный кинофильм (эст.) ( эст. «Kuhu põgenevad hinged» ), который повествует о сложном процессе взросления современной девочки-подростка: на фоне рождения матерью 15-летней главной героини фильма ребёнка от её отчима режиссёр « создает и выносит на суд зрителя особый женский мир », сложное переплетение чувств ревности, одиночества, потребности во внимании — « неотъемлемых частей человеческой сути » .

Александровский собор, где проходили съёмки фильма «Идиот». Интерьер

Следующей работой режиссёра стал фильм (эст.) ( эст. «Idioot» ) по роману Фёдора Достоевского , увидевший свет в 2011 году. Все сцены этого фильма, включая парковые, снимались в Александровском лютеранском соборе Нарвы . Съёмки фильма в ограниченном пространстве Сарнет объяснял желанием не только сэкономить время и деньги, но и желанием создать психологическую и концентрированную кинокартину, « близкую к театральному представлению » . На Таллинском кинофестивале «Тёмные ночи» кинооператор фильма Март Таниэль получил награду за лучшую работу .

В 2017 году Райнер Сарнет снял чёрно-белую притчу «Ноябрь» ( эст. «November» ) совместного производства Эстонии, Польши и Нидерландов . В основу сценария фильма была положена книга эстонского писателя Андруса Кивиряхка (эст.) ( эст. «Rehepapp ehk November» , 2000). Фильм был включён в конкурсную программу Международного кинофестиваля Трайбека , где оператор фильма получил Приз жюри . Фильм демонстрировался в США и привлёк внимание кинокритиков. Оператор фильма был также удостоен награды Общества кинематографистов США , на (англ.) награды был удостоен сам Райнер Сарнет за режиссуру. На фестивале Фантаспорту фильм получил две награды: Приз жюри и как Лучший художественный фильм, на международном Минском кинофестивале он стал победителем в двух номинациях — Гран-при и Приз Юрия Марухина . На Таллинском кинофестивале «Тёмные ночи» он был признан Лучшим эстонским фильмом . Обозреватель The New York Times отмечала в фильме красоту визуального решения, остроту поставленных нравственных проблем, умелое использование национального фольклора и безумие в стиле группы «Монти Пайтон» .

Обозреватель The Hollywood Reporter нашёл в фильме мотивы и влияние раннего творчества канадского режиссёра-экспериментатора Гая Мэддина и фильмов чешского аниматора Яна Шванкмайера . Он отмечает необычный образ примитивного робота — (эст.) . Сделанный из того, что оказывается под рукой у крестьянина (черепа животного, граблей и ржавых ножей), он получает жизнь от колдуна с помощью магии, за которую нужно заплатить душой и подписать договор кровью. Кратт неустанно работает, но если человек не сможет занять его работой, то он способен превратиться в зло, и даже совершить убийство своего хозяина . По мнению критика из The Boston Hassle «этот фильм не похож ни на что, что я когда-либо видел». Он характеризует фильм как повествование о любви, сопровождающееся серией причудливых виньеток из суеверий, эпизодов жестокой борьбы эстонских крестьян за выживание и элементов повседневной жизни эстонской деревни XIX века. Главная героиня фильма, — крестьянка по имени Лиина, влюбляется в односельчанина Ганса, который, в свою очередь, влюбился в немецкую баронессу. Героиня пытается использовать магию в борьбе за любимого человека. Немецкий барон живёт в огромной, хотя и пришедшей в упадок усадьбе, пассивно наблюдая за хаосом, который его окружает, он никогда не вмешивается в происходящее вокруг него. Барон настолько оторван от реальности, что не замечает, как эстонцы пробираются в его дом и на его землю, похищая всё, что попадается под руку .

«Ноябрь» получил премию эстонских кинокритиков как лучший фильм 2017 года , он был выдвинут от Эстонии на соискание Премии Американской академии кинематографических искусств и наук «Оскар» , но не вошёл в шорт-лист лучших фильмов на иностранном языке .

Театральная деятельность Райнера Сарнета связана с первым частным театром Эстонии Театром фон Краля в Таллинне . В этом театре он поставил спектакли по символистской драме «Снег» Станислава Пшибышевского в 2005 году, «Мать» по роману Максима Горького в 2005 году и по пьесе (англ.) Эльфриды Елинек в 2008 году .

Личная жизнь

Режиссёр предпочитает не распространяться о личной жизни. Он так пересказывает свою биографию:

«За 48 лет существования Райнер Сарнет поставил пять фильмов , жил с тремя женщинами, накопил около десяти друзей, страстно любил Фассбиндера и ставил в театре пьесы Пшибышевского , Горького и Елинек . В киношколе его считали вундеркиндом , но он получил возможность это доказать только 15 лет спустя фильмом „Идиот“».

Олег Сулькин. Райнер Сарнет: «Эстонская мифология щедра на ужасы и нравоучения»

Особенности творчества

Режиссёр сочетает работу в кино и театре, признавая, однако, принципиальное различие между ними. По его словам, в театре месяцами находишься в одном помещении с актёрами, общение с которыми носит чрезмерно интенсивный характер, а репетиции утомляют. В кино возможность менять место съёмок и монтаж придают, напротив, динамизм работе .

Среди источников своего вдохновения режиссёр называет фильмы Андрея Тарковского , Джима Джармуша и Райнера Вернера Фассбиндера , в творчестве которого отмечает театральность и необычную игру артистов. Также он выделяет такие советские комедии, как « Афоня », « Бриллиантовая рука » и « Служебный роман » . Съёмки одного и того же пейзажа режиссёр иногда проводит в разных местах. Так, ландшафт «Ноября» снимался в Валгамаа — национальном парке Карула, в Рокка-аль-Маре , в Эстонском музее под открытым небом, на мызах Малла и Колга, а также на мызе Луке ( Тартумаа ). Затем эти пейзажи были соединены в единое целое посредством монтажа. Часто Сарнет снимает в своих фильмах непрофессиональных актёров. Чёрно-белое кино режиссёр воспринимает как возможность передать реалии прошлого, вымысел и фантазию .

Фильмография

Полнометражные художественные кинофильмы:

Год Русское название Оригинальное название Роль
2007 ф Куда уходят души эст. Kuhu pogenevad hinged режиссёр , сценарист
2011 ф Идиот эст. Idioot режиссёр , сценарист
2017 ф Ноябрь эст. November режиссёр , сценарист

Примечания

  1. Aili Vahtla. . Eesti Rahvusringhääling (16 декабря 2017). Дата обращения: 27 июля 2018. 28 июля 2018 года.
  2. .
  3. Пастухов, Денис . Спутник Эстония. Новости (27 января 2018). Дата обращения: 13 июня 2018. 26 июня 2018 года.
  4. . Минский международный кинофестиваль "Лістапад". Дата обращения: 27 июля 2018. 27 июля 2018 года.
  5. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  6. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  7. . «Rutab.net». Дата обращения: 21 июля 2018. 22 июля 2018 года.
  8. . АО Forum Cinemas (Официальный сайт сети кинотеатров Эстонии) (26 октября 2007). Дата обращения: 13 июня 2018. 27 июня 2018 года.
  9. Vladan, Petkovic (англ.) . Cineuropa (5 декабря 2011). Дата обращения: 19 июня 2018. 27 июня 2018 года.
  10. (англ.) . IMDB. Дата обращения: 20 июля 2018.
  11. .
  12. .
  13. .
  14. Пастухов, Денис . Спутник Эстония. Новости (14 января 2018). Дата обращения: 13 июня 2018. 26 июня 2018 года.
  15. Пастухов, Денис . Спутник Эстония. Новости (16 января 2018). Дата обращения: 19 июня 2018. 26 июня 2018 года.
  16. (эст.) . Von Krahli Teater. Дата обращения: 23 июля 2018. 30 июля 2018 года.
  17. Он включает в их число, кроме трёх кинофильмов, собственный полнометражный телевизионный фильм, а также фильм, ставший результатом коллективной режиссёрской работы.
  18. (англ.) на сайте Internet Movie Database
  19. (англ.) на сайте Internet Movie Database

Ссылки

Литература

  • Сулькин, Олег. // Голос Америки : Радиостанция. — 2017. — 15 апреля. 19 мая 2017 года.
  • Catsoulis, Jeannette. (англ.) // The New York Times : Газета. — 2018. — 22 February. 19 апреля 2018 года.
  • DeFore, John. (англ.) // The Нollywood Reporter. — 2017. — 5 October. 4 октября 2018 года.
  • McCafferty, Nicola. (англ.) // The Boston Hassle. — 2018. — 17 April. 21 января 2019 года.
Источник —

Same as Сарнет, Райнер