Interested Article - Фор-Бра, Антуан
- 2021-03-04
- 2
Антуан Фор-Бра или Антонио Форбера ( фр. Antoine Fort-Bras или итал. Antonio Forbera , (?), Венеция , Венецианская республика (?) — 1690 , Авиньон (?), Франция) — французский или венецианский художник, получивший известность работами в жанре обманки ( фр. trompe-l’oeil ) .
Биография
О жизни Антуана Фор-Бра практически ничего неизвестно. Его картины своим происхождением связаны с Авиньоном, где, вероятно, работал художник. Они подписаны инициалами фр. «А. F. B.» . Датский искусствовед Олаф Кёстер считал художника итальянцем, работавшим во Франции . Существует предположение, что фамилия художника Фор-Бра может быть переводом итальянской фамилии или прозвища Фортебраччо , распространённого среди художников этого периода из Италии. Достоверно известен только один факт, связанный с художником: он работал в Авиньоне и погиб в этом городе на строительной площадке в результате падения со строительных лесов в 1690 году .
Творчеству художника посвящены несколько статей в крупных искусствоведческих журналах, среди них статья Жоржа де Лои в сборнике «Revue des arts et des musées» (1960, № 1) и статья Пьера Провуайёра в «Le Journal des Arts» (2003, № 171) .
Атрибутируемые произведения
«Мольберт художника»
Антуану Фор-Бра обычно приписывается авторство картины, находящейся в коллекции Авиньоне «Мольберт художника» ( фр. «Le Chevalet du peintre» , инвентарный номер — 22431). Картина выполнена в технике масляной живописи по холсту. Размер полотна — 161,5 на 94,5 сантиметров. Картина подписана инициалами ( лат. «А. F. B. pinxit» ) и датирована 1686 годом. Она принадлежала картезианскому монастырю в Авиньоне. В 1792 году во время революции последний приор монастыря увёз её в Перн-ле-Фонтен , куда удалился после закрытия монастыря. В его семье полотно находилось до 1930 года. Картина была приобретена во время аукциона в Марселе 23 апреля 1955 года по инициативе Жоржа де Лои, куратора музея Кальве . Она атрибутировалась различными специалистами разным художникам, среди которых французский художник Жан-Франсуа де Ле Мотт — именно его называет возможным автором полотна искусствовед Поль Гаммельбо. Гаммельбо указывает, что имеет смысл принять во внимание целый ряд факторов, которые делают возможным авторство Жана-Франсуа де Ле Мотта: полотно является авторской переработкой картины Корнелиса Норбертуса Гисбрехтса «Обманка с натюрмортом» (из Королевского музея изящных искусств в Копенгагене , была написана для датского короля в 1670 году), при этом создание картин по мотивам оригиналов Гисбрехтса, творчеством которого он восхищался, было характерно для художника из Турне .
вНа полотне из Авиньона изображено зеркальное отражение картины Никола Пуссена «Царство Флоры» (1631), стоящее на мольберте , а выше — эскиз к ней. Картина основана на « Метаморфозах » и « Фастах » Овидия . Богиня цветов, весны и плодов Флора , окружённая путти , разбрасывая цветы, танцует в центре картины. Аякс бросается на меч, заканчивая жизнь самоубийством. Нарцисс рассматривает своё отражение на зеркальной поверхности воды в сосуде, который держит нимфа Эхо . Изображены также возлюбленные Афродиты Адонис и Аполлона Гиацинт . Каждая фигура (но этого зритель не видит при поверхностном взгляде на картину) сопровождается изображением того цветка, в который персонаж превращается в момент смерти. Историки искусства считают копию «Царства Флоры», изображённую на картине из Авиньона, достаточно слабой с художественной точки зрения . На картине Фор-Бра с «Царством Флоры» соседствуют воспроизведение картины в стиле Давида Тенирса Младшего «Курящий крестьянин» и несколько пейзажных гравюр, одна из которых подписана автографом представителя живописной династии Переллей — , а также палитра, свисающая с мольберта . Вторую пейзажную гравюру Катрин Огюст приписывает гравёру Себастьяну Леклерку .
Сохранился рассказ французского историка XVIII века Шарля де Бросса , передающий впечатление от этой картины человека эпохи Просвещения :
«В комнате был мольберт, на котором находилось незавершённое полотно, представляющее „Царство Флоры“, чей оригинал принадлежит Пуссену. Палитра художника и его кисти находились рядом с картиной. Выше, на листе бумаги был эскиз картины, сделанный сангиной … Всё это, как на расстоянии, так и вблизи, показалось мне не заслуживающим того, чтобы задержать на нём взгляд; однако моё удивление было беспрецедентным, когда, желая взять в руки эскиз, я обнаружил, что ошибался и что всё это — единая картина, выполненная маслом… Если бы я мог приобрести эту картину, я бы с радостью отдал десять тысяч франков… Что самое любопытное, так это то, что та часть полотна, которая представляет картину [Пуссена], написана отнюдь не хорошо; видимо, этот человек [автор] обладал лишь талантом копировать и завораживать зрителя»
— Шарль де Бросс
Катрин Огюст считает, что Фор-Бра использовал для изображения картины Пуссена эстамп придворного гравёра Людовика XIV Жерара Одрана с «Царства Флоры». Именно поэтому, с точки зрения Одрана, краски, которые использовал сам Фор-Бра для передачи цветовой гаммы картины Пуссена, не соответствуют оригиналу. Сангина же, изображённая выше масляной живописной копии, является самим эстампом, с которого изготовляется копия. Огюст также обратила внимание, что персонажи Пуссена на картине Фор-Бра представлены в гораздо менее откровенных нарядах, чем в оригинале самого Пуссена. Искусствовед предполагает, что причиной могло быть создание картины по заказу картезианского монастыря в Авиньоне, который, возможно, собирался подарить её королю Людовику XIV. Огюст признаёт, что у неё недостаточно документальных свидетельств для подтверждения своей гипотезы .
Другие картины художника
Кроме «Мольберта художника» известны только две другие работы, отмеченные монограммой «А. F. B.» . Среди них «Обманка маркиза де Мони» ( фр. «Trompe l'oeil du Marquis de Mauny» , размер — 46,5 на 65,5 сантиметра), хранящаяся в частной коллекции. В центре картины гравюра-пейзаж, она слегка порвана в нижней части и сильно помята, по гравюре ползает муха. Вокруг гравюры сгруппированы очки, рисунок на синеватой бумаге с лицом женщины, перо и часы на ленте, свисающей с гвоздя, на котором крепится гравюра. За гравюру заткнуто видимое зрителю лишь наполовину письмо с хорошо читаемой надписью ( фр. «A Monsieur / Monsieur le marquis de / Mauny / A Versailles» ). Адресатом этого письма, как предполагают искусствоведы, был маркиз Шарль де Мони и де ла Ферте-Имбо ( фр. Charles, marquis de Mauny et de la Ferté-Imbault ), рыцарь Ордена Святого Духа с 1688 года, умерший в 1716 году. Имя адресата позволяет датировать картину концом XVII века. В верхнем правом углу расположена небольшая картина «Мадонна с младенцем в облаках» болонской школы начала XVII века, круга Аннибале Карраччи , Франческо Альбани или Гверчино .
Необычным в «Обманке маркиза де Мони» является расположение досок фона: они здесь расположены горизонтально, хотя почти всегда на подобных картинах расположение вертикальное .
Ещё одна картина, приписываемая Антуану Фор-Бра, «Три возраста жизни» ( фр. «Les trois âges de la vie» , размер — 39 X 27 сантиметров, подписана «А. F. B.» ), находится в
-
Корнелис Норбертус Гисбрехтс. Обманка с натюрмортом, 1670—1672
-
Никола Пуссен. Царство Флоры, 1631
-
Антуан Фор-Бра или Жан-Франсуа де Ле Мотт. Мольберт художника, 1686
-
Антуан Фор-Бра. Обманка маркиза де Мони
-
Антуан Фор-Бра. Три возраста жизни
Примечания
- (нид.) . RKD. из оригинала 14 января 2018 . Дата обращения: 14 января 2018 .
- , с. 110.
- ↑ August, Catherine. (фр.) . Аctualité du meuble peint. из оригинала 3 ноября 2018 . Дата обращения: 14 января 2018 .
- , с. 19—24.
- , с. 16—29.
- ↑ , с. 41.
- Tymieniecka, Anna-Teresa. . — Springer Science & Business Media, 2006. — С. 91. — 296 с. — ISBN 978-1402-0357-84 . 14 января 2018 года.
- ↑ (фр.) . Аctualité du meuble peint. из оригинала 15 января 2018 . Дата обращения: 14 января 2018 .
- (фр.) . Аctualité du meuble peint. из оригинала 3 ноября 2018 . Дата обращения: 14 января 2018 .
Литература
- Gammelbo, Paul. On Jean François De Le Motte, a French trompe l'oeil painter. (англ.) // Artes: Periodical of the Fine Arts : Сборник A. E. Aamodts Efts.. — 1965. — October ( no. 1 ). — P. 35—44 .
- Koester, Olaf, Brusati, Celeste. Illusions: Gijsbrechts - Royal Master of Deception: [exhibition: Statens Museum for Kunst, Copenhagen, 24. September - 30. December 1999].. — Statens Museum for Kunst, 1999. — 314 с. — ISBN 978-8790-0963-28 .
- Loÿe, Georges de. (англ.) // Revue des arts et des musées : Сборник. — 1960. — No. 1 . — P. 19—24 .
- Provoyeur, Pierre. (фр.) // Le Journal des Arts : Журнал. — 2003. — 16—29 Mai ( n o 171 ). Текст доступен после платной регистрации
- 2021-03-04
- 2