Interested Article - Кавасэ, Хасуй
- 2021-08-26
- 1
Хасуй Кавасэ ( яп. 川瀬 巴水 Кавасэ Хасуй , настоящее имя Бундзиро Кавасэ ( яп. 川瀬 文治郎 ) , 18 мая 1883 , Токио , Япония — 7 ноября 1957 , Ота , Токио, Япония ) — японский художник, работавший в технике акварели , гравюры и масляной живописи.
Биография
Хасуй Кавасэ родился в Токио в семье торговца. Из-за серьёзных проблем со здоровьем, которые беспокоили его всю жизнь вплоть до смерти, он провёл значительную часть своего детства в окрестностях
, где жила его тётя. В двенадцать лет он вынужден был оставить школу . Желание стать художником поддержала его сестра, которая помогала ему материально в годы обучения и первые годы самостоятельной работы. Начал занятия живописью в четырнадцать лет в мастерской художника Бокусэна Аояги, но был вынужден оставить их по настоянию отца. Отец мечтал, чтобы Кавасэ продолжил семейное дело. Конфликт с сыном был урегулирован, когда его сестра вышла замуж за сотрудника магазина и взяла на себя деловые обязанности .Работал в технике акварели и масляной живописи. Ученик Сабуросукэ Окады , считавшего себя художником европейской школы, он в то время следовал западным традициям, восхищаясь живописью художников группы «Общество Белой лошади». В 26 лет пытался поступить в обучение к (художнику, работавшему в традиционном японском стиле), но тот сначала отказал ему, а потом всё же принял. Именно Киёкате дал ему новое творческое имя — «Хасуй» , хотя наибольшее влияние на его стиль по признанию самого Кавасэ оказало творчество другого художника — (1880—1916) . Два года обучения у Кабураги дали результат — крупный издатель Сёдзабуро Ватанабэ приступил к сотрудничеству с молодым художником . Сам художник признавал впоследствии, что огромное влияние на его творчество оказало знакомство с циклом художника Синсуя Ито «Восемь видов на озеро Бива », который был представлен на совместной выставке художественных обществ «Ugokai» и «Kyodokai» . В это время Кавасэ активно работал с крупными японскими журналами, занимаясь их дизайном .
Художник часто путешествовал в поисках натуры. Он был невысокого роста и близорук, что доставляло ему дополнительные сложности в работе. Хасуй Кавасэ был вынужден носить толстые очки. На путешествия он тратил много денег, так что не разбогател, хотя и жил в достатке. Дважды терял свой дом: в 1923 году во время великого землетрясения Канто , а затем — после бомбардировок Токио в 1945 году .
С 1918 по 1923 годы Хасуй Кавасэ сотрудничал с лидером школы син-ханга Ватанабэ, который пытался придать традиционной гравюре укиё-э большую индивидуальность стиля. Первым опытом их сотрудничества стали «Четыре вида горячих источников в Сиобаре» (1918). Наиболее яркими работами данного времени стали две серии пейзажей Кавасэ: «Воспоминания о путешествии» (между 1919 и 1923 годами) и «Двенадцать видов Токио» (1919) .
В этот период Кавасэ получил заказ на выполнение восьми пейзажей виллы и сада барона Кояты Ивасаки; гравюры были использованы впоследствии в качестве сувениров для гостей барона. Коята Ивасаки (1879—1945) — японский предприниматель, четвёртый руководитель дзайбацу Mitsubishi Group с 1916 по 1945 год, один из самых богатых и влиятельных людей того времени .
Ватанабэ опубликовал более ста работ Кавасэ. Во время пожара после землетрясения 1 сентября 1923 года типография Ватанабэ и дом Кавасэ сгорели . Художник также работал и с другими издателями, среди которых: Кавагути в 1929 году, Дои Тэйкити в 1931 году, Иида в 1932 году и другие .
Творчество Кавасэ было хорошо представлено на коллективных выставках японских художников в Испании («Специальная выставка современных японских гравюр», Толедо , 1930; «Современные японские гравюры: работы десяти художников за последние пять лет», Толедо, 1936). Во время II мировой войны он провел много времени в Сиобаре. После войны его известность в Европе была использована правительством Японии для представления страны в туристических изданиях .
В 1956 году Кавасэ получил почётное звание « Живого национального сокровища Японии» . Скончался он в возрасте 74 лет. За свою жизнь Кавасэ создал более 600 сельских и городских пейзажей . В Японии в настоящее время Кавасэ, наряду с Хокусаем и Хиросигэ , составляет тройку крупнейших [ источник не указан 1437 дней ] японских живописцев. Он стал известен на Западе благодаря американскому коллекционеру Роберту О. Мюллеру (1911—2003). Именно с приобретения работы Хасуя Кавасэ за 5 долларов в 1931 году он начал создавать свою японскую коллекцию .
Долгое время художник был больше известен за границей, чем на родине. В последнее время интерес к его творчеству возродился и в Японии. Крупные выставки работ художника состоялись в
в 2013—2014 годах и в мемориальном музее в 2015—2016 годах .Особенности творчества
Хасуй Кавасэ специализировался на изображении ландшафтов . В его гравюрах есть изображения людей, но их мало. Они выполняют функцию стаффажа в картинах западноевропейских пейзажистов. Даже на картинах, изображающих города, лишь пустынные улицы. Сам Кавасэ объяснял это трудностями создания эскиза, поскольку люди не статичны . Он создавал гравюры, акварели, картины маслом. Как и импрессионисты , художник изображал элементы повседневной жизни: дома, поля, ручьи, холмы. Подобно Клоду Моне он рисовал одни и те же места в разное время суток, в различную погоду, любил изображать дождь и снег. Он экспериментировал со светом, изображая объект сначала в солнечный день, а затем — в лунную ночь. Кавасэ считал себя реалистом и использовал знания западной живописи в своих композициях. Он также занимался художественной росписью по ткани и создавал традиционные подвесные свитки и ширмы .
Во время путешествий по Японии Кавасэ писал эскизы, которые позднее раскрашивал; по возвращении в столицу он передавал работы ксилографам и печатникам, но продолжал участвовать в производственном процессе и далее (в гравировке досок, с которых делают оттиски). Кавасэ отмечал, что оттиск мог выглядеть лучше его эскиза, а мог уступать ему .
Работы Кавасэ пользуются большим спросом среди коллекционеров. Цены варьируются от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов соответственно за отпечатки после и до землетрясения 1923 года. Помимо состояния гравюры, которое является важнейшим фактором стоимости, цена также зависит от того, когда была напечатана копия. Специалисты выделяют пять основных периодов: 1) период до землетрясения (до сентября 1923 года), 2) до Второй мировой войны, 3) до 1945 года, 4) после Второй мировой войны до смерти художника в 1957 году, 5) посмертные тиражи с 1958 до 1988 год, эти издания были напечатаны с оригинальных камней и были опубликованы внуком Сёдзабуро Ватанабэ, они ручной работы, но цены на них значительно ниже по сравнению с ранними довоенными изданиями .
-
Хасуй Кавасэ. Сосновый остров ночью в дождь, 1920
-
Хасуй Кавасэ. 12 видов Токио. Берег реки Комагата, 1919
-
Хасуй Кавасэ. Храм Дзодзё-дзи в Сибе, 1925
-
Хасуй Кавасэ. Снег в святилище Инокасира-Бэнтэн, 1929
-
Хасуй Кавасэ. Икэгами-хоммондзи, 1931
-
Хасуй Кавасэ. Кондзикидо под снегом. Хираидзуми, 1957
Примечания
- (яп.) . NAVERまとめ公式ブログ. Дата обращения: 21 ноября 2016. 23 ноября 2016 года.
- ↑ .
- ↑ .
- (англ.) . Hanga Gallery, Torii Gallery. Дата обращения: 21 ноября 2016. 28 августа 2014 года.
- ↑ .
- , с. 62.
- (яп.) . Photo Make. Дата обращения: 21 ноября 2016. 30 октября 2016 года.
- . Smithsonian Institution. Дата обращения: 21 ноября 2016. 23 ноября 2016 года.
- (яп.) . Chiba City Museum of Art. Каталог выставки. Дата обращения: 21 ноября 2016. 21 июля 2014 года.
- (яп.) . Maruyama Banka Museum. Дата обращения: 21 ноября 2016. Архивировано из 23 ноября 2016 года.
- , с. 126.
Литература
- (англ.) . Floating World Gallery. Дата обращения: 4 декабря 2016. Архивировано из 20 декабря 2016 года.
- Wanczura, Dieter. (англ.) . Artelino. Дата обращения: 10 ноября 2016. 14 сентября 2016 года.
- . Trustees of the British Museum. Дата обращения: 21 ноября 2016. 20 декабря 2016 года.
- Newland, Amy Reigle. Visions of Japan – Kawase Hasui's masterpieces. — Amsterdam: Hotei Publishing, 2004. — 149 с. — ISBN 90-74822-68-1 .
- Merritt, Helen; Yamada, Nanako. // Guide to Modern Japanese Woodblock Prints: 1900–1975. — Honolulu: University of Hawaii Press, 1995. — 367 с. — ISBN 0-8248-1732-X .
Ссылки
- (англ.) . Hanga Gallery, Torii Gallery. Дата обращения: 21 ноября 2016. Архивировано из 5 января 2017 года.
- 2021-08-26
- 1